Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентин Будённый
1 Культура общения и языковая норма
2 Язык – орудие только человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поётся в старой песне, «ведь порою и молчание нам понятней многих слов». Но ведь это порою! А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы «корчимся, безъязыкие», пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное. 2
3 «Изводишь, единого слова ради, тысячи тонн словесной руды…» Это не только о поэтах и поэзии. Это и о каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать своё слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека: «…словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». 3
4 Сказанное слово, как лакмусовая бумажка, сразу покажет уровень речевой культуры говорящего. «Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал!»- так писал персидский поэт Саади. 4
5 Речь учителя(причём, учителя любого предмета) становится образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; 5
6 эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета 6
7 7 Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.
8 8 Основные языковые нормы Орфоэпические нормы Лексические нормы Грамматические нормы Морфологические нормы Синтаксические нормы Пунктуационные нормы Нормы произно- шения Нормы слово- употреб- ления Постановка знаков препинания
9 9 Лексико- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, абонент-абонемент, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными, особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.
10 10 Сытый- вполне утоливший голод Сытный- питательный, хорошо насыщенный Болотистый -обильный болотами Болотный- живущий, находящийся на болотах Поступок- совершённое кем-нибудь действие Проступок-поступок, нарушающий правила поведения Водный- относящийся непосредственно к воде Водяной- живущий в воде Абонемент-документ на разрешение пользования Абонент – человек, пользующийся абонементом
11 11 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге ? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота
12 12 ИнАче -иным способом, Иначе –противительный союз - не Иначе как (просторечие) ЭкспЕрт ИнструмЕнт ЗевОта СвЁкла ЖалюзИ ДремОта ОптОвый
13 13 Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
14 14 Типы морфологических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюби м ый Ошибочное образование формы: существительного опытные бухгалтер а ы прилагательного Более красив ее о слаже щ числительногоС пятистами рублями ью местоименияИхнюю вещь глаголаМахают руками шут уш
15 15 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов,все шофера, две пары носков,моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
16 16 Правильный ответ : Контейнеры на погрузке,пять килограммов, много народу, множество грузин,все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах,в полутора часах езды.
17 17 Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовал ои в игре. Нарушение управления Согласно приказ ау Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные ых шторой. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые.ы Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живула в Ордынске была счастлива.
18 18 Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в построении СПП Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь.Когда я вернулся домой.
19 Невыдуманные реплики -Перед праздником надо успеть убраться в квартире -они познакомилися в походе -придёшь со школы- сразу за уроки -стери с доски -тетради ложим на край стола -оденьте куртки – на улице холодно (надеть одежду, одеть Надежду) 19
20 -вы обратно не выполнили задание к упражнению -воротись и убери со стола -пиши красивей -ихние выходки -тортЫ унесите в столовую -поздравьте с девятым маем -если за корнем идёт суффикс… 20
21 ЗАПОМНИТЕ ходАтайство ходАтайствообеспЕчениедоговОрсрЕдстваодновремЕннокаталОг запАсный (выход) запаснОй (игрок) согласно договорУ рефлЕксия 21
22 Речевой этикет проявляется во множестве ситуаций. Это приветствие и прощание, извинение и благодарность, пожелание и просьба… Пожалуй, самая употребительная группа этикетных выражений – обращение, с которого и начинается речевой контакт. 22
23 Как же все-таки обращаться к человеку, если обратиться надо, а мы ничего о нем не знаем? Для вступления в контакт вполне подходят слова типа извините, простите, будьте добры. В них слышится извинение за то, что мы отвлекаем человека, призыв к его доброте, уважение к человеку. А это уместно всегда. 23
24 Хорошему педагогу, в процессе речевого общения, необходимо помнить, что его речь должна быть: 1. Эмоциональной, громкой, четкой, насыщенной эпитетами и сравнениями. 2. Орфоэпически правильной. 3. Уверенной, для чего необходимо знание материала. 4. Подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы. Доброжелательный ответ на все. 24
25 5.Учитель должен иметь философское, невраждебное чувство юмора. 6. Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. 7. Многие учителя считают, стараются подражать молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям. Не стоит этим злоупотреблять. 8.Умейте слушать собеседника (особенно его возражения) 25
26 Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... 26
27 Значение поз и жестов педагога Руки, раскрытые ладонями вверх - Искренность, открытость Пиджак расстегнут (или снят) - Открытость, дружеское расположение Руки спрятаны (за спину, в карманы)- Напряженное восприятие ситуации Руки скрещены на груди - Закрытость от информации, общения, поза превосходства 27
28 Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) - Защита, оборона Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку - Заинтересованность 28
29 Голова слегка наклонена набок - Внимательное слушание Внимательное слушание Педагог опирается подбородком на ладонь- Критическая оценка Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) - Обдумывание решения 29
30 Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению Педагог ходит по классу Функция контроля или обдумывание решения 30
31 Педагог ходит по классу - Функция контроля или обдумывание решения Педагог старается на вас не смотреть - Скрытность, утаивание своей позиции Взгляд в сторону от ученика- Сомнение, отсутствие интереса к мнению 31
32 Педагог начинает собирать бумаги на столе - Урок окончен или разговор окончен Рука педагога находится в кармане- Превосходство, уверенность Пиджак застегнут на все пуговицы - Официальность, подчеркивание дистанции 32
33 Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще 33
34 Перед учителем стоит серьезная задача. Он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, и прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам, накопленным поколениями. 34
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.