Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЗоя Подгаевская
1 Лекция 3. Типы научных методов в исторических исследованиях
2 План лекции Общенаучные методы и приемы исследования. Общенаучные методы и приемы исследования. Специально-научные методы Специально-научные методы
3 Литература Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Боришполец К.П. Методы политических исследований. Учебное пособие. М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. -М., Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. М., Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. М., 2004.
4 Общенаучные методы Используются во всех науках Используются во всех науках Отражают общую логику человеческого мышления Отражают общую логику человеческого мышления
5 Типы научных методов по И.Д. Ковальченко В основе - отношение к объекту и предмету исследования В основе - отношение к объекту и предмету исследования
6 Типы научных методов. Общенаучные методы по И.Д. Ковальченко Философские методы, которые используются в основе всех познавательных процедур Философские методы, которые используются в основе всех познавательных процедур определяются общей логикой человеческого мышления определяются общей логикой человеческого мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический, метод обобщения, наблюдение, эксперимент) (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, логический, метод обобщения, наблюдение, эксперимент)
7 Типы методов исторического исследования. Специально-научные по И.Д. Ковальченко Определяются общностью объекта исторических наук Определяются общностью объекта исторических наук Историко-генетический Историко-генетический Историко-сравнительный Историко-сравнительный Историко-типологический Историко-типологический Историко-системный Историко-системный
8 Типы методов исторического исследования. Частнонаучные по И.Д. Ковальченко Определяются спецификой предмета конкретной исторической науки Определяются спецификой предмета конкретной исторической науки Метод разведок, метод раскопок, метод текстологического анализа, метод включенного наблюдения Метод разведок, метод раскопок, метод текстологического анализа, метод включенного наблюдения
9 Типология научных методов по Л.Н. Мазур В основе - учет информационных задач, которые реализует в своей деятельности ученый В основе - учет информационных задач, которые реализует в своей деятельности ученый Всеобщие методы раскрывают наиболее общие принципы человеческого мышления Всеобщие методы раскрывают наиболее общие принципы человеческого мышления Общие методы – дают возможность анализировать материал и придать полученным научным знаниям логически непротиворечивую форму Общие методы – дают возможность анализировать материал и придать полученным научным знаниям логически непротиворечивую форму Частные методы - предназначены для решения конкретных вопросов, раскрывающих отдельные стороны познаваемого предмета Частные методы - предназначены для решения конкретных вопросов, раскрывающих отдельные стороны познаваемого предмета
10 Типология научных методов по Л.Н. Мазур Методы сбора и регистрации исторической информации Методы сбора и регистрации исторической информации Методы систематизации и упорядочения Методы систематизации и упорядочения Методы анализа и синтеза информации Методы анализа и синтеза информации Методы хранения исторической информации Методы хранения исторической информации Методы поиска исторической информации Методы поиска исторической информации Методы преобразования исторической информации Методы преобразования исторической информации
11 Типология научных методов Методы сбора исторической информации Методы сбора исторической информации Методы получения исторической информации Методы получения исторической информации Методы обработки исторической информации Методы обработки исторической информации Методы получения исторического знания Методы получения исторического знания
12 Наблюдение Целенаправленное изучение явлений, опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятие, представление) Целенаправленное изучение явлений, опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятие, представление)
13 Трудности наблюдения в исторических науках Объект исторического исследования практически никогда не дан в непосредственном наблюдении Объект исторического исследования практически никогда не дан в непосредственном наблюдении Наблюдение в большой мере зависит от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов Наблюдение в большой мере зависит от личности наблюдателя, его жизненных установок и принципов
14 Трудности наблюдения в исторических науках В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей или гипотезой: он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает из них те, которые подтверждают или опровергают его идеи В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей или гипотезой: он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает из них те, которые подтверждают или опровергают его идеи Интерпретация наблюдения всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений Интерпретация наблюдения всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений
15 Наблюдение В результате мы получаем знания о: В результате мы получаем знания о: 1. внешних сторонах явления; 1. внешних сторонах явления; 2. существенных свойствах и отношениях 2. существенных свойствах и отношениях
16 Виды наблюдений Непосредственное Непосредственное Опосредованное (различные устройства и приборы, например, фото-кино камера. Микроскоп) Опосредованное (различные устройства и приборы, например, фото-кино камера. Микроскоп) Неконтролируемое(бесструктурное) Неконтролируемое(бесструктурное) Контролируемое (стандартизированное) Контролируемое (стандартизированное) Включенное(изучение явлений изнутри, вживание в среду) Включенное(изучение явлений изнутри, вживание в среду) Простое (регистрация событий со стороны) Простое (регистрация событий со стороны)
17 Требования к наблюдению Однозначность замысла Однозначность замысла Наличие системы методов и приемов Наличие системы методов и приемов Возможность контроля путем повторного наблюдения либо с помощью других методов (например, эксперимента) (как правило, наблюдение выступает составной частью эксперимента) Возможность контроля путем повторного наблюдения либо с помощью других методов (например, эксперимента) (как правило, наблюдение выступает составной частью эксперимента)
18 Результат наблюдения Описание – т.е. фиксация средствами естественного или искусственного языка исходных сведений об изучаемом явлении(схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки) Описание – т.е. фиксация средствами естественного или искусственного языка исходных сведений об изучаемом явлении(схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки)
19 Эксперимент Метод активного целенаправленного вмешательства в протекание изучаемого процесса, Метод активного целенаправленного вмешательства в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных обстоятельств и представляется в «чистом виде» В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от влияния побочных обстоятельств и представляется в «чистом виде» Всегда направляется какой-либо идеей, гипотезой, концепцией Всегда направляется какой-либо идеей, гипотезой, концепцией
20 Особенности эксперимента Более активное, чем при наблюдении, отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования Более активное, чем при наблюдении, отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования Многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя Многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя Возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях Возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях Возможность рассмотрения явления в «чистом» виде путем изоляции от усложняющих его ход обстоятельств Возможность рассмотрения явления в «чистом» виде путем изоляции от усложняющих его ход обстоятельств Возможность контроля и проверки результатов Возможность контроля и проверки результатов
21 Основные стадии эксперимента Планирование Планирование Построение (цель, средства, методы проведения) Построение (цель, средства, методы проведения) Контроль Контроль интерпретация интерпретация
22 Функции эксперимента Опытная проверка гипотез и теорий Опытная проверка гипотез и теорий Формулирование новых научных концепций Формулирование новых научных концепций
23 Виды экспериментов в социальных науках Социальные Социальные Мысленные как теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций Мысленные как теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций
24 Анализ общенаучный метод исследования, суть которого в мысленном разделении изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов на элементы, с последующим изучением каждого из них. общенаучный метод исследования, суть которого в мысленном разделении изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов на элементы, с последующим изучением каждого из них. При анализе осмысливаются специфические особенности элементов изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов и их роль в функционировании и развитии. При анализе осмысливаются специфические особенности элементов изучаемых явлений, событий, ситуаций, процессов и их роль в функционировании и развитии.
25 Виды анализа Механические расчленение Механические расчленение Выявление форм взаимодействия элементов целого Выявление форм взаимодействия элементов целого Нахождение причин явления Нахождение причин явления Выявление структуры Выявление структуры
26 Разновидности анализа Разделение классов на подклассы классификациятипологияпериодизация
27 Синтез Синтез – (греч. – целое) - общенаучный метод, предполагающий осмысление взаимосвязей и взаимодействий элементов изучаемого явления, события, ситуации, процесса. Синтез – (греч. – целое) - общенаучный метод, предполагающий осмысление взаимосвязей и взаимодействий элементов изучаемого явления, события, ситуации, процесса. Эта логическая операция состоит в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое. Эта логическая операция состоит в соединении различных элементов предмета или явления в единое целое.
28 Синтез синтез в истории - это не простое механическое сложение отдельных элементов, он дает качественный скачок в понимании объекта исследования. синтез в истории - это не простое механическое сложение отдельных элементов, он дает качественный скачок в понимании объекта исследования. Синтез дает толчок новому анализу. Синтез дает толчок новому анализу. Чем масштабнее предмет исследования, тем сложнее получить синтез. Чем масштабнее предмет исследования, тем сложнее получить синтез.
29 Связь анализа и синтеза Совершая аналитический процесс, мы синтезируем, а синтез включает в себя анализ Совершая аналитический процесс, мы синтезируем, а синтез включает в себя анализ
30 Абстрагирование мысленное отвлечение от каких-либо свойств конкретного; мысленное отвлечение от каких-либо свойств конкретного; выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя выделение в изучаемом объекте отдельных черт, интересующих исследователя
31 Цель абстрагирования Выяснение, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными Выяснение, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными
32 Идеализация Вид абстрагирования Вид абстрагирования Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, которые имеют прообразы в реальном мире Мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, которые имеют прообразы в реальном мире
33 Результат идеализации Теоретическая модель, в которой характеристики познаваемого объекта не отвлечены от фактического эмпирического материала, но путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности (например, «точка» - ее невозможно найти в реальном мире) Теоретическая модель, в которой характеристики познаваемого объекта не отвлечены от фактического эмпирического материала, но путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности (например, «точка» - ее невозможно найти в реальном мире)
34 Обобщение процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. Не может быть беспредельным Не может быть беспредельным Его предел – философские категории Его предел – философские категории
35 Индукция (лат. – наведение) – индуктивный метод – общенаучный метод, который характеризует путь познаний от фиксирования эмпирических данных и их анализа к систематизации, обобщениям и делаемым на их основе общим выводам. (лат. – наведение) – индуктивный метод – общенаучный метод, который характеризует путь познаний от фиксирования эмпирических данных и их анализа к систематизации, обобщениям и делаемым на их основе общим выводам. Представляет собой движение от отдельных фактов к обобщениям: исследование идет от единичного к частному. Представляет собой движение от отдельных фактов к обобщениям: исследование идет от единичного к частному.
36 Индукция Историк исследует частное и приходит к обобщенному понятию. Историк исследует частное и приходит к обобщенному понятию. Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях, событиях, ситуациях, процессах к другим – более общим и чаще всего более глубоким Данный метод заключается также в переходе от одних представлений о тех или иных явлениях, событиях, ситуациях, процессах к другим – более общим и чаще всего более глубоким Основой функционирования индуктивного метода являются эмпирические данные. Основой функционирования индуктивного метода являются эмпирические данные.
37 дедукция дедуктивный метод – общенаучный метод, суть которого заключается в выведении из каких-либо общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быт проверена опытным путем. дедуктивный метод – общенаучный метод, суть которого заключается в выведении из каких-либо общих положений, которые считаются достоверными, определенных следствий, часть которых может быт проверена опытным путем. Дедукция предполагает движение мысли ученого от общего к частному. Ученый применяет известные ему понятия для исследования частного, поскольку в каждом факте есть элементы общего. Дедукция предполагает движение мысли ученого от общего к частному. Ученый применяет известные ему понятия для исследования частного, поскольку в каждом факте есть элементы общего.
38 Исторический метод общенаучный метод, неразрывно связанный с логическим методом, предполагающий необходимость изучения объектов во времени. общенаучный метод, неразрывно связанный с логическим методом, предполагающий необходимость изучения объектов во времени. Он реализует принцип историзма. Он реализует принцип историзма. Процесс развития изучается через анализ состояния объекта в разных временных срезах. Процесс развития изучается через анализ состояния объекта в разных временных срезах. Сначала идет исследование на основе логического метода - анализ структуры и функций, затем следует исторический анализ (во времени). Сначала идет исследование на основе логического метода - анализ структуры и функций, затем следует исторический анализ (во времени). Метод показывает движение объекта в интервалах времени (по вертикали). Метод показывает движение объекта в интервалах времени (по вертикали).
39 Логический метод общенаучный метод, предполагающий изучение объекта в пространстве как системы, его структуры и функций. общенаучный метод, предполагающий изучение объекта в пространстве как системы, его структуры и функций. Логический метод обеспечивается системным подходом и структурно-функциональным анализом. Логический метод обеспечивается системным подходом и структурно-функциональным анализом. Метод нельзя отрывать от метода исторического. Метод нельзя отрывать от метода исторического. Логический метод раскрывает движение объекта преимущественно в пространстве. Логический метод раскрывает движение объекта преимущественно в пространстве.
40 Специально-научные методы Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект дают либо его специфическую интерпретацию, дают либо его специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. либо ориентируют на особый подход к нему.
41 Характеристика специально-научных методов. Генетический метод (историко- генетический метод) наиболее распространенный метод исторического исследования. наиболее распространенный метод исторического исследования. направлен из прошлого к настоящему. направлен из прошлого к настоящему. способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния. способ изучения исторических явлений в процессе их развития от зарождения до гибели или современного состояния.
42 Генетический метод (историко- генетический метод ) Суть метода состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения Суть метода состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения Метод направлен на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. Метод направлен на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов в их непосредственности, а исторические события и личности охарактеризовать в их индивидуальности и образности. Исторические события показываются в их индивидуальности и конкретности. Исторические события показываются в их индивидуальности и конкретности.
43 Генетический метод (историко- генетический метод). Подход и принципы По логической природе метод является аналитико-индуктивным, по форме выражения информации об исследуемом объекте - описательным. По логической природе метод является аналитико-индуктивным, по форме выражения информации об исследуемом объекте - описательным.
44 Ограниченность возможностей использования генетического метода При абсолютизации метода возможны ошибки в результатах. При абсолютизации метода возможны ошибки в результатах. Делая упор на изучении развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Делая упор на изучении развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Следует избегать чистого эмпиризма. Следует избегать чистого эмпиризма.
45 Ограниченность возможностей использования генетического метода Метод направлен на анализ развития, но недостаточно уделяет внимание статике. Метод направлен на анализ развития, но недостаточно уделяет внимание статике. Метод тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. Метод тяготеет к описательности, фактографизму и эмпиризму. При абсолютизации может приводить к выпячиванию индивидуального и неповторимого, затушевыванию общего и закономерного. При абсолютизации может приводить к выпячиванию индивидуального и неповторимого, затушевыванию общего и закономерного.
46 Сравнительный метод Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различий объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации имеющегося материала. Сравнение - познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различий объектов, строго продуманная концепция отбора и интерпретации имеющегося материала. Практически ни одно историческое исследование не обходится без сравнения. Практически ни одно историческое исследование не обходится без сравнения.
47 Сравнительный метод. Подходы и принципы Принцип сходства и различий Принцип сходства и различий Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других
48 Методологические требования к сравнению сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство сравнение должно основываться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство необходимо учитывать общий характер исторических эпох, типологическую суть сравниваемых явлений и процессов. необходимо учитывать общий характер исторических эпох, типологическую суть сравниваемых явлений и процессов.
49 Типологический метод – историко- типологический – типология метод упорядочения исторических явлений, основанный на разделении объектов на различные типы на основе существенных признаков, выявлении однородных совокупностей объектов. Это метод сущностного анализа.. метод упорядочения исторических явлений, основанный на разделении объектов на различные типы на основе существенных признаков, выявлении однородных совокупностей объектов. Это метод сущностного анализа.. Метод является средством выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в непрерывно-временном их развитии. Метод является средством выявления общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в непрерывно-временном их развитии.
50 Типологический метод. Подходы и принципы Типы выделяются на основе дедуктивного подхода и теоретического анализа. Типы выделяются на основе дедуктивного подхода и теоретического анализа. При типологизации применяется совмещенный дедуктивно-индуктивный подход. При типологизации применяется совмещенный дедуктивно-индуктивный подход.
51 Типологический метод. Типология – способ построения классификации на основе сравнительного изучения различных совокупностей объектов. Типология – способ построения классификации на основе сравнительного изучения различных совокупностей объектов.
52 Типологический метод. Различают эмпирическую и теоретическую типологию. Эмпирическая типология используется в процессе обработки эмпирических данных для выделения типов исследуемых эмпирических объектов.. Различают эмпирическую и теоретическую типологию. Эмпирическая типология используется в процессе обработки эмпирических данных для выделения типов исследуемых эмпирических объектов.. Теоретическая типология предназначена для построения абстрактных моделей этих объектов и является первым шагом к созданию теории
53 Системный метод (историко-системный метод) исходит из того, что существуют общественно- исторические системы разного уровня. исходит из того, что существуют общественно- исторические системы разного уровня. Основные компоненты исторической реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, ситуации, процессы, каждая из которых рассматривается как общественнае системы. Основные компоненты исторической реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, ситуации, процессы, каждая из которых рассматривается как общественнае системы. Все они функционально связаны. Все они функционально связаны. Необходимо вычленить исследуемую систему из иерархии систем. Необходимо вычленить исследуемую систему из иерархии систем.
54 Системный метод (историко-системный метод ) После выделения системы следует структурный анализ, определение взаимосвязи компонентов системы и их свойств. После выделения системы следует структурный анализ, определение взаимосвязи компонентов системы и их свойств. При этом используются логические приемы и математические методы. При этом используются логические приемы и математические методы. Второй этап - функциональный анализ взаимодействия изучаемой системы с системами более высокого уровня. Второй этап - функциональный анализ взаимодействия изучаемой системы с системами более высокого уровня.
55 Системный метод – историко- системный метод Главную трудность создает многоуровневый характер общественных систем, переход от систем более низшего уровня к системам более высокого уровня. Наибольший эффект метод дает при синхронном анализе. Но при абсолютизации метода он может привести к чрезмерному абстрагированию и формализации и субъективному конструированию систем Главную трудность создает многоуровневый характер общественных систем, переход от систем более низшего уровня к системам более высокого уровня. Наибольший эффект метод дает при синхронном анализе. Но при абсолютизации метода он может привести к чрезмерному абстрагированию и формализации и субъективному конструированию систем
56 СПАСИБО!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.