Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВячеслав Шигин
1 Управленческая экономика Занятие 2.
2 Раздел II. Микроэкономические аспекты управления фирмой
3 Тема 3. Оценка и прогнозирование спроса и предложения на рынке
4 Основные вопросы темы 1. Понятие спроса и предложения. 2. Равновесие на индивидуальных рынках. 3. Эластичность спроса. 4. Применение эластичности для принятия управленческих решений. 5. «Управление» спросом.
5 1. Спрос на индивидуальных рынках
6 Спрос Величина спроса на товар представляет собой количество, которое потребители хотят и могут купить в определённый период по данной цене. Закон спроса состоит в том, что при прочих равных условиях величина спроса на данное благо обратно пропорциональна цене блага.
7 Кривая спроса B B D A Q 2 Q 1 Q Величина спроса Цена P блага P 2 P 1
8 Объяснение закона спроса - 1 Эффект дохода: при изменении цены реальный доход покупателя изменяется в противоположном направлении. Эффект замещения: при изменении цены данного блага происходит изменение величины спроса на другие товары- заменители в том же направлении и соответствующее изменение спроса на данное благо в противоположном направлении.
9 Объяснение закона спроса - 2 Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
10 Неценовые факторы спроса 1. доходы покупателей, 2. вкусы потребителей, 3. цены на взаимосвязанные (сопряжённые) товары, 4. ожидания потребителей, 5. число покупателей.
11 Сдвиг кривой спроса A B D D Р Цена блага Р 1 Q 1 Q 2 Q Величина спроса
12 Нормальные и малоценные блага Нормальное благо - благо, спрос на который повышается с увеличением дохода потребителей. Малоценное благо – благо, спрос на который понижается с увеличением дохода потребителей.
13 Взаимозаменяющие и взаимодополняющие блага Взаимозаменяющие блага: блага являются взаимозаменяющими, если увеличение цены одного из них ведёт к повышению спроса на другое благо. Взаимодополняющие блага: блага являются взаимодополняющими, если увеличение цены одного из них ведёт к сокращению спроса на другое благо.
14 2. Предложение на индивидуальных рынках
15 Предложение Величина предложения товара представляет собой количество, которое производители (продавцы) хотят и могут произвести (продать) в определённый период по данной цене. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях величина предложения данного блага прямо пропорциональна цене блага.
16 Кривая предложения А В Q 1 Q 2 Q Величина предложения S Цена Р P 2 P 1
17 Неценовые факторы предложения 1. цены на ресурсы, 2. технология, 3. объём производственных мощностей, 4. налоги и субсидии, 5. цены на другие товары, 6. ожидания производителей, 7. число производителей и продавцов на рынке.
18 Сдвиг кривой предложения В А Q 2 Q 1 Q Величина предложения S S Р Цена блага P 1
19 3. Рыночное равновесие
20 Рыночное равновесие Дефицит Е Q 1 Q Е Q 2 Q 3 Q D S Избыток Р Р1 PЕ Р2 Р Р1 PЕ Р2
21 Равновесная цена представляет собой цену, при которой спрос на товар равен предложению товара, не существует дефицита или излишка данной продукции.
22 Изменение равновесия S S 1 D1DD1D Р Р Q S Q
23 Факторы, влияющие на цену блага ЦЕНА БЛАГА Факторы на стороне спроса (субъективные оценки предельной полезности) Факторы на стороне предложения (затраты ресурсов) Денежные факторы (количество денег в обращении)
24 4. Эластичность спроса
25 Ценовая эластичность спроса (E P ) процентное изменение величины спроса на товар в результате изменения его цены на 1 %.
26 Ценовая эластичность спроса (E P ) (Q 2 – Q 1 ) % Q D = x 100% Q 1 (P 2 – P 1 ) % P = x 100% P 1 % Q D Q P1 E P = = * % P P Q1
27 Факторы ценовой эластичности спроса наличие товаров-заменителей, удельный вес в доходе потребителя, являются ли товары предметами роскоши (E P > 1) или предметами первой необходимости (E P < 1), время, необходимое для принятия решений.
28 Задача 1. Корпорация Dolan, производитель портативных двигателей, определила, что в 2008 г. кривая спроса на ее продукт имеет вид: P=2000–50Q, где P – цена двигателя (в долларах), а Q – количество продаваемых двигателей в месяц. 1) Какую цену должна назначить фирма, чтобы продавать 20 двигателей в месяц? 2) Сколько двигателей в месяц будет продавать корпорация, если менеджеры установят цену на уровне 500 долларов? 3) Какова эластичность спроса по цене, если цена равна 500 долларов? 4) При какой цене (если таковая существует), эластичность спроса будет единичной?
29 Перекрёстная эластичность спроса по цене процентное изменение величины спроса на товар A в результате изменения цены взаимосвязанного товара B на 1 %. Q A E СP = P B
30 Взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары Взаимозаменяющие товары: товары являются взаимозаменяющими, если перекрёстные эластичности между ними являются положительными (E СР > 0) Взаимодополняющие товары: товары являются взаимодополняющими, если перекрёстные эластичности между ними являются отрицательными (E СР < 0)
31 Эластичность спроса по доходу процентное изменение величины спроса на благо в результате изменения доходов потребителей на 1 %. Q E Y = Y
32 Задача 2. По оценкам корпорации Schmidt, спрос на ее продукцию представляет собой следующую зависимость: Q=400-3P+4I+0,6A, где Q – это объем спроса в месяц, P – цена продукта (в долларах), I – располагаемый доход на душу населения (в тысячах долларов), A – расходы фирмы на рекламу (в тысячах долларов в месяц). Численность населения предполагается постоянной величиной. 1) По прогнозам, в течение следующего десятилетия подушевой располагаемый доход вырастет на 5000 долларов. Как это скажется на продажах фирмы? 2) Допустим, что корпорация намеревается поднять цену на свою продукцию таким образом, чтобы перекрыть воздействие увеличения подушевого располагаемого дохода. На какую величину должна быть увеличена цена? 3) Увеличится или уменьшится ценовая эластичность спроса при таком повышении цены на продукцию корпорации? Объясните свой ответ.
33 Нормальные и малоценные блага Нормальное благо - это такое благо, у которого эластичность спроса по доходу является положительной (E Y > 0). Малоценное благо – благо, у которого эластичность спроса по доходу является отрицательной (E Y < 0 ).
34 Эластичность и выручка Если спрос эластичен, то увеличение цены на 1% приведет к снижению спроса более, чем на 1% Если спрос неэластичен, то увеличение цены на 1% приведет к снижению спроса менее, чем на 1%
35 Если y -1 (спрос неэластичный), то ΔTR/ΔP>0, таким образом, увеличение цены увеличит TR. Выручка (TR) = P*Q
36 Расчет эластичности по функции кривой спроса Пусть кривая спроса на компьютер задана уравнением Q=-700P+200I-500S+0.01A 1) Пусть средний доход на душу населения (I) = 13000$, средняя цена программного обеспечения (S) = 400$, расходы на рекламу (А) = 50 mln. $, тогда Q= – 700P Возьмем цену = 3000$ Тогда Q= (700)*3000=800000
37 Мы можем представить отношение ΔQ/ΔP как угловой коэффициент (тангенс угла) наклона кривой спроса, тогда ΔQ/ΔP = -700 Согласно уравнению эластичности, Ed=ΔQ/ΔP*P/Q, тогда Ed=-700*3000/800000=-2,63 Задание 3: рассчитайте ценовую эластичность спроса при цене P = 2000$.
38 Гос. регулирование: налоги и субсидии Особенно сильно влияние на рыночное равновесия косвенных налогов (НДС, таможенные пошлины, акцизы) Допустим, государство вводит акциз (T) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис.) Продавец вынужден будет запрашивать за любое количество товара цену, большую прежней на величину налога (сдвиг кривой S вверх на величину Т). Субсидия (H) является антиподом налогов.
39 P D S1 P 1 S Q O1O1 O T A P 0 P s Покупатель Продавец Покупателю придется платить больше (P 1 ), но и продавец отдает государству налог с цены. В результате продавцу реально достанется Ps, т.е. меньшая цена, чем до налога. Сумма налоговых поступлений = T*Q 1 (площадь прямоугольника P s P 1 O 1 A). При этом часть налогового бремени ляжет на покупателей, часть – на продавцов. Прямоугольник AOO 1 - не достанется не покупателям, не продавцам, не государству – это чистые потери общества от налогообложения. Q 1 Q 0
40 Субсидия (H) является антиподом налогов. O O1O1 S1S1 H S B P PsPs P0P0 P1P1 Q0Q0 Q1Q1 Общая сумма затрат государства на субсидии = Q 1 *Н (площадь прямоугольника P 1 O 1 BP s ). Фактическая цена товара с учетом субсидии для производителя Ps=P 1 +H. Производитель получит ценовую надбавку (Ps-P 0 ), т.е. его выигрыш выражается площадью трапеции PsBOP 0. Потребители заплатят за товар на P 0 -P 1 меньше, их выигрыш равен площади трапеции P 0 OO 1 P 1. Производитель Потребитель
41 Задача 4. Функции спроса и предложения на рынке: Qs = ,5Р и Qd = ,5Р. Введен налог на товар А в размере 10 ден. ед. за 1 шт. товара. а) каковы будут новые параметры равновесия на рынке; б) как распределилось налоговое бремя между производителем и потребителем?; в) каков размер чистых потерь общества?
42 Налоговое бремя и эластичность спроса Рассмотрим две крайние ситуации – спрос абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный В случае абс.эластичного спроса при введении налога рыночная цена не меняется, но падает объем продаж (см. рис а) из-за наличия заменителей. Потребители не несут потерь, только производитель. Более того, падение производства способно разорить производителя. В случае абс.неэластичного спроса (рис.б) равновесная цена значительно увеличится, а объем продаж останется неизменным. Потребитель оплатит весь прирост цены.
43 a b
44 Высокая эластичность предложения = возможность менять параметры производства достаточно быстро. При неэластичном предложении налоговое бремя ложится на производителя, а при эластичном – на потребителя. См. рис. Налоговое бремя и эластичность предложения
45 a b
46 Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения Чем выше эластичность предложения, тем: Чем выше эластичность спроса, тем: Выше рост ценНиже рост цен Сильнее падение объема продаж Меньше налоговые поступления Меньше потери производителяБольше потери производителя Больше потери потребителяМеньше потери потребителя
47 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.