Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктория Чешкова
1 Лекция 3. Методология и методы научного исследования в исторической науке
2 План лекции Понятие научного метода Понятие научного метода Структура научного метода Структура научного метода Принципы и подходы Принципы и подходы Типы научных методов Типы научных методов Характеристика основных общенаучных методов исторического исследования Характеристика основных общенаучных методов исторического исследования Характеристика основных специально- научных методов исторического исследования Характеристика основных специально- научных методов исторического исследования
3 Литература к теме Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М., Мелконян Э.Л. Проблемы сравнительного метода в историческом знании. Ереван, Мелконян Э.Л. Проблемы сравнительного метода в историческом знании. Ереван, 1981.
4 Литература к теме Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, Парфенов И.Д. Методология исторической науки. Саратов, Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск, Ракитов А.И. Историческое познание. М., Ракитов А.И. Историческое познание. М., Типология и классификация в социологических исследованиях. М., Типология и классификация в социологических исследованиях. М., Санцевич А.В. Методика исторического исследования. М., Санцевич А.В. Методика исторического исследования. М., 1990.
5 Понятие научного метода Метод – теоретически обоснованное познавательное средство Метод – теоретически обоснованное познавательное средство Метод – исходный пункт деятельности ученого Метод – исходный пункт деятельности ученого
6 Функции научного метода Главная функция метода - регуляция деятельности ученого Главная функция метода - регуляция деятельности ученого Метод выявляет способы и механизмы исследования Метод выявляет способы и механизмы исследования
7 Структура научного метода Подход Подход Принцип Принцип Методика Методика Техника исследования Техника исследования
8 Понятие подхода Подход – определение основного пути решения поставленной исследовательской задачи Подход – определение основного пути решения поставленной исследовательской задачи Фиксирует определенную направленность ориентации исследования Фиксирует определенную направленность ориентации исследования
9 Виды подходов Философские Философские Общенаучные Общенаучные Специальнонаучные Специальнонаучные
10 Философские подходы Позитивистский Позитивистский Марксистский Марксистский Структуралистский Структуралистский Постмодернистский ( и т.д.) Постмодернистский ( и т.д.)
11 Общенаучные подходы Системный Системный Структурный Структурный Функциональный Функциональный Информационный Информационный Модельный Модельный Междисциплинарный Междисциплинарный Сравнительный Сравнительный Генетический и т.д. Генетический и т.д.
12 Характеристика основных принципов исторического исследования Принцип – (лат. principum – основа, начало) – исходное, не требующее доказательств, положение теории Принцип – (лат. principum – основа, начало) – исходное, не требующее доказательств, положение теории Требование к историку, выполняющее регулятивные функции. Требование к историку, выполняющее регулятивные функции.
13 Характеристика основных принципов исторического исследования Определяются мировоззрением исследователя, его принадлежностью к тому или иному философскому направлению, исторической школе Определяются мировоззрением исследователя, его принадлежностью к тому или иному философскому направлению, исторической школе Принцип – более широкое понятие, чем метод. Он может породить целый ряд методов Принцип – более широкое понятие, чем метод. Он может породить целый ряд методов
14 Виды принципов исторического исследования Принцип всесторонности - философский принцип познания, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности Принцип всесторонности - философский принцип познания, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности Принцип детерминизма (лат. determinare – определять, обуславливать) - требование к историку, предполагающее обращение внимания исследователя на обусловленность исторических явлений и процессов. Принцип детерминизма (лат. determinare – определять, обуславливать) - требование к историку, предполагающее обращение внимания исследователя на обусловленность исторических явлений и процессов.
15 Виды принципов исторического исследования Принцип историзма – требование к историку, выражающееся в том, что понять любое явление, событие можно только поняв его историю. Принцип историзма – требование к историку, выражающееся в том, что понять любое явление, событие можно только поняв его историю. Принцип объективности – выступает как требование к историку, предполагающее, что источники и исторические факты имеют объективное содержание, и с помощью исторического осмысления можно достичь объективной истины. Принцип объективности – выступает как требование к историку, предполагающее, что источники и исторические факты имеют объективное содержание, и с помощью исторического осмысления можно достичь объективной истины.
16 Виды принципов исторического исследования Принцип системности – требование к историку, предполагающее рассмотрение объекта изучения как сложноорганизованной системы Принцип системности – требование к историку, предполагающее рассмотрение объекта изучения как сложноорганизованной системы
17 Принципы и подходы Принципы и подходы формулируются теорией. Принципы и подходы формулируются теорией. Поэтому любой метод разрабатывается на основе определенной теории Поэтому любой метод разрабатывается на основе определенной теории Эффективность метода зависит от фундаментальности теории Эффективность метода зависит от фундаментальности теории
18 Структура метода. Методика Методика – совокупность правил,, процедур, приемов, операций, позволяющих на практике реализовать идеи и требования принципа или принципов, на которых основан метод Методика – совокупность правил,, процедур, приемов, операций, позволяющих на практике реализовать идеи и требования принципа или принципов, на которых основан метод
19 Структура метода. Техника исследования Техника исследования – определенные орудия и инструменты, которые позволяют привести в действие процедуры, приемы, операции Техника исследования – определенные орудия и инструменты, которые позволяют привести в действие процедуры, приемы, операции
20 Общенаучные методы определяются общей логикой человеческого мышления определяются общей логикой человеческого мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический, метод обобщения, наблюдение, эксперимент, абстрагирование и т.д.) (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический, метод обобщения, наблюдение, эксперимент, абстрагирование и т.д.)
21 Типы методов исторического исследования. Специальнонаучные Определяются общностью объекта исторических наук Определяются общностью объекта исторических наук Историко-генетический Историко-генетический Историко-сравнительный Историко-сравнительный Историко-типологический Историко-типологический Историко-системный Историко-системный
22 Типы методов исторического исследования. Частнонаучные Определяются спецификой предмета конкретной исторической науки Определяются спецификой предмета конкретной исторической науки Например: Метод разведок, метод раскопок, метод текстологического анализа, метод включенного наблюдения Например: Метод разведок, метод раскопок, метод текстологического анализа, метод включенного наблюдения
23 Общенаучные методы. Наблюдение Целенаправленное изучение явлений, опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятие, представление) Целенаправленное изучение явлений, опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятие, представление)
24 Трудности наблюдения в исторических науках Объект исторического исследования практически никогда не дан в непосредственном наблюдении Объект исторического исследования практически никогда не дан в непосредственном наблюдении Наблюдение в большой мере зависит от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов Наблюдение в большой мере зависит от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов
25 Трудности наблюдения в исторических науках В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей или гипотезой: он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает из них те, которые подтверждают или опровергают его идеи В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей или гипотезой: он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает из них те, которые подтверждают или опровергают его идеи Интерпретация наблюдения всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений Интерпретация наблюдения всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений
26 Эксперимент Метод активного целенаправленного вмешательства в протекание изучаемого процесса, Метод активного целенаправленного вмешательства в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях Практически невозможен в исторических науках, за исключением изучения технологических аспектов истории Практически невозможен в исторических науках, за исключением изучения технологических аспектов истории
27 Анализ метод исследования, суть которого в мысленном разделении изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов на элементы, с последующим изучением каждого из них. метод исследования, суть которого в мысленном разделении изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов на элементы, с последующим изучением каждого из них.
28 Синтез Синтез – (греч. – целое) - общенаучный метод, предполагающий осмысление взаимосвязей и взаимодействий элементов изучаемого явления, события, ситуации, процесса. Синтез – (греч. – целое) - общенаучный метод, предполагающий осмысление взаимосвязей и взаимодействий элементов изучаемого явления, события, ситуации, процесса. Эта логическая операция состоит в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое Эта логическая операция состоит в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое
29 Абстрагирование мысленное отвлечение от каких- либо свойств конкретного; мысленное отвлечение от каких- либо свойств конкретного; выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя
30 Цель абстрагирования Выяснение, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными Выяснение, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными
31 Идеализация Вид абстрагирования Вид абстрагирования Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, которые имеют прообразы в реальном мире Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, которые имеют прообразы в реальном мире
32 Результат идеализации Теоретическая модель, в которой характеристики познаваемого объекта не отвлечены от фактического эмпирического материала, Теоретическая модель, в которой характеристики познаваемого объекта не отвлечены от фактического эмпирического материала, но путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности (например, «точка» - ее невозможно найти в реальном мире) но путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности (например, «точка» - ее невозможно найти в реальном мире)
33 Обобщение процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. Не может быть беспредельным Не может быть беспредельным Его предел – философские категории Его предел – философские категории
34 Индукция (лат. – наведение) – индуктивный метод, который характеризует путь познаний от фиксирования эмпирических данных и их анализа к систематизации, обобщениям и делаемым на их основе общим выводам. (лат. – наведение) – индуктивный метод, который характеризует путь познаний от фиксирования эмпирических данных и их анализа к систематизации, обобщениям и делаемым на их основе общим выводам. Представляет собой движение от отдельных фактов к обобщениям: исследование идет от единичного к частному. Представляет собой движение от отдельных фактов к обобщениям: исследование идет от единичного к частному.
35 дедукция Дедукция предполагает движение мысли ученого от общего к частному. Дедукция предполагает движение мысли ученого от общего к частному. Ученый применяет известные ему понятия для исследования частного, поскольку в каждом факте есть элементы общего. Ученый применяет известные ему понятия для исследования частного, поскольку в каждом факте есть элементы общего.
36 Исторический метод общенаучный метод, неразрывно связанный с логическим методом, предполагающий необходимость изучения объектов во времени. общенаучный метод, неразрывно связанный с логическим методом, предполагающий необходимость изучения объектов во времени.
37 Логический метод общенаучный метод, предполагающий изучение объекта в пространстве как системы, его структуры и функций общенаучный метод, предполагающий изучение объекта в пространстве как системы, его структуры и функций
38 Характеристика специально-научных методов. Генетический метод (историко- генетический метод) наиболее распространенный метод исторического исследования. наиболее распространенный метод исторического исследования. направлен из прошлого к настоящему. направлен из прошлого к настоящему. способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния. способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния.
39 Генетический метод (историко- генетический метод ) состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения
40 Генетический метод (историко- генетический метод ) Метод направлен на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов в их непосредственности, Метод направлен на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. Исторические события показываются в их индивидуальности и конкретности. Исторические события показываются в их индивидуальности и конкретности.
41 Генетический метод (историко- генетический метод ). Подход и принципы метод опирается на аналитико- индуктивный подход, метод опирается на аналитико- индуктивный подход, по форме выражения информации об исследуемом объекте - описательным. по форме выражения информации об исследуемом объекте - описательным.
42 Ограниченность возможностей использования генетического метода При абсолютизации метода возможны ошибки в результатах. При абсолютизации метода возможны ошибки в результатах. Делая упор на изучении развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Делая упор на изучении развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Следует избегать чистого эмпиризма. Следует избегать чистого эмпиризма.
43 Ограниченность возможностей использования генетического метода Метод направлен на анализ развития, но недостаточно уделяет внимание статике. Метод направлен на анализ развития, но недостаточно уделяет внимание статике. Метод тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. Метод тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. При абсолютизации может приводить к выпячиванию индивидуального и неповторимого, затушевыванию общего и закономерного. При абсолютизации может приводить к выпячиванию индивидуального и неповторимого, затушевыванию общего и закономерного.
44 Сравнительный метод Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различий объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации имеющегося материала. Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различий объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации имеющегося материала. Практически ни одно историческое исследование не обходится без сравнения. Практически ни одно историческое исследование не обходится без сравнения.
45 Сравнительный метод. Подходы и принципы Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других. Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других. Принцип сходства и различий Принцип сходства и различий
46 Методологические требования к сравнению сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство необходимо учитывать общий характер исторических эпох, типологическую суть сравниваемых явлений и процессов. необходимо учитывать общий характер исторических эпох, типологическую суть сравниваемых явлений и процессов.
47 Типологический метод – историко-типологический – типология метод упорядочения исторических явлений, основанный на разделении объектов на различные типы на основе существенных признаков, выявлении однородных совокупностей объектов. Это метод сущностного анализа.. метод упорядочения исторических явлений, основанный на разделении объектов на различные типы на основе существенных признаков, выявлении однородных совокупностей объектов. Это метод сущностного анализа..
48 Типологический метод – историко-типологический – типология Метод является средством выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделения однородных стадий в непрерывно-временном их развитии. Метод является средством выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделения однородных стадий в непрерывно-временном их развитии.
49 Типологический метод. Подходы и принципы Типы выделяются на основе дедуктивного подхода и теоретического анализа. Типы выделяются на основе дедуктивного подхода и теоретического анализа. При типологизации применяется совмещенный дедуктивно- индуктивный подход. При типологизации применяется совмещенный дедуктивно- индуктивный подход.
50 Типологический метод. Типология – способ построения классификации на основе сравнительного изучения различных совокупностей объектов. Типология – способ построения классификации на основе сравнительного изучения различных совокупностей объектов.
51 Типологический метод. Различают эмпирическую и теоретическую типологию. Различают эмпирическую и теоретическую типологию. Эмпирическая типология используется в процессе обработки эмпирических данных для выделения типов исследуемых эмпирических объектов. Эмпирическая типология используется в процессе обработки эмпирических данных для выделения типов исследуемых эмпирических объектов. Теоретическая типология предназначена для построения абстрактных моделей этих объектов и является первым шагом к созданию теории. Теоретическая типология предназначена для построения абстрактных моделей этих объектов и является первым шагом к созданию теории.
52 Системный метод – историко-системный метод исходит из того, что существуют общественно- исторические системы разного уровня. исходит из того, что существуют общественно- исторические системы разного уровня. Основные компоненты исторической реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, ситуации, процессы, каждая из которых рассматривается как общественнае системы. Все они функционально связаны. Основные компоненты исторической реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, ситуации, процессы, каждая из которых рассматривается как общественнае системы. Все они функционально связаны. Необходимо вычленить исследуемую систему из иерархии систем. Необходимо вычленить исследуемую систему из иерархии систем.
53 Системный метод – историко-системный метод После выделения системы следует структурный анализ, определение взаимосвязи компонентов системы и их свойств. После выделения системы следует структурный анализ, определение взаимосвязи компонентов системы и их свойств. При этом используются логические приемы и математические методы. При этом используются логические приемы и математические методы. Второй этап - функциональный анализ взаимодействия изучаемой системы с системами более высокого уровня. Второй этап - функциональный анализ взаимодействия изучаемой системы с системами более высокого уровня.
54 Трудности в применении историко-системного метода многоуровневый характер общественных систем, многоуровневый характер общественных систем, переход от систем более низшего уровня к системам более высокого уровня. переход от систем более низшего уровня к системам более высокого уровня. при абсолютизации метода он может привести к чрезмерному абстрагированию и формализации и субъективному конструированию систем при абсолютизации метода он может привести к чрезмерному абстрагированию и формализации и субъективному конструированию систем
55 СПАСИБО!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.