Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентина Гурова
1 Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 5 Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
2 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм С одной стороны, научные идеи существуют в объективированной форме, независимо от каждого человека, от того периода времени, когда они появились на свет, хотя и обладают хронологической последовательностью. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой, обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны, исследователь не может не учитывать того обстоятельства, что производит эти знания конкретный субъект, и что их появлению способствуют или препятствуют различные события и факты, относящиеся к области социальных, общекультурных, политических, религиозных и прочих факторов, и не имеющих отношения к строго логической структуре знания. Такая двойственность существования и движения науки послужила основанием для формирования в 30-х - 50-х годах ХХ в. двух методологических подходов в понимании движущих сил развития научного знания: интернализма и экстернализма.
3 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Интернализм отдает предпочтение внутренним факторам развития науки Динамика науки – это движение идей, понятий, теорий, типов мышления по внутренней логике их развития, которое может происходить либо постепенно, либо скачкообразно. Согласно этой концепции, существуют три самостоятельных, принципиально не связанных друг с другом типа реальности Физический мирПсихический мирМир знаний
4 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Научное знание – это автономная, саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развития общества и особенностей различных его подсистем на том или ином этапе их развития. Главную движущую силу развития науки составляют присущие ей внутренние цели, средства и закономерности.
5 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Социальность играет определенную роль в науке. Социальные обстоятельства могут ускорить или замедлить развитие научного знания, изменить направленность его движения. Социальные обстоятельства практически не могут повлиять на внутреннюю логическую и содержательную сторону научных идей. Интерналисты признают, что
6 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Выделяют две версии интернализма: Эмпирический Основой динамики научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов. Теория – это вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов. Рационалистический Основу динамики научного знания составляют теоретические изменения. Теоретические изменения есть результат познавательного творческого процесса.
7 Кафедра философии ЛГТУ 2011 С точки зрения экстернализма Основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания (темы, методы, идеи, гипотезы являются: Материальный и духовный потенциал общества Социальные потребности общества Культурные ресурсы общества.
8 Кафедра философии ЛГТУ 2011 С позиций экстерналистов В научном познании познавательный интерес (познание ради умножения и совершенствования знания) не имеет самодавлеющего значения. Познавательный процесс всегда ориентирован на определенный практический интерес, на необходимость решения множества инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем.
9 Кафедра философии ЛГТУ 2011 Экстерналисты утверждают мысль о существенном влиянии общества на развитие науки. Экономические, технические и технологические потребности общества (Дж.Бернал, Б.Гессен и др.). Тип социальной организации (А.Богданов). Господствующую культурную доминанту общества (О.Шпенглер). Наличный духовный потенциал общества (религию, философию, искусство, нравственность, ментальность). Локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научного коллектива и отдельных ученых (Т.Кун, П.Фейерабенд, Ш.Малкей). Конкретный тип взаимодействия указанных выше факторов, образующих наличный социокультурный фон науки (В.Купцов и др.). Однако в оценке значимости различных социальных и духовных факторов в среде экстерналистов существуют серьезные расхождения. Главные факторами, влияющими на развитие науки экстерналисты считают:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.