Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Рыбников
1 Мотивы учения
2 Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных мотивов. Система учебных мотивов. 4. Качества мотивов. Качества мотивов. Качества мотивов. 5. Источники учебной мотивации. Источники учебной мотивации. Источники учебной мотивации. 6. Классификация мотивов. Классификация мотивов. Классификация мотивов. 7. Уровни познавательных мотивов. Уровни познавательных мотивов. Уровни познавательных мотивов. 8. Уровни социальных мотивов. Уровни социальных мотивов. Уровни социальных мотивов. 9. Качества мотивов учения. Качества мотивов учения. Качества мотивов учения. 10. Функции учебных мотивов. Функции учебных мотивов. Функции учебных мотивов.
3 Трактовки мотива Мотив как цель (предмет). Принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего", т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Мотив как цель (предмет). Принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего", т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Мотив как потребность. Дает ответ на вопрос, "почему" осуществляется активность человека. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность. Мотив как потребность. Дает ответ на вопрос, "почему" осуществляется активность человека. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность. Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым понять основания поведения. Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым понять основания поведения. Мотив как устойчивое свойство личности. Устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Мотив как устойчивое свойство личности. Устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости.
4 Определения Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Мотивация - это побуждение, вызывающие активность организма человека, определяющая ее направленность и устойчивость. Мотивация - это побуждение, вызывающие активность организма человека, определяющая ее направленность и устойчивость. Мотивационная сфера личности - это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотивационная сфера личности - это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.
5 Система учебных мотивов Познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы. Познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы. Мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно- смысловые особенности. Мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно- смысловые особенности.
6 Качества мотивов По мнению А.К. Марковой могут быть: содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.); содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.); динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д. динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д. А.К. Маркова
7 Источники учебной мотивации Внутренние - познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям). Внутренние - познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям). Внешние - условия жизнедеятельности обучаемого, к которым относятся требования, ожидания и возможности Внешние - условия жизнедеятельности обучаемого, к которым относятся требования, ожидания и возможности Личные - интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности. Личные - интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
8 Классификация мотивов На основе источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.); социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.); познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.); познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.); личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.). личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).
9 Классификация мотивов (по М.В. Матюхиной) Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности Широкие социальные мотивы Узколичные мотивы Отрицательные мотивы
10 Мотивы, заложенные в учебной деятельности Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
11 Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности Широкие социальные мотивы Отрицательные мотивы Узколичные мотивы мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями мотивы самоопределения самосовершен ствования стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
12 Уровни познавательных мотивов Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями). Широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями). Учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний). Учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний). Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
13 Уровни социальных мотивов Широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения). Широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения). Узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение). Узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение). Мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). Мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
14 Качества мотивов учения
15 Функции учебных мотивов: побуждающая функция, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность; побуждающая функция, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность; направляющая функция, которая отражает направляющая функция, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей; направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегда стремится к достижению конкретных познавательных целей; регулирующая функция, мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. регулирующая функция, мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегося либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей.
16 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.