Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПавел Малахов
1 1 Инновации в развитии региональной финансовой инфраструктуры и повышение доступности финансовых услуг Михаил Мамута, Президент НАУМИР и Российского Микрофинансового Центра
2 3 Текущее состояние банковского сектора России (июнь 2009 г.) : Капитал = $108 млрд. Кредиты = $664 млрд. Активы = $914 млрд. Число действующих банков = 1041 Число точек продаж (филиалы, доп.офисы, опер.кассы, кр- касс.офисы, опер.офисы) = 41 тыс. Доля населения и МП, не охваченного банковскими услугами = 45% или 60 млн. субъектов
3 Региональные диспропорции в банковском обслуживании В среднем обеспеченность банковскими услугами в регионах составляет лишь 4% от уровня Москвы
4 7 Финансовое обслуживание в России: доступность Финансовые услуги Доступность Расчетно-платежные услуги ~ 95% населения, из них около 80% через агентов Срочные вклады в банках ~ 20% населения Потребительские кредиты ~ 30% населения Ипотечные кредитыменее 2% населения Микрофинансированиеменее 2% населения
5 Кто наименее охвачен финансовыми услугами ?
6 Обеспеченность населения розничными финансовыми услугами в Центральной и Восточной Европе Целевой уровень – около 4 тыс. евро на жителя
7 6 Отделения и офисы банков Отделения банков ( на 100 тыс. населения) Помесячная динамика числа отделений банков Воздействие кризиса -110 (-3%)
8 2 Постановка задачи Доступность розничных финансовых услуг: необходимость коллективного ответа Концепция НАУМИР по повышению доступности финансовых услуг исходит из необходимости существенного изменения структуры розничного финансового рынка и появления новых типов финансовых посредников. Почему существующая финансовая система не может в должной мере решить проблему доступности? Проблема институциональной ограниченности. Концепция взаимодополнения финансовых институтов: банки, небанковские финансовые организации, агенты и операторы ДФО
9 Системный ответ Кредитные организации: пути сохранения и развития региональной банковской инфраструктуры (рост сверху) Небанковские микрофинансовые институты (рост снизу) Перспективы использования агентов и субагентов Другие формы дистанционного финансового обслуживания (электронные деньги и платежные системы)
10 Принципы пропорционального регулирования и надзора
11 Опыт BRIC Бразилия (население – ок. 188 млн. чел) Банковская агентская модель: 110 банков и 117,831 банковских агентов по состоянию на январь 2009 г. (источник – Центральный Банк Бразилии) Охвачены все 5,561 муниципалитета страны 40 миллионов пользователей До 20 различных видов финансовых услуг Объем операций млрд. долл. в год 2.3 млрд. операций в 2008 г. (9% всех банковских операций) Большая часть операций - платежи (свыше 50%; на втором месте – внесение и снятие наличных на счета и получение кредитов - 30%) Агентами выступают аптеки, магазины, супермаркеты, нотариальные конторы, почтовые отделения, лотерейные киоски и даже автобусы Микрофинансирование: 1500 кредитных кооператива с охватом 8 миллионов человек. Доля в розничном финансовом обслуживании – около 5%. Индия (население – ок. 1 млрд. 100 млн. чел) local area banks Банки, область деятельности которых ограничена конкретной географической областью Система микрофинансирования: Около 300 МФО (2008 год) Количество заемщиков – свыше 15 млн. чел. Кредитный портфель – ок. 2 млрд. долл. Рост кредитного портфеля – до 90% в год Доходность – ок. 20% от активов, операционные расходы – ок. 11% от активов Охват 3% малообеспеченного населения Китай (население – ок. 1,3 млрд. человек) Микрофинансирование: Нижний уровень банковской системы Китая в настоящее время (по состоянию на 1 января 2009 г.) представлен деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов (Rural Credit Cooperatives), 599 городских кредитных кооператива (Urban Credit Cooperatives) и Многочисленные почтовые отделения связи (Postal Savings Institutions), оказывающие банковские услуги. Создание регулирования для депозитных МФО Бразилия (население – ок. 188 млн. чел) Банковская агентская модель: 110 банков и 117,831 банковских агентов по состоянию на январь 2009 г. (источник – Центральный Банк Бразилии) Охвачены все 5,561 муниципалитета страны 40 миллионов пользователей До 20 различных видов финансовых услуг Объем операций млрд. долл. в год 2.3 млрд. операций в 2008 г. (9% всех банковских операций) Агентами выступают аптеки, магазины, супермаркеты, нотариальные конторы, почтовые отделения, лотерейные сети Микрофинансирование: 1500 кредитных кооператива с охватом 8 миллионов человек. Доля в розничном финансовом обслуживании – около 5%.
12 Опыт BRIC Бразилия (население – ок. 188 млн. чел) Банковская агентская модель: 110 банков и 117,831 банковских агентов по состоянию на январь 2009 г. (источник – Центральный Банк Бразилии) Охвачены все 5,561 муниципалитета страны 40 миллионов пользователей До 20 различных видов финансовых услуг Объем операций млрд. долл. в год 2.3 млрд. операций в 2008 г. (9% всех банковских операций) Большая часть операций - платежи (свыше 50%; на втором месте – внесение и снятие наличных на счета и получение кредитов - 30%) Агентами выступают аптеки, магазины, супермаркеты, нотариальные конторы, почтовые отделения, лотерейные киоски и даже автобусы Микрофинансирование: 1500 кредитных кооператива с охватом 8 миллионов человек. Доля в розничном финансовом обслуживании – около 5%. Индия (население – ок. 1 млрд. 100 млн. чел) local area banks Банки, область деятельности которых ограничена конкретной географической областью Система микрофинансирования: Около 300 МФО (2008 год) Количество заемщиков – свыше 15 млн. чел. Кредитный портфель – ок. 2 млрд. долл. Рост кредитного портфеля – до 90% в год Доходность – ок. 20% от активов, операционные расходы – ок. 11% от активов Охват 3% малообеспеченного населения Китай (население – ок. 1,3 млрд. человек) Микрофинансирование: Нижний уровень банковской системы Китая в настоящее время (по состоянию на 1 января 2009 г.) представлен деятельностью сельскохозяйственных кредитных кооперативов (Rural Credit Cooperatives), 599 городских кредитных кооператива (Urban Credit Cooperatives) и Многочисленные почтовые отделения связи (Postal Savings Institutions), оказывающие банковские услуги. Создание регулирования для депозитных МФО Индия (население – ок. 1 млрд. 100 млн. чел) local area banks Банки, область деятельности которых ограничена конкретной географической областью Система микрофинансирования: Около 300 МФО (2008 год) Количество заемщиков – свыше 15 млн. чел. Кредитный портфель – ок. 2 млрд. долл. Рост кредитного портфеля – до 90% в год Охват 5% малообеспеченного населения Китай (население – ок. 1,3 млрд. человек) Микрофинансирование (2009 год): сельскохозяйственных кредитных кооперативов (Rural Credit Cooperatives), 599 городских кредитных кооператива (Urban Credit Cooperatives) и Многочисленные почтовые отделения связи (Postal Savings Institutions), оказывающие банковские услуги. Создание регулирования для депозитных МФО
13 Россия: Кредитные организации Банковский секторКрупные банки расширение возможностей банковских филиальных сетей (развитие регулирования операционных офисов) Малые банки концепция «региональных банков» и совершенствование регулирования НДКО
14 Агенты: российский путь Агенты По структуре обслуживания P2B (платежные терминалы) B2P (коллекторы, кредитные брокеры, отправка кредитных карт по почте) P2P (системы денежных переводов) По видам услуг Платежи и переводы (~95%) Выдача и погашение кредитов (~5%) По моделям Банковская Небанковская
15 Небанковские микрофинансовые институты Состояние российского рынка микрофинансирования: На 1 июля 2008 г. в России действовало не менее 2300 небанковских МФО, включая кредитные кооперативы, частные коммерческие МФО, фонды поддержки предпринимательства, НДКО, в то время как в 2003 г. таких организаций было всего 150. Общий портфель займов МФО составил 24 миллиарда рублей; Средний размер займа составил 3500 долларов США; Средний уровень доходности капитала в МФО составил 22% Принципы системного взаимодействия МФИ с банками: - Малый банк МФИ - Кредитное взаимодействие; - РКО; - Агентское взаимодействие - Формирование связок (МФИ – НРКО)
16 Основные положения законопроекта «О кредитной кооперации» 1. Положения законопроекта о государственном регулировании и саморегулировании в сфере кредитной кооперации. Госрегулирование Функцией госрегулирования наделяется федеральный орган исполнительной власти. Регулятор осуществляет контроль за деятельностью СРО кредитных кооперативов, кооперативов, объединяющих более членов, кредитных кооперативов второго уровня. Саморегулирование Членство в саморегулируемой организации обязательно для всех кооперативов. 2. Положения законопроекта об обеспечении финансовой устойчивости кредитных кооперативов. Установлены требования к финансовым нормативам, к порядку распоряжения имуществом кредитного кооператива, предусмотрены ограничения деятельности с повышенными рисками (фондовый рынок) 3.Положения, направленные на защиту интересов членов кредитного кооператива. Определен порядок вступления и выхода, порядок выплаты паенакоплений, включены положения об имущественной ответственности кредитного кооператива и его членов. 4. Положения, направленные на защиту интересов кредиторов. Определен порядок реорганизации и ликвидации кредитных кооперативов и порядок расчета с кредиторами. 5. Положения законопроекта о двухуровневой системе кредитной кооперации. Введено понятие кредитного кооператива второго уровня, определены условия вступления в кооператив второго уровня, предусмотрены дополнительные ограничения на использование средств кредитного кооператива второго уровня и дополнительные требования к обеспечению его финансовой устойчивости.
17 Основные положения законопроекта «О микрофинансовых организациях» 1. Главная цель – создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и осуществление мер государственного стимулирования микрофинансовой деятельности 2. Положения законопроекта о приобретении статуса микрофинансовой организации. Законопроект вводит определение понятий «микрозаем», «микрофинансовая деятельность», «микрофинансовая организация», определяет порядок приобретения статуса МФО. Проект распространяется на недепозитные МФО в форме коммерческих и некоммерческих организаций. Организация приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о ней в государственный реестр микрофинансовых организаций. Статус микрофинансовой организации (внесение сведений об организации в государственный реестр) приобретается в добровольном порядке. 2. Положения о порядке осуществления деятельности, о правах и обязанностях микрофинансовой организации. Законопроектом предусмотрены правила осуществления микрофинансовой деятельности, в том числе права и обязанности микрофинансовой организации и заемщика при предоставлении микрозайма. Законопроектом введен ряд ограничений деятельности микрофинансовой организации, в том числе ограничение на привлечение денежных средств физических лиц, за исключением денежных средств учредителей (членов, участников, акционеров), а также квалифицированных инвесторов микрофинансовой организации, ограничение на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и т.д. 3. Положения законопроекта о регулировании и контроле деятельности микрофинансовых организаций. Государственное регулирование деятельности микрофинансовой организаций возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере банковской и страховой деятельности.
18 9 Государственная поддержка микрофинансирования – антикризисный ответ План антикризисных действий Правительства РФ: микрофинансирование как инструмент борьбы с безработицей Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: - 2 млрд. руб. на капитализацию государственных фондов поддержки малого предпринимательства; - создание государственных МФО II уровня Программа Внешэкономбанка – Российского банка развития по кредитованию МФИ: кредитование в сумме до 1 млрд. руб. из 30 млрд. руб. на всю финансовую поддержку МСП
19 Принципы институциональной структуры диверсифицированная двухуровневая модель розничного финансового рынка двусторонняя направленность развития финансовой системы
20 Ожидаемые результаты от реализации Концепции Показатель На 2009 г. Оценка Минэконом- развития Исходя из концепции Кредиты населению9,6% ВВП39% ВВП44% ВВП Сбережения населения14,2% ВВП26% ВВП42% ВВП увеличение доли малого бизнеса в ВВП, снижение безработицы; повышение заработков уязвимых групп населения; развитие диверсифицированной розничной финансовой системы; сокращения финансовой зависимости; улучшение социальных показателей, включая уровень образования, здоровья и занятости женщин и молодежи; повышение способности местных сообществ решать другие проблемы; возможность добиваться улучшения своего положения с опорой на собственные силы, не прибегая к помощи государства.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.