Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемДемид Ярошенко
1 Глубочайшим свойством человеческой натуры является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству. У. Джеймс
2 Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир. А. Дистервег Цель измерения Контроль успеваемости учащихся Формирование адекватной самооценки учащихся
3 Оценивать – значит созидать… Без оценки был бы пуст орех бытия. Ф. Ницше Виды оценки Предметные и персональные Количественные и качественные Результативные и процессуальные Материальные и моральные
4 Принципы оценки Систематичность: – проведение диагностического контролирования на всех этапах обучения – от начального получения знаний до их практического применения; – регулярное диагностирование всех учащихся от первого до последнего дня пребывания в ОУ. Наглядность (гласность): – проведение Открытых Испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям; – оглашение и мотивация оценок. Объективность: – научно обоснованное содержание контрольных заданий, вопросов; – ровное, дружеское отношение педагога ко всем обучаемым; – точное, адекватное установленным критериям оценивание знаний, умений. Е. Юдина Педагогическая оценка дает педагогу возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста.
5 Полноценная система оценки – это система, в которой присутствуют все типы качественных и организационных принципов, только в этом случае система может претендовать на полноту. А. Остапенко Система оценки – возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык; – фиксирование изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности; – возможность адекватной интерпретации заложенной в оценках информации; – формирование механизма, поощряющего и развивающего самооценивания учащимся достижений и рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса; – обеспечение постоянного контакта между педагогом, учащимся, родителями, администрацией и педагогическим коллективом ОУ; – система оценивания должна быть единой применительно к конкретному коллективу; – бережное отношение к психике учащихся.
6 Мы должны констатировать реально то, что ученик сделал, какие ошибки встретились в его работе, какие затруднения он преодолел и к каким результатам пришёл. С. Шацкий Оценки Парциальные Оценки успешности – нормативная; – информационная; – ориентирующая; – стимулирующая; – регулятивная. Функции оценки
7 Наиболее перспективны оценочные технологии, в основе которых лежит гуманитарный подход с новым взглядом на образование и его миссию в обществе. Е. Матви- евская Причины изменения персональной значимости педагогической оценки От ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения С возрастом происходят существенные личностные изменения детей
8 Основные тенденции возрастного изменения значимости педагогиче-ской оценки Рост понимания необходимости приобретения новых знаний, умений и навыков Намечается тенденция постепенного перехода от ориентации на внешние к учёту внутренних стимулов В детстве из года в год увеличивается значимость обладания определёнными качествами личности По мере взросления (особенно в школьные годы) возрастает роль социально-психологических стимулов
9 – воспринимать ребёнка как ценность, как носителя особого внутреннего мира; – признавать неприкосновенность и исключительность личности; – инструментировать негативные проявления воспитанника как позитивные; – при наличии отрицательных результатов находить успехи в чем-то и уметь их показать и всему коллективу, и учащемуся в том числе. Тот, кого я учу, – это прежде всего живой человек, ребёнок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему, – это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, моё отношение к нему как к человеку. В. Сухом- линский Требования к оценивающему педагогу
10 Критерий оценки – индивидуальный, личностный, при котором человек сравнивается с самим собой вчерашним, вследствие чего можно выявить индивидуальные успехи или их отсутствие. Педагоги в своей деятельности используют два типа эталонов в оценке знаний обучающихся: социально- нормативный и индивидуальный. Г. Ксензова Социально-нормативная ориентация Индивидуальная ориентация Критерий оценки – социальные нормы, общезначимые сравнения. Педагог сравнивает действия и учебный результат одного учащегося с аналогичным результатом другого. При нормативном критерии результат учащегося оценивается с точки зрения установленной нормы, единого общепринятого стандарта (например, одна ошибка – «4», две ошибки – «3»).
11 Мы по-разному воспринимаем вещи в зависимости от того, каковы мы сами. М. Монтень Журкина А.Я. Основной критерий – отношение ученика к избранному виду деятельности. Уровни результативности обучения – развлечение, потребление, творчество. Критерии результативности ДОД Лебедев О.Е. Три уровня образованности – элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Калиш И.В. – успешное освоение воспитанниками образовательной программы; – увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; – участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; – профессиональная ранняя ориентация.
12 Уничтожить сразу отметки без предвари- тельного обдумывания и постепенного перехода нельзя. К. Ушинский Основные особенности системы оценки – оценка предметных, метапредмектных и личностных результатов; – содержательная и критериальная основа – планируемые результаты; – оценка методом «сложения»; уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; – оценка способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи; – сочетание внутренней и внешней оценки; – накопительная система оценки индивидуальных достижений; – использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки и др.); – использование персонифицированной и неперсонифицированной информации; – интерпретация результатов на основе контекстной информации.
13 Задача УДОД заключается в формировании у учащихся умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Этого можно достичь благодаря формированию универсальных учебных действий, позволяющих учащимся самостоятельно осваивать новые знания, умения и формировать компетентности. О. Тавстуха Комплексный подход к оценке достижения учащихся Личностные – система ценностных ориентаций, интересы, толерантность. Метапредметные – обобщенные универсальные способы деятельности освоенные в различных предметных областях и применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные – знания, умения и навыки, специальные компетенции, опыт творческой деятельности.
14 Виды универ- сальных учебных действий Личностные действия – смыслообразование (мотив учения) и нравственно-этическая ориентация Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром в поиске и сборе информации, управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий), умение точно выражать свои мысли Познавательные – общеучебные, логические, постановки и решения проблем Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
15 Оценка – очень важное средство воспитания у детей способности к самооценке, без преувеличения своих заслуг и достоинств, без зависти и недоброжелательности в более сильным товарищам, способности к нравственно достойному признанию своих недостатков без каких-либо душевных надломов. П. Груздев Объект оценки Оценка предметных результатов Предмет оценки Процедуры оценки – сформированность учебных действий с предметным содержанием – способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов – внутренняя накопленная оценка; – итоговая оценка (внутренняя или внешняя)
16 Этапы проверки успеваемости Предварительное выявление Уровня знаний учащихся Периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или значительной теме курса Текущая проверка знаний в процессе усвоения знаний по каждой изучаемой теме Повторная проверка знаний, которая, как и текущая, должна быть тематической Итоговая проверка и учёт всех знаний, умений учащихся, приобретённых ими на всех этапах образовательного процесса
17 Рейтинговая система оценки знаний позволяет: Получить возможность определить уровень каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса Отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда Получить возможность увидеть объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения Дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы Повысить объективность оценки знаний
18 В наши дни тесты используются не только для измерения уровня подготовленности, но и для проведения мониторинга учебного процесса, для организации адаптивного обучения дистантного образования: в общем, тесты используются во всех современных образовательных технологиях. В. Аванесов Правила подготовки материалов для тестового контроля: Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися Вопросы не должны повторять формулировок учебника Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными Правильные ответы среди всех Предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие Вопросы не должны содержать «ловушек»
19 Задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий исполнения деятельности в оцениваемой области, оставляют достаточно места для развития учебных стилей учащихся, их способностей и интересов как источников для формирования компетентностей и для идентификации (возможно, ранее скрытых) их сильных сторон. Критерии направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами От учащихся ожидается устное публичное представление своей работы Характеристики аутентичного оценивания
20 Портфолио позволяет решать задачи: выявить индивидуальные способности учащегося к определенному виду деятельности оценить уровень возможностей учащихся и в соответствии с этим скорректировать образовательный процесс показать обоснованность выбора профиля обучения на старшей ступени среднего образования
21 Как врач ведет историю болезни пациента, так педагог, по нашему мнению, должен вести историю развития ребёнка. В. Кара- ковский Объект оценки Оценка метапредметных результатов Предмет оценки Процедуры оценки – сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – уровень сформированности данного вида действий; – уровень присвоения универсального учебного действия – внутренняя накопленная оценка; – итоговая оценка
22 Регулятивные УУД (обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности) Прогнозирование – предугадывание результата и уровня усвоения, его временных характеристик Волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае возникновения расхождений между эталоном, реальным действием и его продуктом Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества уровня усвоения Способность к волевому усилию – к осознанному выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
23 Познава-тельные (общеучебные) УУД – самостоятельное выделение и формулирование образовательной цели; – поиск и выделение необходимой информации; – применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель; – умение структурировать знания; – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное воздание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого или поискового характера; – смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели; – извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; – определение основной и второстепенной информации – свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; – понимание и адекватная оценка средств массовой информации
24 Познава-тельные (логические) УУД – анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных); – синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; – выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; – подведение под понятия, выведение следствий; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепочки рассуждений; – доказательство; – выдвижение гипотез и их обоснование; – формулирование проблемы; – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
25 Коммуника- тивные УУД (Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя) – планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками; – постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; – разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация; – управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации
26 Быть личностью – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором ты живешь. А. Асмолов Объект оценки Оценка личностных результатов Предмет оценки Процедуры оценки – сформированность личностных универсальных учебных действий – эффективность деятельности системы образования, ОУ – внешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации
27 Личностные УУД – самоопределение; – смыслообразование; – морально-этическая ориентация.
28 Материал подготовили: О.Г. Тавстуха, д.п.н., профессор, Л.Б. Железнова, методист
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.