Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛидия Петрушенкова
1 Мониторинг образовательной деятельности: диагностика развития дошкольника Лектор: Печёркина А.А. канд. психол. наук, доцент
2 Из федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
3 Определение мониторинга Мониторинг – это процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
4 Мониторинг – это самостоятельная функция управления. В его рамках проводятся выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.
5 Мониторинг – это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью ее оценки, контроля, прогноза.
6 Мониторинг – это педагогическая технология образовательной деятельности, ориентированная на получение научно обоснованной информации о ходе и результатах образовательного процесса и выполнение воспитательных функций в учебном заведении.
7 В процессе мониторинга исследуются: физические; интеллектуальные; личностные качества ребенка.
8 Диагностика и коррекция в данном возрасте тесно связаны друг с другом Методические приемы для проведения диагностики в дошкольном возрасте должны быть: краткими; удобными для изучения той или иной сферы личности.
9 Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
10 Методы диагностики: наблюдение; беседа; метод экспертных оценок; критериально-ориентированные методики нетестового типа; критериально-ориентированное тестирование; скрининг-тесты.
11 Наблюдение – это один из основных эмпирических методов, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
12 Наблюдению доступны только внешние проявления вербального и невербального поведения: пантомимика (осанка, походка, жестикуляция, позы и т.д.); мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); речь (содержание, культура речи и т.д.).
13 Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются: многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением; многоуровневая, иерархическая структура психических явлений; уникальный характер и неповторимость психических явлений.
14 Беседа – метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
15 По форме беседа может представлять собой Стандартизированный опрос опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов. Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер.
16 Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно- логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов.
17 Важным моментом в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему.
18 Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует оценки экспертов.
19 Тестирование – это сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов – тестов. Тест – метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний личности.
20 Тестовые задания всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма исследователя.
21 Критериально-ориентированное тестирование используется для оценки степени владения испытуемым пройденным материалом. Выявляет то, что ребенок знает и может делать, а не то, как его результаты соотносятся с результатами других тестируемых, т.е. тип тестов, предназначенных для определения уровня обученности относительно некоторого критерия, а не относительно групповых норм.
22 Критерии правильности заранее определяются авторами теста. Вероятность правильного ответа на любое задание зависит от соотношения уровня знаний испытуемого и уровня трудности задания.
23 Уровень знаний выявляются при анализе ответов каждого ученика на все задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл испытуемых.
24 Критериально-ориентированные методики нетестового типа – это формализованная оценка выполнения заданий (сочинение, результаты игры и т.п.).
25 Скрининг-тест (просеивание) – это простой диагностический тест, применяющийся для исследования большого количества людей с целью выявления лиц с высокой вероятностью наличия у них какого-либо заболевания
26 Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта рекомендуется проводить диагностическое интервью, которое может казаться любой сферы.
27 Общие рекомендации по проведению диагностического интервью с детьми: введение – привлечение ребенка к сотрудничеству; свободные, неуправляемые высказывания ребенка; общие вопросы типа «Ты можешь мне рассказать что- нибудь о себе?», «Расскажи мне, как ты играешь с детьми?» и т.п.; подробное исследование; попытка ослабить напряжение и заключение с выражением признательности ребенку.
28 Во время диагностического интервью обращаться к ребенку нужно только по имени. Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным.
29 Вопросы, которые задают ребенку, бывают трех видов: Прямые вопросы, непосредственно касающиеся исследуемого предмета («Ты любишь сливы?») Косвенные вопросы, снижающие опасность внушения («Как ты поступишь, если на столе стоит ваза со сливами?») Прожективные вопросы, которые сочетаются с идентифицированием ребенка с группой или каким-то лицом («Дети любят сливы?»).
30 Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
31 Цель ведения индивидуальных карт развития – установление уровня психического развития ребенка, его соответствия возрастным нормам, выявление личностных особенностей дошкольника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также, в определенной мере, результаты своего педагогического труда.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.