Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГеоргий Тужилкин
1 тренажёр Готовимся к ГИА по русскому языку Лугинина Юлия Андреевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14 г.Искитим Новосибирской области
2 Назначение экзаменационной работы- оценить уровень подготовки по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
3 Задача состоит не только в том, чтобы ввести в память учащихся литературный язык, но главным образом в том, чтобы научить пользоваться этим языком наилучшим образом. Н.И.Жинкин
4 Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы п/п Части работы Число заданийМаксимальный первичный балл Типы заданий 1.Часть 11 (С1) 7Задание с развернутым ответом (написание сжатого изложения по тексту) 2.Часть 27 (А1- А7) 9 (В1- В9) 7979 Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом. 3.Часть 31 (С2.1) 7Задание с развернутым ответом (сочинение). Части 1 и 3 (С1 и С2.1) 10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность речи. Итого:1844
5 Критерии оценивания сжатого изложения.баллы ИК1 Содержание изложения. Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив ВСЕ важные для его восприятия микротемы. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, НО упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, НО упустил или добавил более 1 микротемы. 0 ИК2 Сжатие исходного текста. Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 1 Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротем текста, или экзаменуемый не использовал приемы сжатия текста. 0
6 Критерии оценивания сжатого изложения.баллы ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1- ИК3 7
7 Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему п/п Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления. 1 Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. 0 С1К2Наличие примеров- аргументов Экзаменуемый привел 2 примера- аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 2 Экзаменуемый привел 2 примера- аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления ИЛИ экзаменуемый привел 2 примера- аргумента, соответствующих обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, ИЛИ экзаменуемый привел 1 пример- аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления. 1
8 Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему п/п Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему баллы С1К2Экзаменуемый привел 1-2 примера- аргумента из текста, не соответствующего обоснованием, ИЛИ экзаменуемый привел аргументы- примеры не из прочитанного текста, ИЛИ экзаменуемый не привел ни одного примера- аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления. 0 С1К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
9 Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему п/п Критерии оценивания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему баллы С1К3В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки И/ИЛИ имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0 С1К4Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет. 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершенности. 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1- С1- К4 7
10 Критерии грамотности и фактической точности речи. п/п Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого баллы ГК1Соблюдение орфографических норм Орфографических ошибок нет ИЛИ допущено не более 1 ошибки2 Допущены 2 ошибки1 Допущены 3 ошибки и более0 ГК2Соблюдение пунктуационных норм Пунктуационных ошибок нет ИЛИ допущено не более 2 ошибок2 Допущены 3 ошибки1 Допущены 4 ошибки и более0 ГК3Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет ИЛИ допущено не более 1 ошибка2 Допущены 2 ошибки1 Допущены 3 ошибки и более0
11 Критерии грамотности и фактической точности речи. п/п Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого баллы ГК4Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет ИЛИ допущена 1 ошибка2 Допущены 3 ошибки1 Допущены 4 ошибки и более0 ФК1Фактическая точность письменной речи Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2 Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в употреблении терминов 1 Экзаменуемым допущены фактические ошибки в изложении материала, И/ ИЛИ есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов 0 Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1- ГК4 10
12 Как готовиться к сдаче государственной аттестации? Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации; краткую передачу содержания текста; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста; не ставится задача сохранения авторского стиля; использование авторских ключевых слов и словосочетаний; употребление лексики и фразеологии свободное.
13 компрессию (сжатие). Сжатое изложение считается наиболее трудным заданием. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения «…необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, и добиться построения текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств». Сжатое изложение должно быть коротким, но не бедным по содержанию.
14 Коммуникативно-речевые умения умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли, умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
15 Способы сжатия текста исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных, единичных явлений; сочетание исключения и обобщения.
16 Основные требования, которым должно отвечать сжатое изложение: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания; сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;. пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
17 Памятка Как писать сжатое изложение Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: определите тему текста (о чем текст?); сформулируйте основную мысль (чему учит текст?); в повествовании в описании в рассуждении определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
18 Прослушайте текст во второй раз. Определите способ сокращения текста работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение, сочетание исключения и обобщения); составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.); напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст; помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком.
19 Часть С2.1 Написание сочинения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее сложных заданий экзамена: это сочинение выявляет целый ряд общеучебных умений выпускников; оно требует с опорой на курс лингвистики раскрыть смысл высказывания, проиллюстрировать его примерами из текста; выпускник должен использовать знания, полученные в процессе изучения русского языка, оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать собственные суждения с помощью аргументов из исходного текста. Уровень приводимых суждений и аргументов - теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании лингвистических понятий и терминов).
20 Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова! «…Насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса…». («Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»)
21 Развитие речи, непосредственно связанное с развитием мыслительной деятельности, одна из важнейших задач обучения языку, которую необходимо решать постепенно и постоянно на протяжении всего школьного курса. И центральное место в этой работе должно занимать обучение в основной школе. Недаром еще в 1810 г. в «Постановлении о Царскосельском Лицее» формулировалась основная цель обучения воспитанников словесности: «Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое и невысокопарное». Итак, залогом успешной сдачи итоговой аттестации в 9-ом классе является планомерная, систематическая подготовка учащихся в течение всех лет обучения русскому языку.
22 Список литературы: Арефьева С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе// Русский язык в школе. – Система обучения сочинениям на уроках русского языка. Пособие для учителей. Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 1982
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.