Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНикита Листратов
1 ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков Достоинства и недостатки монополии. Методы государственного регулирования монополии. 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков Достоинства и недостатки монополии. Методы государственного регулирования монополии.
2 Сущность монополии Чистая монополия - ситуация, когда на рынке существует единственный продавец товара/услуги, которые не имеют близких заменителей. Такая рыночная структура является противоположностью рынку совершенной конкуренции. Понятие чистой монополии в значительной степени является абстракцией. Чистая монополия гораздо чаще встречается на местных рынках, чем на общенациональных. Чистая монополия - ситуация, когда на рынке существует единственный продавец товара/услуги, которые не имеют близких заменителей. Такая рыночная структура является противоположностью рынку совершенной конкуренции. Понятие чистой монополии в значительной степени является абстракцией. Чистая монополия гораздо чаще встречается на местных рынках, чем на общенациональных.
3 Сущность монополии Естественная монополия возникает тогда, когда организация альтернативного производства невозможна или неэффективна. Пример: коммунальное хозяйство, электро-, и теплоснабжение, железная дорога. Искусственные монополии - монополизированные производства, которые возникают посредством слияния/поглощения компаний или возведения искусственных барьеров входа-выхода на рынок. Естественная монополия возникает тогда, когда организация альтернативного производства невозможна или неэффективна. Пример: коммунальное хозяйство, электро-, и теплоснабжение, железная дорога. Искусственные монополии - монополизированные производства, которые возникают посредством слияния/поглощения компаний или возведения искусственных барьеров входа-выхода на рынок.
4 Монопольная власть Фирма обладает монопольной властью, если она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем его продаж. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию монополии. Степень монопольной власти зависит от наличия близких товаров-заменителей и от доли фирмы в общих продажах на рынке. Монопольная власть ослабевает с течением времени, т.к. потребители на больших временных интервалах способны найти товары-субституты. Фирма обладает монопольной властью, если она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем его продаж. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию монополии. Степень монопольной власти зависит от наличия близких товаров-заменителей и от доли фирмы в общих продажах на рынке. Монопольная власть ослабевает с течением времени, т.к. потребители на больших временных интервалах способны найти товары-субституты.
5 Барьеры для входа в отрасль 1.Исключительные права, полученные от государства на производство или продажу какого-либо товара или услуги. 2.Патенты и авторские права. 3.Собственность на предложение какого-либо производственного ресурса, в т.ч. нематериальных активов - уникальных способностей, знаний, ноу-хау и т.д. 4.Преимущество низких издержек за счет эффекта масштаба – основная причина существования естественных монополий. 1.Исключительные права, полученные от государства на производство или продажу какого-либо товара или услуги. 2.Патенты и авторские права. 3.Собственность на предложение какого-либо производственного ресурса, в т.ч. нематериальных активов - уникальных способностей, знаний, ноу-хау и т.д. 4.Преимущество низких издержек за счет эффекта масштаба – основная причина существования естественных монополий.
6 Монопольное поведение фирмы: цель Целью поведения фирмы в краткосрочном периоде является максимизация прибыли: Монополия достигает цели, манипулируя ценой и объемом выпуска. Функция общей выручки для монополии имеет особенности, связанные с монопольным положением производителя: Целью поведения фирмы в краткосрочном периоде является максимизация прибыли: Монополия достигает цели, манипулируя ценой и объемом выпуска. Функция общей выручки для монополии имеет особенности, связанные с монопольным положением производителя:
7 Монопольное поведение фирмы: спрос на продукцию монополиста q D Функция спроса на продукцию фирмы-монополиста q D Функция спроса на продукцию фирмы-монополиста
8 Монопольное поведение фирмы: выручка и спрос Предельная выручка монополиста: (1) Эластичность спроса по цене: следовательно, (2) Подставим (2) в (1): Предельная выручка зависит от цены товара и эластичности спроса по цене. Предельная выручка монополиста: (1) Эластичность спроса по цене: следовательно, (2) Подставим (2) в (1): Предельная выручка зависит от цены товара и эластичности спроса по цене.
9 Монопольное поведение фирмы: выручка и спрос Графически функция предельной выручки проходит ниже кривой спроса. q D Функция спроса и предельная выручка монополиста. Графически функция предельной выручки проходит ниже кривой спроса. q D Функция спроса и предельная выручка монополиста.
10 Монопольное поведение фирмы: максимизация прибыли E D = 1 Выручка, издержки и прибыль монопольной фирмы E D = 1 Выручка, издержки и прибыль монопольной фирмы
11 Монопольное поведение фирмы: максимизация прибыли Равновесие на монопольном рынке Равновесие на монопольном рынке
12 Последствия монополизации Монополия, желая максимизировать прибыль, завышает цену, и занижает объем выпуска. Монополия перераспределяет часть доходов потребителей в свою пользу в форме монопольной прибыли, что ведет к неравномерному распределению доходов в обществе. Монополия, желая максимизировать прибыль, завышает цену, и занижает объем выпуска. Монополия перераспределяет часть доходов потребителей в свою пользу в форме монопольной прибыли, что ведет к неравномерному распределению доходов в обществе.
13 Последствия монополизации
14 Последствия монополизации: ценовая дискриминация Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара.
15 Последствия монополизации: ценовая дискриминация Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации: 1.Фирма должна обладать достаточной монопольной властью, чтобы устанавливать различные цены. 2.Должна существовать практическая возможность выделять различные сегменты рынка, на которых можно устанавливать различные цены. 3.Должна отсутствовать возможность перепродажи товара либо это должно быть экономически нецелесообразно. 4.Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации: 1.Фирма должна обладать достаточной монопольной властью, чтобы устанавливать различные цены. 2.Должна существовать практическая возможность выделять различные сегменты рынка, на которых можно устанавливать различные цены. 3.Должна отсутствовать возможность перепродажи товара либо это должно быть экономически нецелесообразно. 4.Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности.
16 Последствия монополизации: ценовая дискриминация Виды дискриминации: 1.Совершенная ценовая дискриминация - возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. 2.Ценовая дискриминация по объему покупки - установление разных цен для разных объемов покупки. 3.Ценовая дискриминация на сегментированных рынках - установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Виды дискриминации: 1.Совершенная ценовая дискриминация - возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. 2.Ценовая дискриминация по объему покупки - установление разных цен для разных объемов покупки. 3.Ценовая дискриминация на сегментированных рынках - установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).
17 Последствия монополизации: ценовая дискриминация Механизм ценовой дискриминации на сегментированных рынках
18 Оценка степени монополизации рынка Одним из инструментов оценки степени монополизации рынка является индекс концентрации (CR), который характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах: гдеk i -рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке; m - число крупнейших фирм, включенных в расчет индекса. Одним из инструментов оценки степени монополизации рынка является индекс концентрации (CR), который характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах: гдеk i -рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке; m - число крупнейших фирм, включенных в расчет индекса.
19 Оценка степени монополизации рынка Наиболее современным инструментом оценки степени монополизации рынка является индекс Герфиндаля (индекс Герфиндаля-Гиршмана): гдеН - значение индекса; S – рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке. Наиболее современным инструментом оценки степени монополизации рынка является индекс Герфиндаля (индекс Герфиндаля-Гиршмана): гдеН - значение индекса; S – рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке.
20 Оценка степени монополизации рынка Значение индекса может изменяться в пределах 0 < H Данный индекс позволяет оценить степень концентрации капитала в определенном сегменте рынка. Безопасным с точки зрения монополизации считается такой рынок, на котором индекс Герфиндаля меньше Такой рынок предполагает представительство не менее 10 фирм (причем доля самой крупной составляет не больше 31%, двух крупнейших не более 44, трех 54, четырех не больше 63%). Значение индекса может изменяться в пределах 0 < H Данный индекс позволяет оценить степень концентрации капитала в определенном сегменте рынка. Безопасным с точки зрения монополизации считается такой рынок, на котором индекс Герфиндаля меньше Такой рынок предполагает представительство не менее 10 фирм (причем доля самой крупной составляет не больше 31%, двух крупнейших не более 44, трех 54, четырех не больше 63%).
21 Достоинства монополии 1.Как правило, монополии – это крупные предприятия с большим положительным эффектом масштаба. Они имеют относительно низкие средние издержки и могут обеспечить снижение цен на рынке. 2.Крупные производители способны обеспечить практически все потребности общества в товарах или услугах определенного вида. 3.Крупные компании способны внедрять самые передовые технологии, требующие значительных инвестиций. Наличие крупных фирм позволяет повышать научно-технический потенциал экономики страны. 1.Как правило, монополии – это крупные предприятия с большим положительным эффектом масштаба. Они имеют относительно низкие средние издержки и могут обеспечить снижение цен на рынке. 2.Крупные производители способны обеспечить практически все потребности общества в товарах или услугах определенного вида. 3.Крупные компании способны внедрять самые передовые технологии, требующие значительных инвестиций. Наличие крупных фирм позволяет повышать научно-технический потенциал экономики страны.
22 Недостатки монополии 1.Завышение цен и занижение объема выпуска, что приводит к неэффективному использованию ресурсов. 2.Монополия уничтожает рыночную конкуренцию, что в коротком периоде приводит к снижению стимула у компаний к осуществлению инноваций. 3.Высокая степень монополизации, существующая достаточно длительные промежутки времени, может привести к тому, что компании этого сегмента потеряют способность к ведению рыночной борьбы. 4.Наличие монополии усиливает дифференциацию доходов населения. 5.Наличие монопольной власти может способствовать нарушению закона, монополии могут являться источником коррупции в обществе. 1.Завышение цен и занижение объема выпуска, что приводит к неэффективному использованию ресурсов. 2.Монополия уничтожает рыночную конкуренцию, что в коротком периоде приводит к снижению стимула у компаний к осуществлению инноваций. 3.Высокая степень монополизации, существующая достаточно длительные промежутки времени, может привести к тому, что компании этого сегмента потеряют способность к ведению рыночной борьбы. 4.Наличие монополии усиливает дифференциацию доходов населения. 5.Наличие монопольной власти может способствовать нарушению закона, монополии могут являться источником коррупции в обществе.
23 Антимонопольное регулирование Предметом антимонопольного законодательства являются как поведение фирм на рынке, так и структуры рынка. Антимонопольным законодательством стран запрещены либо ограничены: - соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка; - договоренности между производителем и торговлей относительно предела цены; - применение демпинговых цен с целью захвата рынка; - связывающие контракты, когда фирма продает товар А, только если покупатель покупает и товар В; - ценовая дискриминация. Предметом антимонопольного законодательства являются как поведение фирм на рынке, так и структуры рынка. Антимонопольным законодательством стран запрещены либо ограничены: - соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка; - договоренности между производителем и торговлей относительно предела цены; - применение демпинговых цен с целью захвата рынка; - связывающие контракты, когда фирма продает товар А, только если покупатель покупает и товар В; - ценовая дискриминация.
24 Антимонопольное регулирование Общая идея антимонопольного регулирования - заставить действовать монополию по правилам рынка совершенной конкуренции, т.е. устанавливать цены на уровне предельных затрат. Одним из распространенных способов подобного регулирования является установление «потолка» цен. Общая идея антимонопольного регулирования - заставить действовать монополию по правилам рынка совершенной конкуренции, т.е. устанавливать цены на уровне предельных затрат. Одним из распространенных способов подобного регулирования является установление «потолка» цен.
25 Антимонопольное регулирование Установление потолка цены
26 Антимонопольное регулирование Другим способом регулирования является установление «справедливой» нормы прибыли для данной отрасли, как правило, гораздо более низкой, чем монопольная. Недостатки данного способа: фирма перестает минимизировать издержки, теряет рыночные ориентиры; установление допустимой нормы прибыли приводит к дальнейшему повышению барьеров входа на рынок. Другим способом регулирования является установление «справедливой» нормы прибыли для данной отрасли, как правило, гораздо более низкой, чем монопольная. Недостатки данного способа: фирма перестает минимизировать издержки, теряет рыночные ориентиры; установление допустимой нормы прибыли приводит к дальнейшему повышению барьеров входа на рынок.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.