Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнна Шклярова
1 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТДЕЛ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ Государственное регулирование подготовки и предоставления финансовой отчетности в Азербайджане в соответствии с международными стандартами
2 Целенаправленное проведение экономических реформ за последние годы в отдельных сферах экономики страны, было обусловлено приоритетами государственной экономической политики по интеграции экономики Азербайджана в мировую экономику. Реформирование системы национального бухгалтерского учета с применением Международных Стандартов Финансовой Отчетности (МСФО) и Международных Стандартов Финансовой Отчетности для Общественного Сектора (МСБУОС) относится к основным приоритетам вышеуказанной политики. 2
3 В рамках решения вышеуказанной проблемы были разработаны и утверждены законодательные акты, регулирующие бухгалтерский учет в Азербайджане. Указом Президента Азербайджанской Республики от 2 сентября 2004 года вступил в силу закон «О бухгалтерском учете». Кроме того, был подписан Указ Президента Республики Азербайджан «О применении Закона «О бухгалтерском учете» от 7 февраля 2005 года, в соответствии с которым на Министерство Финансов были возложены полномочия по осуществлению государственного регулирования в сфере бухгалтерского учета. В отмеченных законодательных актах на концептуальной основе был отражен поэтапный переход на новые стандарты, обеспечивающий гармонизацию МСФО и МСБУ с Национальными Стандартами Бухгалтерского Учета (НСБУ) с учетом следующих приоритетов государственной учетной политики: 3
4 Первый этап – Создание нормативно-правовой и методологической базы по подготовке финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета; Создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов бухгалтерского учета в подготовке и представлении финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Разработка методических материалов, рекомендаций, учебных пособий, а также программного обеспечения по применению новых стандартов бухгалтерского учета. 4
5 Второй этап - Создание эффективной системы регулирования по качественному и своевременному представлению новой финансовой отчетности; Разработка и реализация комплекса мероприятий соответствующими компетентными органами, в рамках переданных им законодательством полномочий по надзору за представлением субъектами бухгалтерского учета новой финансовой отчетности в установленные законодательством сроки. Осуществление внешнего и внутреннего аудита за качественным и своевременным представлением этой отчетности в соответствии с действующим законодательством. 5
6 Третий этап - Воспроизводство интеллектуального потенциала по приобретению соответствующих знаний о применении МСФО, МСБУ и НСБУ; Разработка и реализация программы для преподавательского состава по применению новых стандартов финансовой отчетности. Реализация процесса непрерывного обучения в целях приобретения необходимых, основополагающих знаний и навыков по подготовке и предоставлению финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами субъектами бухгалтерского учета. В соответствии с отдельными положениями и требованиями закона «О бухгалтерском учете» и Указа Президента Азербайджанской Республики «О применении Закона «О бухгалтерском учете» был завершен первый этап реформы. 6
7 В рамках, полученных в законодательном порядке соответствующих полномочий государственного регулирования Министерством Финансов были достигнуты следующие результаты, предусмотренные на первом этапе проведения указанной реформы: Утвержден перевод в качестве официальных текстов МСФО на азербайджанский язык; Разработаны и утверждены НСБУ для коммерческих организаций на базе МСФО; Разработаны и утверждены Комментарии и рекомендации по внедрению утвержденных НСБУ для коммерческих организаций в соответствии с МСФО; Разработаны и утверждены НСБУ для бюджетных организаций в соответствии с МСБУОС; Разработан и утвержден НСБУ для неправительственных организаций в соответствии с общими принципами МСБУОС; Утвержден Консультативный Совет по бухгалтерскому учету для установления прозрачной и демократичной процедуры разработки и утверждения НСБУ ; 7
8 Утверждены правила предоставления, отчетных периодов и публикования финансовой отчетности бюджетных организаций и внебюджетных государственных фондов; Утверждены форма, содержание и порядок предоставления годового финансового отчета неправительственных организаций; Утверждены правила предоставления, отчетных периодов и публикования годовой финансовой отчетности и объединенной (консолидированной) финансовой отчетности коммерческих организаций; Утверждены правила о требованиях к максимальному объему выпускаемых облигаций эмитентом; Утверждены рекомендации об организации и ведения бухгалтерского учета в соответствии с Национальными Стандартами Бухгалтерского Учета для бюджетных организаций; 8
9 Утверждены правила о введении бухгалтерского учета в кредитных организациях; Утверждены правила упрощенного учета для субъектов малого предпринимательства; Установлена административная ответственность за нарушение законодательства по составлению и предоставлению финансовой отчетности и объединенной (консолидированной) финансовой отчетности субъектом бухгалтерского учета; Разработано учебно-методическое пособие по составлению финансовой отчетности в соответствии с Национальными Стандартами Бухгалтерского Учета для коммерческих организаций на базе МСФО по версии 2006-го года; Разработано и утверждено Программное обеспечение по автоматизации бухгалтерского учета на базе принятых НСБУ для бюджетных организаций. 9
10 10 На втором этапе реформы с вступлением в силу на первом этапе реформы основного пакета законодательных актов, нормативно-правовых актов и других нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов бухгалтерского учета нижеследующие организации стали составлять и предоставлять соответствующую финансовую отчетность и объединенную (консолидированную) финансовую отчетность: - структуры, представляющие общественный интерес, на базе МСФО; - коммерческие организации (за исключением структур, представляющих общественный интерес и субъектов малого предпринимательства) по НСБУ для коммерческих организаций в соответствии с МСФО; - бюджетные организации и внебюджетные государственные фонды по НСБУ в соответствии с МСБУ; - неправительственные организации по НСБУ в соответствии с общими принципами МСБУ.
11 Накопленный опыт по составлению новой финансовой отчетности в ряде организаций, прежде всего относящихся к структурам представляющим общественный интерес свидетельствует об определенном успехе продвижении реформы. На предприятиях ГНКАР, в кредитных организациях, в страховых компаниях, в АzərCell Telecom в результате целенаправленных работ были достигнуты определенные успехи в выполнении основного блока мероприятий программы по переходу на МСФО, включая работы по приобретению необходимых знаний и навыков об этих стандартах работниками специализированных служб (бухгалтеров, программистов), а также обеспечению этих работников соответствующими материалами по подготовке финансовой информации и техническими средствами по внедрению программного обеспечения и автоматизации бухгалтерского учета. В соответствии с правилами «О требованиях к максимальному объему выпускаемых облигаций эмитентом» утвержденными в 2010 году Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики эмитентом при государственной регистрации выпускаемых облигаций в Государственный Комитет по Ценным Бумагам представляется годовая финансовая отчетность с аудиторским заключением. 11
12 В бюджетных организациях начались работы по составлению финансовой отчетности с применением рекомендаций об организации и ведении бухгалтерского учета в соответствии с Национальными Стандартами Бухгалтерского Учета для бюджетных организаций с использованием нового плана счетов, а также бухгалтерских записей в соответствии НСБУ. В некоторых бюджетных организациях подготовка финансовой отчетности осуществляется с применением, размещенного на сайте Министерства Финансов программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета в соответствии с требованиями вышеуказанной инструкции. Осуществлены следующие работы по совершенствованию, созданной на первом этапе реформы нормативно-правовой и методологической базы по подготовке финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета: - Утвержден перевод в качестве официальных текстов МСФО на азербайджанский язык по версии 2011 года с последующим размещением этих текстов на сайте Министерства Финансов; 12
13 - Завершен перевод МСБУОС на азербайджанский язык по версии 2011 года; -Утверждена инструкция «Об организации и введении бухгалтерского учета в соответствии с Национальными Стандартами Бухгалтерского Учета для бюджетных организаций». В настоящее время, Министерством Финансов совместно со Всемирным Банком в рамках проекта «Отчетность в корпоративном и государственном секторе» осуществляются работы по автоматизации предоставления финансовой отчетности для всех бюджетных организаций и создания соответствующего электронного депозитария отчетности, а также – по внедрению программы непрерывного профессионального образования и сертификации бухгалтеров бюджетных организаций, соответствующей требованиям Международной федерации бухгалтеров. 13
14 Вместе с тем, достигнутые успехи не всегда охватывали все методологические и практические аспекты, принятые и применяемые в международной практике современного бухгалтерского учета, что однако не умаляет достигнутых позитивных результатов по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО и МСБУ в республике. Существующие проблемы по применению международных стандартов бухгалтерского учета и аудита можно охарактеризовать в следующей последовательности: 14
15 1.Целенаправленное обеспечение специалистов бухгалтерской профессии основополагающими знаниями о применении МСФО и МСБУОС; 2.Реорганизация созданного институционального потенциала по ведению бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и МСБУОС; 3.Реструктуризация финансовых служб субъектов бухгалтерского учета; 4.Создание эффективной системы координации между структурами, осуществляющими надзор по составлению и своевременному предоставлению качественной финансовой отчетности; 15
16 5.Внедрение соответствующего программного обеспечения с целью автоматизации ведения финансового учета, а также подготовки и предоставления финансовой отчетности в соответствии с МСФО и МСБУОС; 6.Невысокая степень привлечения профессиональных бухгалтерских и аудиторских организаций предприятиями при подготовке ими финансовой отчетности в соответствии с МСФО и МСБУОС; 7.Финансовые проблемы, связанные с применением МСФО и МСБУОС. 16
17 17
18 18
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.