Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемСветлана Кадомцева
1 Выполнила: Лутфуллина А.И., ученица 11 «Б» класса МБОУ СОШ 2 с. Аскино Руководитель: Фатхутдинова Вилена Фавзатовна
2 Содержание Творчество Фотогалерея История жизни Память Использованная литература
3 Родился 14 декабря 1831 года в башкирской деревне Туксанбаево Белебеевского уезда (в настоящее время Миякинского района Республики Башкортостан). Отец Камалетдин Искужин (1805 г.р.), указной имам, мать Бибиуммугульсум Салимьянова (1809 г.р.), оба башкиры племени Мин. Начальное образование будущий поэт получил в родной деревне, учился в медресе соседних деревень Менеузтамак и Анясово, был шакирдом медресе в деревне Стерлибашево, где получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Впоследствии Акмулла жил и работал в разных местах: учил детей, занимался различными ремеслами (плотничал), прославился как талантливый поэт-импровизатор.
4 Он много повидал, живя вдали, многого постиг путем самообразования. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойного его характера. И, видно, Камалетдин не в состоянии был понять бунтарской природы Мифтахетдина, его устремлений. Тоскуя и не находя себе места, Мифтахетдин взял доброго отцовского коня и отправился куда глаза глядят.
5 После этого его часто видели на юге Башкирии… Оттуда его снова потянуло в просторы Зауралья. Мифтахетдин на своей знаменитой телеге, в специальных отсеках, которой хранились книги и рукописи, столярные и прочие инструменты, скитается по башкирским аулам верховьев Урала, Агидели, долины реки Миасс, а также в степях Казахстана. Весной и летом, переезжая из аула в аул, на сабантуях он состязался с известными сэсэнами в искусстве поэтической импровизации, читал свои стихи перед народом. Скитаясь среди башкир и казахов, учил детей, занимался различными ремеслами, принимал участие в айтышах сэсэнов и акынов.
6 Мифтахетдин Акмулла как никто другой понимал душу бедняка, его нужды и чаяния, его потребность в участии и сочувствии со стороны других. Его душа была исполнена болью и страданиями простых людей, и столь же жгучей ненавистью к миру богатеев, тарханов, с которыми ему тоже приходилось постоянно сталкиваться. Смерть Акмуллы была неожиданной и трагичной. В ночь на 8 октября 1895 года по дороге из Троицка в Златоуст недалеко от Миасского завода вблизи железнодорожной станции Сыростан он был убит. Похоронен на мусульманском кладбище Миасса.
7 Акмулла проповедовал просветительские идеи, рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами. Творчество Мифтахетдина, пронизанное гуманистическими идеями своего времени, впитавшее в себя передовые и прогрессивные веяния общественной жизни России, снискало глубокую любовь и признание среди населения, оказало благотворное влияние на развитие литературы многих тюркоязычных народов. Поэтому его неслучайно прозвали Акмуллой (светлым, праведным учителем) за честность и правдивость.
8 Поэт, впервые после Салавата, обратился к своему народу со словами «Мои башкиры!». Обращаясь к народу, неустанно призывает его к знаниям и ремеслам: « Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно, Среди нас неучей много, образованных мало. Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться невежества, братья мои». Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма и проявлений средневековой схоластики, в борьбе против притеснения народа в Башкортостане и Казахстане. Он всю жизнь стремился вникнуть в причины тяжелой жизни народа, но он ещё не может прийти к пониманию социально-экономических корней общественного неравенства. Единственный путь к прогрессу поэт видит в просвещении, в овладении знаниями, в искоренении невежества.. Для Акмуллы знание и воспитанность, внутренняя чистота человека и в целом проблемы морального, нравственного порядка наиболее важные в системе его взглядов на мир и на человека. Творчество Акмуллы образовало целую поэтическую школу. Воздействие его творчества отмечали Г. Тукай, М. Гафури, Ш. Бабич, Д. Юлтый, С. Кудаш и др.
9 Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения. В условиях нашего края той эпохи издание книги вряд ли было возможным для своенравного поэта-скитальца, большую часть своей жизни проведшего в странствиях по бескрайним степным просторам родного Урала, Казахстана, добывавшего себе средства на жизнь нелегким трудом учителя, мастера-плотника и столяра. Стихи поэта распространяются в устной рукописной форме по аулам и кочевьям.
12 На родине поэта в д. Туксанбаево Миякинского района в 1981 году создан музей М. Акмуллы. В 1989 году учреждена премия имени Акмуллы за произведения литературы и искусства. (Лауреаты премии: Р. Шакур (1989), А. Вильданов (1990), Р. Султангареева (1993), Р. Сахаутдинова (1994), Г. Шафиков (1995) и др.) Имя поэта носит Башкирский государственный педагогический университет 8 октября 2008 года в Уфе был открыт памятник Акмулле в сквере имени Акмуллы на площадке перед педагогическим университетом на улице Октябрьской революции. В честь поэта названа муниципальная газета Миякинского района «А ҡ мулла т ө й ә ге» (башк. «Родная земля Акмуллы»).
15 %D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D1% 84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image %D0%BC%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D1% 84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image Р. Шакур. Звезда поэзии. 2006г. Издание третье, дополненное
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.