Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнастасия Черняева
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа «Областной центр образования» Тема: Художественная культура России пореформенной эпохи. Предмет: технология Автор: Николаева Анна, Томме Ксения. Томме Ксения.
2 1. Особенности развития русской культуры в пореформенную эпоху В истории русской культуры весь ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в первой поло вине ХIХ в., получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период. В истории русской культуры весь ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью. Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве, которые складывались в первой поло вине ХIХ в., получили свое дальнейшее развитие в пореформенный период.
3 Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий. Интенсивно шел процесс демократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинулась тема "мужика", страдальца, кормильца и защитника страны. В нем видели также главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей. Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственного труда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий.
4 2. Литература и искусство Ведущим направлением в литературе того времени был критический реализм, для которого характерно объективное изображение "правды жизни" и вместе с тем острая критическая направленность против ее негативных сторон, в первую очередь социальной несправедливости, политического и духовного угнетения личности, правовой ее незащищенности. Характерной чертой критического реализма было также умение показать "типические черты жизненных явлений", типичные характеры в типичных обстоятельствах. Ведущим направлением в литературе того времени был критический реализм, для которого характерно объективное изображение "правды жизни" и вместе с тем острая критическая направленность против ее негативных сторон, в первую очередь социальной несправедливости, политического и духовного угнетения личности, правовой ее незащищенности. Характерной чертой критического реализма было также умение показать "типические черты жизненных явлений", типичные характеры в типичных обстоятельствах. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова- Щедрина, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, поэтов Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета (Леншина), А.К. Толстого. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова- Щедрина, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, поэтов Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета (Леншина), А.К. Толстого.
5 Ф.М. Достоевский Повести «Бедные люди» «Белые ночи» «Неточка Незванова» и др. В повести «Двойник» дал психологический анализ расколотого сознания. «Записки из Мертвого дома» о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге.
6 И.С. Тургенев Социально-психологические романы «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе»
7 А. Н. Островский Комедии и социально- психологические драмы «Свои люди сочтемся!»,«Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Горячее сердце»,«Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Лес»,«Таланты и поклонники»,«Без вины виноватые» и др.
8 В х годах в русскую литературу вошла плеяда молодых писателей- демократов - Ф.М. Решетников, Н.Г. Помяловский, В.М. Гаршин, И.В. Федоров (Омулевский), Г.И. Успенский, в творчестве которых получило реалистическое изображение жизни и быта русской деревни, мелкого чиновничества, городского мещанства, духовенства, интеллигенции. В х годах в русскую литературу вошла плеяда молодых писателей- демократов - Ф.М. Решетников, Н.Г. Помяловский, В.М. Гаршин, И.В. Федоров (Омулевский), Г.И. Успенский, в творчестве которых получило реалистическое изображение жизни и быта русской деревни, мелкого чиновничества, городского мещанства, духовенства, интеллигенции. В х годах в русской литературе выдвигаются А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, Д.Н. Мамин- Сибиряк. В х годах в русской литературе выдвигаются А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, Д.Н. Мамин- Сибиряк.
9 В.И. Суриков. Был выдающимся мастером исторической живописи. Его первое значительное полотно "Утро стрелецкой казни" сразу обратило внимание художественной общественности и принесло автору известность. Был выдающимся мастером исторической живописи. Его первое значительное полотно "Утро стрелецкой казни" сразу обратило внимание художественной общественности и принесло автору известность. В своих картинах Суриков изображал переломные моменты российской истории и известные исторические личности, как правило, с сильными характерами, действовавшие в экстремальных условиях. Таковы его картины "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком» В своих картинах Суриков изображал переломные моменты российской истории и известные исторические личности, как правило, с сильными характерами, действовавшие в экстремальных условиях. Таковы его картины "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Покорение Сибири Ермаком» Последним значительным произведением Сурикова была картина "Степан Разин", в которой воспроизведены народные представления о вожде крестьянского восстания ХVII в. Последним значительным произведением Сурикова была картина "Степан Разин", в которой воспроизведены народные представления о вожде крестьянского восстания ХVII в.
10 Завоевание Сибири Ермаком. Завоевание Сибири Ермаком.
11 Боярыня Морозова
12 И.Е. Репин (1844 – 1930) Для творчества Репина характерны выразительность и монументальность его произведений, широкий диапазон разнообразных жанров и сюжетов - исторических, мифологических, бытовых. Для творчества Репина характерны выразительность и монументальность его произведений, широкий диапазон разнообразных жанров и сюжетов - исторических, мифологических, бытовых. Им создана серия полотен, показывающих могучие силы и духовную красоту простого народа, - "Бур лаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Проводы новобранца", "В волостном правлении". Им создана серия полотен, показывающих могучие силы и духовную красоту простого народа, - "Бур лаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Проводы новобранца", "В волостном правлении". Образы революционеров- народников представлены им в картинах "Сходка", "Арест пропагандиста", "Под конвоем", "Не ждали", "Отказ от исповеди". Широко известны картины Репина, написанные на исторические сюжеты, - "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и особенно " Образы революционеров- народников представлены им в картинах "Сходка", "Арест пропагандиста", "Под конвоем", "Не ждали", "Отказ от исповеди". Широко известны картины Репина, написанные на исторические сюжеты, - "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и особенно "
13 Крестный ход в Курской губернии Крестный ход в Курской губернии
14 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885
15 Видными художниками-жанристами были И.М. Прянишников, В.М. Максимов, А.К. Савицкий, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский. Видными художниками-жанристами были И.М. Прянишников, В.М. Максимов, А.К. Савицкий, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский. Русская пейзажная живопись была представлена крупнейшими художниками-реалистами, воспевавшими русскую природу, - И.И. Шишкиным, А.К. Саврасовым, А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, Ф.А. Васильевым, И.И. Левитаном. Русская пейзажная живопись была представлена крупнейшими художниками-реалистами, воспевавшими русскую природу, - И.И. Шишкиным, А.К. Саврасовым, А.И. Куинджи, В.Д. Поленовым, Ф.А. Васильевым, И.И. Левитаном.
16 Иван Иванович Шишкин Русский живописец и график В эпических образах «Рожь»,«Утро в сосновом лесу»,раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы
17 Корабельный лес Корабельный лес
18 Кама возле Елабуги Кама возле Елабуги
19 Своеобразием отличались архитектура и скульптура в пореформенное время. Своеобразием отличались архитектура и скульптура в пореформенное время. В конце XIX в. были построены в неорусском (или ложнорусском) стиле хорошо известные здания культового, торгового, административного и культурного назначения: храм "Спас на крови" на Екатерининском канале (на месте гибели Александра II). В конце XIX в. были построены в неорусском (или ложнорусском) стиле хорошо известные здания культового, торгового, административного и культурного назначения: храм "Спас на крови" на Екатерининском канале (на месте гибели Александра II). Эти тенденции в архитектуре нашли свое выражение и в скульптуре. Образцом эклектики является композиция М.О. Микешина в Новгороде "Тысячелетие России". Эти тенденции в архитектуре нашли свое выражение и в скульптуре. Образцом эклектики является композиция М.О. Микешина в Новгороде "Тысячелетие России". Крупным культурным и общественным явлением было открытие в 1880 г. в Москве памятника А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин) Крупным культурным и общественным явлением было открытие в 1880 г. в Москве памятника А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин) Выдающимся скульптором второй половины XIX в. был М.А. Антокольский. В х годах он создал серию "монументальных личностей": "Иван Грозный" (за это произведение он был удостоен звания академика живописи), "Петр Великий", "Ермак", "Христос перед судом народа", "Смерть Сократа", "Спиноза", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый". Выдающимся скульптором второй половины XIX в. был М.А. Антокольский. В х годах он создал серию "монументальных личностей": "Иван Грозный" (за это произведение он был удостоен звания академика живописи), "Петр Великий", "Ермак", "Христос перед судом народа", "Смерть Сократа", "Спиноза", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый".
20 Большое общественное значение в пореформенную эпоху приобретает театр. Большое общественное значение в пореформенную эпоху приобретает театр. Главными центрами театральной культуры, как и в первой половине XIX в., оставались Московский Малый и Петербургский Александринский театры. В репертуаре Малого театра ведущее место в то время занимали пьесы А.Н. Островского, с драматургией которого было в значительной мере связано и развитие русского пореформенного театра вообще. Главными центрами театральной культуры, как и в первой половине XIX в., оставались Московский Малый и Петербургский Александринский театры. В репертуаре Малого театра ведущее место в то время занимали пьесы А.Н. Островского, с драматургией которого было в значительной мере связано и развитие русского пореформенного театра вообще. В х годах стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1866 г. по инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна в Москве был создан Артистический кружок из числа театральной молодежи. Артист, режиссер и драматург А.Ф. Федотов основал в 1872 г. в Москве "Народный театр", ориентированный на "массового зрителя". В х годах стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1866 г. по инициативе А.Н. Островского и Н.Г. Рубинштейна в Москве был создан Артистический кружок из числа театральной молодежи. Артист, режиссер и драматург А.Ф. Федотов основал в 1872 г. в Москве "Народный театр", ориентированный на "массового зрителя".
21 Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Большую роль в организации и развитии музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн в 1859 г. создает в Петербурге "Русское музыкальное общество", на основе которого в 1862 г. была основана первая в России консерватория. Вторая половина XIX в. - время расцвета русского музыкального искусства. Большую роль в организации и развитии музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн в 1859 г. создает в Петербурге "Русское музыкальное общество", на основе которого в 1862 г. была основана первая в России консерватория. В 1862 г. в Петербурге сложился "Балакиревский кружок" композиторов, или как образно назвал его критик В.В.Стасов, "Могучая кучка". В кружок входили его основатели М.А. Балакирев и Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский- Корсаков. Оперы Мусорского "Борис Годунов" и "Хованщина", Римского-Корсакова "Садко", "Псковитянка", "Майская ночь" и "Царская невеста", Бородина "Князь Игорь" являются шедеврами русской и мировой музыкальной классики. В 1862 г. в Петербурге сложился "Балакиревский кружок" композиторов, или как образно назвал его критик В.В.Стасов, "Могучая кучка". В кружок входили его основатели М.А. Балакирев и Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский- Корсаков. Оперы Мусорского "Борис Годунов" и "Хованщина", Римского-Корсакова "Садко", "Псковитянка", "Майская ночь" и "Царская невеста", Бородина "Князь Игорь" являются шедеврами русской и мировой музыкальной классики.
22 Конец XIX в. ознаменован появлением в музыке плеяды молодых талантливых композиторов: А.К. Глазунова, А.С. Аренского, А.К. Лядова, А.Н. Скрябина, С.И. Танеева, А.Н. Лядова. Конец XIX в. ознаменован появлением в музыке плеяды молодых талантливых композиторов: А.К. Глазунова, А.С. Аренского, А.К. Лядова, А.Н. Скрябина, С.И. Танеева, А.Н. Лядова. В 90-е годы были поставлены балеты Глазунова "Раймонда", "Барышня-служанка" и "Времена года"; Танеевым создана опера "Орестея" (по мотивам древнегреческого драматурга Эсхила) и ряд произведений камерной музыки; В 90-е годы были поставлены балеты Глазунова "Раймонда", "Барышня-служанка" и "Времена года"; Танеевым создана опера "Орестея" (по мотивам древнегреческого драматурга Эсхила) и ряд произведений камерной музыки; Ведущую роль в развитии русского оперного искусства и балета, как и прежде, играли Петербургский Мариинский и Московский Большой оперные театры. Ведущую роль в развитии русского оперного искусства и балета, как и прежде, играли Петербургский Мариинский и Московский Большой оперные театры.
23 Культурная жизнь России во второй половине XIX в. характерна появлением крупных культурных учреждений: музеев, библиотек, выставок. Культурная жизнь России во второй половине XIX в. характерна появлением крупных культурных учреждений: музеев, библиотек, выставок. В Москве были открыты в 1862 г. Румянцевская библиотека (ныне Российская государственная библиотека), в 1872 г. Политехнический музей, в 1883 г. Исторический музей. В Москве были открыты в 1862 г. Румянцевская библиотека (ныне Российская государственная библиотека), в 1872 г. Политехнический музей, в 1883 г. Исторический музей. В 1892 г. в дар Москве П.М. Третьяковым была передана собранная им большая коллекция картин и скульптуры русских художников, положившая основание знаменитой Третьяковской галерее. В 1892 г. в дар Москве П.М. Третьяковым была передана собранная им большая коллекция картин и скульптуры русских художников, положившая основание знаменитой Третьяковской галерее. В Петербурге в 1895 г. был открыт Русский музей, имевший и большой этнографический отдел. Музеи и картинные галереи были открыты и в ряде губернских городов. В Петербурге в 1895 г. был открыт Русский музей, имевший и большой этнографический отдел. Музеи и картинные галереи были открыты и в ряде губернских городов.
24 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.