Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГригорий Шмыгин
1 ПРОВАЛЫ (ФИАСКО) РЫНКА. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ЭКОНОМИКЕ
2 1. Провалы рынка. Микроэкономические основы государства 2. Внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии А. Пигу 3. Теорема Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды 4. Общественные блага. Проблема безбилетника 1. Провалы рынка. Микроэкономические основы государства 2. Внешние эффекты. Корректирующие налоги и субсидии А. Пигу 3. Теорема Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды 4. Общественные блага. Проблема безбилетника
3 «Провалы» (фиаско) рынка (market failures) – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. 1. Микроэкономические основы государства
4 Четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: 1. Монополия. 2. Внешние эффекты. 3. Общественные блага. 4. Несовершенная (ассиметричная) информация.
5 Внешние эффекты или экстерналии (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. 2. Внешние эффекты корректирующие налоги и субсидии А. Пигу
6 Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других.
7 Отрицательный внешний эффект: MSC = MPC + MEC, где MSC – предельные общественные издержки, MPC – предельные частные издержки, MEC – предельные внешние издержки
8 P P2P2 P1P1 Q Q2Q2 Q1Q1 MEC D=MSB S=MPC MSC=MPC + MEC A E2E2 E1E1 0 Рис. 1. Отрицательный внешний эффект
9 Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.
10 Положительный внешний эффект: MSB = MPB + MEB, где MSB – предельные общественные выгоды, MPB – предельные частные выгоды, MEB – предельные внешние выгоды
11 Рис. 2. Положительный внешний эффект
12 Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
13 Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
14 Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
15 3. Теорема Коуза. Борьба с загрязнением окружающей среды Теорема Коуза: если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Как следствие: в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны.
16 Эффективная политика в области контроля за загрязнением окружающей среды – это такая политика, которая позволяет сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками, необходимыми для его проведения в жизнь.
17 Рис.3. Определение эффективного уровня выбросов
18 Три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1. Установление норм или стандартов по вредным выбросам. 2. Введение платы за выбросы. 3. Продажа временных разрешений на выбросы.
19 Стандарты по вредным выбросам – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.
20 Плата за выбросы – это плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов.
21 Продажа прав на загрязнение природной среды: государство определяет объем вредных выбросов, допустимый в данном регионе, и продает его в форме лицензий с аукциона.
22 4. Общественные блага. Проблема безбилетника Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.
23 Свойство неизбирательности в потреблении: потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других.
24 Свойство неисключаемости в потреблении: ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить
25 Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
26 Рис.4. Определение совокупного спроса на чисто частное благо и чисто общественное благо
27 Проблема безбилетника: Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить благо даром.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.