Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГалина Сударева
1 Администрирование информационных систем СУБД Oracle
2 Файлы инициализации Запуск и остановка БД Экспорт и импорт данных Задачи
3 Средства администрирования SVRMGRL Предоставляет возможность управлять базой данных и изменять в ней информацию Запуск и остановка базы данных, создание и выполнение запросов, вставка записей, изменение данных, подготовка отформатированных отчетов Поддержка подмножества стандартного языка SQL и некоторые дополнения Подсоединение : 1.Проверить ORACLE_SID (#echo $ORACLE_SID) 2.Задать ORACLE_SID ( #export ORACLE_SID=testN, N=1..10) 3.#svrmgrl 4.SVRMGRL> connect internal
4 Сопровождение экземпляра Oracle Создание и сопровождение файлов параметров инициализации Конфигурирование OMF Запуск и остановка экземпляра Мониторинг и использование диагностических файлов
5 Файлы параметров инициализации Чтобы запустить экземпляр, сервер Oracle должен прочитать файл параметров инициализации.
6 Файлы параметров инициализации Записи файла параметров характеризуют соответствующий экземпляр. Два вида параметров: - явные; определены в файле; - неявные; не установлены в файле, но им присваиваются значения по умолчанию. Чтобы оптимизировать производительность в различных ситуациях, несколько файлов может использоваться для одной базы данных. Результат внесения изменений в запись файла зависит от типа файла параметров инициализации: - файл статических параметров, pfile ; - файл постоянных параметров, spfile.
7 При старте сервер Oracle читает файл параметров. Существует два типа файлов параметров инициализации: файл статических параметров, PFILE, на который обычно ссылаются по имени initSID.ora ; файл постоянных параметров, SPFILE, на который обычно ссылаются по имени spfileSID.ora. Содержимое файла параметров Перечень параметров экземпляра. Имя базы данных, с которую обслуживает экземпляр. Распределение памяти для структур системной глобальной области (SGA). Действия над заполненными оперативными журнальными файлами. Имена и расположение управляющих файлов. Информация о сегментах отката.
8 PFILE initSID.ora pfile - это текстовый файл, который можно изменять с помощью доступного в операционной системе редактора. Изменения вносятся в файл вручную. Изменения вступают в силу при следующем запуске экземпляра. Читается только в момент запуска экземпляра По умолчанию расположен в каталоге $ORACLE_HOME/dbs. Также можно самостоятельно создать файл параметров инициализации. Для этого можно воспользоваться примером файла инициализации $ORACLE_HOME/dbs/init.ora, который создается при инсталляции программного обеспечения сервера Oracle: #ср init.ora $ORACLE_HOME/dbs/initSID.ora Дальше можно редактировать полученный файл initSID.ora, где SID - имя вашего экземпляра (соответствует переменной окружения ORACLE_SID).
9 Пример PFILE
10 Правила определения параметров Значения указываются в следующем формате: ключевое_слово=значение. Все параметры необязательные. Для каждого параметра установлено значение по умолчанию, которое может зависеть от операционной системы. Параметры могут быть указаны в любом порядке. Строки комментария начинаются с символа «#». Для использования в качестве значения параметра символьных констант используются двойные кавычки. Включение дополнительных файлов осуществляется при помощи ключевого слова IFILE. Если операционная система различает строчные и прописные символы, то это распространяется и на имена файлов. Множественные значения заключаются в скобки и отделяются запятыми.
11 Запуск базы данных Во время запуска базы данных необходимо выбирать режим запуска. Следующие сценарии описывают различные этапы запуска экземпляра.
12 Поведение команды startup Порядок поиска файлов: При запуске экземпляра командой STARTUP сначала на сервере ищется файл $ORACLE_HOME/dbs/initSID.ora. Если в команде явно указать PFILE, то будет взят именно этот файл параметров.
13 Запуск базы данных в режиме «nomount»
14 Запуск экземпляра (NOMOUNT) Обычно запуск экземпляра без монтирования базы данных вьшолняется только при ее создании или при необходимости пересоздания управляющих файлов. Запуск экземпляра подразумевает выполнение следующих задач: чтение файлов параметров из директории $ORACLE_HOME/dbs initSID.ora задание параметра PFILE в команде STARTUP, которое переопределяет eстановленный по умолчанию порядок чтения файлов параметров; выделение SGA; запуск фоновых процессов открытие сигнального файла alertSID. log и файлов трассировки Имя базы данных должно быть указано либо в параметре DB_NAME файла параметров, либо в команде STARTUP.
15 Запуск базы данных в режиме «mount»
16 Монтирование базы данных Запуск экземпляра и монтирование базы данных без ее открытия выполняется в целях осуществления особых эксплуатационных операций. Например, база данных должна быть смонтирована, но не открыта, при выполнении следующих задач: переименование файлов данных; включение и отключение режима архивирования журнальных файлов; полное восстановление базы данных. Монтирование базы данных включает следующие задачи: ассоциация базы данных с предварительно запущенным экземпляром; определение местоположения управляющих файлов, которые указаны в файле параметров; чтение управляющих файлов с целью получения имен и статуса файлов данных и журнальных файлов.
17 Запуск базы данных в режиме «open»
18 Запуск базы данных Открытие базы данных Нормальное функционирование базы данных подразумевает то, что она открыта и запущен экземпляр, что предоставляет любому зарегистрированному пользователю возможность установить соединение с базой данных и выполнять стандартные операции. Открытие базы данных подразумевает выполнение следующих задач: открытие оперативных файлов данных; открытие оперативных файлов журнала. Если какие-либо из файлов данных или журнальных файлов недоступны в момент открытия базы данных, Oracle возвращает ошибку. Во время этого окончательного этапа открытия базы данных Oracle проверяет доступность всех файлов данных и журнальных файлов, и проверяет целостность базы данных. При необходимости, фоновый процесс системный монитор (SMON) запускает восстановление экземпляра.
19 Команда запуска startup Запуск экземпляра выполняет следующая команда : STARTUP [FORCE] [RESTRICT] [РF1LЕ=имя_файла] [OPEN [RECOVER] [база_данных] [MOUNT | NOMOUNT] где: OPENпредоставляет пользователям доступ к базе данных MOUNTмонтирует базу данных для определенных нужд DBA, но не предоставляет пользователям доступа к базе данных NOMOUNTсоздает SGA и запускает фоновые процессы, но не предоставляет доступа к базе данных PFILE=(фай_пар) разрешает использование файла параметров, отличного от выбираемого по умолчанию FORCE удаляет запущенный экземпляр до того, как выполнен нормальный запуск RESTRICT предоставляет доступ к базе данных только тем пользователям, которые имеют привилегию RESTRICTED SESSION REСOVER выполняет восстановление носителя при запуске базы данных
20 Команда ALTER DATABASE Для перевода базы данных из режима STARTUP NOMOUNT в MOUNT, или из MOUNT в режим OPEN, используется команда ALTER DATABASE : ALTER DATABASE { MOUNT | OPEN } Чтобы защитить информацию от изменений, база данных может быть открыта в режиме 'только для чтения'. Для открытия базы данных используйте следующую команду: ALTER DATABASE OPEN [READ WRITE | READ ONLY] где: READ WRITE открывает базу данных в режиме 'чтение-запись' и разрешает запись в журнальные файлы READ ONLY ограничивает пользователей, позволяя выполнять лишь транзакции 'только чтение', и защищает от записи в журнальные файлы Перевод базы данных из режима NOMOUNT в MOUNT : svrmgrl>ALTER DATABASE db_name MOUNT; Открытие базы данных в режиме 'только для чтения': svrmgrl> ALTER DATABASE db_nmae OPEN READ ONLY;
21 Остановка базы данных База данных останавливается для резервного копирования всех физических структур и для корректировки параметров инициализации. Для остановки экземпляра необходимо установить соединение с привилегиями SYSOPER или SYSDBA и использовать следующую команду : SHUTDOWN [NORMAL | TRANSACTIONAL | IMMEDIATE | ABORT ]
22 Остановка базы данных
23 Параметры команды shutdown
24 Нормальная остановка Нормальный режим остановки базы данных используется по умолчанию. Нормальная остановка базы данных происходит следующим образом: Новые соединения не разрешаются. Сервер Oracle ожидает отсоединения всех пользователей и только после этого продолжает остановку базы данных. Измененные блоки кэша буферов (dirty buffers) и блоки журнального кэша (redo buffers) записываются на диск. Фоновые процессы завершаются и SGA удаляется из памяти. Перед остановкой экземпляра Oracle закрывает и демонтирует базу данных. При следующем запуске не потребуется восстановления экземпляра.
25 Транзакционная остановка Транзакционная остановка обеспечивает сохранность данных клиентов. Остановка базы данных происходит следующим образом : Ни один клиент не может запустить новую транзакцию в этом экземпляре. Клиент принудительно отсоединяется, как только завершается текущая транзакция. Как только все транзакции завершены, немедленно выполняется остановка. При следующем запуске не потребуется восстановления экземпляра.
26 Немедленная остановка Немедленная остановка базы данных выполняется следующим образом: Обработка команд SQL, выполняемых Oracle в данный момент, не завершается. Сервер Oracle не ожидает отсоединения пользователей, работающих с базой данных в текущий момент. Oracle выполняет откат всех активных транзакций и принудительно отсоединяет всех пользователей. Oracle закрывает и демонтирует базу данных перед остановкой экземпляра. При следующем запуске не потребуется восстановления экземпляра.
27 Аварийная остановка Если режимы нормальной и немедленной остановки не срабатывают, может быть выполнена аварийная остановка базы данных. Аварийное завершение работы экземпляра выполняется следующим образом: Немедленно отменяются все команды SQL, обрабатываемые сервером Oracle. Сервер Oracle не ожидает отсоединения пользователей, работающих с базой данных в текущий момент. Буфера из кэша базы данных и журнала не записываются на диск. Не выполняется откат незафиксированных транзакций. База данных не закрывается и не демонтируется Экземпляр удаляется без закрытия файлов. При следующем запуске потребуется восстановление экземпляра, которое произойдет автоматически.
28 Импорт и экспорт
29 Утилиты импорта (IMP) и экспорта (ЕХР) можно отнести к старейшим инструментальным средствам Oracle. Это утилиты командной строки, используемые для извлечения таблиц, схем или всей базы данных из одного экземпляра Oracle для дальнейшего импортирования в другой экземпляр или схему. Традиционно утилиты импорта и экспорта принято относить к сфере интересов администратора базы данных.
30 Когда могут пригодиться утилиты IMP и ЕХР? Клонирование схем Утилиты ЕХР и IMP можно использовать для клонирования схемы с целью тестирования. С помощью опций FROMUSER и TOUSER команды IMP данные с легкостью переносятся от одного пользователя к другому. Это также официально поддерживаемый метод "переименования" пользователя: необходимо экспортировать схему пользователя, импортировать эти данные в схему нового пользователя и, проверив успешность операции, удалить учетную запись старого пользователя. Перенос табличных пространств Утилиты ЕХР и IMP могут использоваться для "переноса" табличного пространства или набора табличных пространств. Эта возможность позволяет взять сформатированные файлы данных из одного экземпляра и «подключить» их к другому.
31 Пересоздание экземпляров Использование утилит ЕХР и IMP эффективный способ пересоздания экземпляра небольшого размера. Если, например, необходимо изменить размер блока базы данных, утилиты ЕХР и IMP оказываются подходящим средством. Возможно, для экземпляров с большим объемом данных это неприемлемо из-за большой продолжительности процесса, но для систем с объемом данных в несколько гигабайт это вариант. Копирование данных с одной платформы на другую Утилиты ЕХР и IMP прекрасное средство копирования данных с одной платформы на другую, даже путем пересылки их по электронной почте. Если создать файл DMP на одной платформе, его можно импортировать на любой другой данные хранятся в виде, не зависящем от платформы, хотя файл DMP и двоичный. Есть и другие варианты творческого использования этих утилит, но основные уже перечислены.
32 Опции Параметры для утилит ЕХР и IMP задаются в виде пар имя-значение. Используется такой вызов: exp parameter_name = value или: exp parameter_name = (value1,value2,value3...) Второй метод удобен для выполнения определенных операций, например, экспортирования на уровне таблиц, а также для экспортирования нескольких таблиц за раз. Опции утилит IMP и ЕХР можно задавать в файле параметров, чтобы не набирать их постоянно в командной строке. Как ЕХР, так и IMP поддерживает опцию HELP = Y, которая выдает на экран краткую информацию об использовании. Она пригодится в том случае, когда требуется уточнить имя параметра. Если просто ввести в командной строке ЕХР или IMP и нажать клавишу Enter, утилиты будут запушены в "интерактивном" режиме и начнут поочередно запрашивать значения необходимых параметров.
33 Параметры утилиты ЕХР Наберите ЕХР с параметром HELP = Y: #ехр help=y
36 Параметры утилиты IMP Наберите IMP с параметром HELP = Y: #imp help=y
38 Создание пользователей
39 Создание нового пользователя
41 Пример создания нового пользователя SQL> CREATE USER Новый_Пользователь IDENTIFIED BY Пароль; Назначения прав Новому_Пользователю SQL>GRANT CONNECT TO Новый_Пользователь; SQL>GRANT RESOURCE TO Новый_Пользователь;
42 Упражнения: 1.Запуск и остановка БД При выполнении настоящего упражнения вам предстоит выполнить несколько операций запуска и остановки БД в различных режимах. 1.Проверьте переменную окружения ORACLE_SID #echo $ORACLE_SID 2.Если ORACLE_SID не задан, то задайте #export ORACLE_SID=testN, N= Подсоединитесь с svrmgrl #svrmgrl SVRMGRL> connect internal Пароли на пользователя sys – change_on_install system – manager scott - tiger 4.Запустите БД сначала в режиме NOMOUNT, далее переведите БД в режим MOUNT, далее в режим OPEN. 5.Запускайте БД в различных в режимах и с помощью alter database переводите в другие режимы, при этом пробуйте подсоединиться к БД с помощью SQL*PLUS и выполнять любые запросы. 6.Остановите БД в различных режимах.
43 2.Экспорт и импорт 1.Выполните экспорт данных из БД: полный экспорт, экспорт пользователя, набора определенных таблиц и т.д. (попробуйте все опции утилиты exp) 2.Создайте нового пользователя. 3.Выполните импорт данных из экспортированных данных (в другие таблицы, новому пользователю)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.