Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПотап Щукин
1 1 Городское методическое сообщество учителей информатики Виртуальное методическое объединение учителей информатики г. Омска и Омской области Вебинар «Теоретические основы системно- деятельностного подхода» в Ведущая: научный руководитель ВМО, к.п.н., доцент Федорова Галина Аркадьевна Для практической работы во время вебинара необходимо зарегистрироваться на портале «Школа» и перейти по ссылке (Информационный ресурс для учителей информатики)
3 Как выполнить нормативные требования стандартов, и не потерять при этом интересы ученика? Какую пользу может оказать учителю и ученику системно-деятельностный подход? Каковы психолого-педагогические основания системно-деятельностного подхода ? Как вести занятия с точки зрения системно- деятельностного подхода? Почему системно-деятельностный подход занимает приоритетные позиции?
4 Видеолекция Кузнецова Александра Андреевича, академика РАО, профессора, доктора педагогических наук, вице – президента Российской академии образования, координатора исследований РАО по разработке и внедрению Государственных образовательных стандартов второго поколения. Лекция размещена на сайте "Методическая служба издательства БИНОМ" Для просмотра видеолекции необходимо: 1. Перейти по ссылке на сайт ( 2. Зарегистрироваться на сайте. (
5 5 Федеральный государственный образовательный стандарт Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в преобразовании процесса обучения таким образом, чтобы главной целью стала не передача знаний от учителя к учащимся, а развитие учащихся за счет их активного включения в процесс познания. Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях
6 6 Системно-деятельностный подход Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет воплотить принцип системности на практике. По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!».
7 7 Деятельность Деятельность это форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности, как «нужде», «необходимости» в чем- либо «деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цепи причинно-следственных зависимостей сознания от общественного бытия» В.В. Давыдов «Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».
8 8 Предмет деятельности «Предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Сама по себе потребность, однако, не может определить конкретную направленность деятельности. Потребность получает свою определенность только в предмете деятельности: она должна в нем». Так, деятельность композитора направлена на создание музыкального произведения; деятельность шлифовщика или фрезеровщика на придание обрабатываемой детали необходимых форм, профилей, характеристик; деятельность педагога на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения учащимися сообщаемых сведений и т.д. Деятельность ученика направлена на освоение этого опыта. Предмет один из основных элементов психологического (предметного) содержания деятельности, в которое кроме него входят средства, способы, продукт и результат.
9 9 Мотивация деятельности Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает». «Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида». С.Л. Рубинштейном
10 10 Структура деятельности
11 11 Учебная деятельность Д.Б. Эльконин трактует понятие «учебная деятельность» как деятельность, имеющую своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий и побуждаемую адекватными мотивами. А.П. Тряпицына дает следующее определение понятия: «учебная деятельность - целенаправленный, мотивированный и педагогически организованный процесс, в результате которого происходит овладение навыками, умениями, а также развитие творческих сил, способностей и мотивационной сферы школьников». И.А. Зимняя определяет учебную деятельность как «деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку».
12 12 Структура учебной деятельности В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются: - потребность; - учебная задача; - мотивы учебной деятельности; - учебные действия и операции.
14 14 Структура учебной деятельности Потребностью УД является стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области (эти знания отражают закономерности происхождения, становления и развития предметов соответствующей области; эмпирико- утилитарные знания в отличие от теоретических фиксируют лишь признаки уже ставших предметов). Учебная задача. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися учебную задачу - значит ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях.
15 15
16 16 Учебные действия Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» ( УУД ), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Функции универсальных учебных действий - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные задачи, использовать необходимые средства и способы для их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и «умения учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, социальной мобильности; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
17 Портал «Школа» - Учителю – Методические объединения – Информационный ресурс для учителей информатики Логин: user20…40 Пароль: VirtualUser_20…40
18 Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Основные характеристики системно-деятельностного подхода
19 19 Основные характеристики стандартов второго поколения Основной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). Основные характеристики системно-деятельностного подхода
20 20 Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно- историческими аналогами, рефлексию результатов. Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды -- обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения. Основные характеристики системно-деятельностного подхода
21 Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Основные характеристики системно-деятельностного подхода
22 Деятельностный подход
23 Задание 3.
24 24 Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребенку; системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений; проектирует целей курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов; создает мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников; организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей; организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения; организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Опрос
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.