Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГаля Тюрикова
1 ТЕМА 6. Заключительные стадии жизненного цикла ИС Лекция 26. Стратегии внедрения ИС. Стадия сопровождения ИС.
2 2 Стадии ЖЦ по ISO/IEC 15288:2002 Формирование концепции Формирование концепции Разработка Разработка Реализация Реализация Эксплуатация Эксплуатация Поддержка Поддержка Снятие Снятие с эксплуатации по ГОСТ Формирование требований к АС Разработка концепции АС. Техническое задание. Эскизный проект. Технический проект. Рабочая документация. Ввод в действие. Сопровождение АС Анализ требований Реализация Внедрение Эксплуатация Проектирование
3 3 Распределение ответственности на заключительных этапах внедрения Этапы внедрения Ответственность Предварительные испытания Разработчик Опытная эксплуатация Владелец – использование результатов работы ИС Разработчик – устранение ошибок и недоработок Служба эксплуатации – поддержка оборудования и ПО Промышленная эксплуатация Заказчик в лице службы эксплуатации (IT-департамент)
4 4 Статистика сбоев ИС (по данным HP) Категория ИС Количество простоев (час/год) «Лучшие» системы обработки данных (СРВ) 9 «Выдающиеся»43 «Очень хорошие» 87 «Средние»175
5 5 Основные требования при передаче ИС в эксплуатацию 1. «Передача ИС в промышленную эксплуатацию должна осуществляться после 3-х месячной опытной эксплуатации без сбоев и замечаний». Решение: тщательное протоколирование службой эксплуатации всех инцидентов; тщательное протоколирование службой эксплуатации всех инцидентов; еженедельный анализ причин сбоев и составление плана мероприятий по их устранению. еженедельный анализ причин сбоев и составление плана мероприятий по их устранению. 2. «В систему, сданную в промышленную эксплуатацию, не должны вноситься изменения». Решение: тщательное предпроектное обследование, тщательное предпроектное обследование, обоснованная постановка задачи. обоснованная постановка задачи.
6 6 Основные требования при передаче ИС в эксплуатацию 3. «Разработчик не должен иметь доступа ни к данным, ни к коду систем, находящихся в промышленной эксплуатации». Решение: При необходимости разработчик запрашивает диагностическую информацию в службе эксплуатации; При необходимости разработчик запрашивает диагностическую информацию в службе эксплуатации; Все изменения осуществляются специалистами службы эксплуатации. Все изменения осуществляются специалистами службы эксплуатации. 4. «Специалисты службы эксплуатации должны быть полностью подготовлены к обслуживанию системы». Решение: Подготовка и передача в службу эксплуатации полного комплекса программных средств администрирования (средства по управлению пользователями, инструменты сбора статистики и оперативного мониторинга) с соответствующей эксплуатационной документацией. Подготовка и передача в службу эксплуатации полного комплекса программных средств администрирования (средства по управлению пользователями, инструменты сбора статистики и оперативного мониторинга) с соответствующей эксплуатационной документацией.
7 7 Источники проблем при внедрении ИС Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия; Необходимость в частичной или полной реорганизации структуры предприятия; необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах; необходимость изменения технологии бизнеса в различных аспектах; сопротивление сотрудников предприятия; сопротивление сотрудников предприятия; временное увеличение нагрузки на сотрудников в процессе внедрения ИС; временное увеличение нагрузки на сотрудников в процессе внедрения ИС; необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы. необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы.
8 8 Типичные ошибки внедрения Проектирование систем без учета стратегии развития бизнеса; Проектирование систем без учета стратегии развития бизнеса; нарушение принципа построения систем «сверху- вниз» и отсутствие информационной поддержки принятия управленческих решений на верхних уровнях управления; нарушение принципа построения систем «сверху- вниз» и отсутствие информационной поддержки принятия управленческих решений на верхних уровнях управления; чрезмерное увлечение реинжинирингом бизнес- процессов и порой неоправданное их подчинение требованиям стандартной функциональности базовой ERP-системы; чрезмерное увлечение реинжинирингом бизнес- процессов и порой неоправданное их подчинение требованиям стандартной функциональности базовой ERP-системы; нереалистичные ожидания вследствие неверной оценки экономической эффективности внедрения системы. нереалистичные ожидания вследствие неверной оценки экономической эффективности внедрения системы.
9 9 Факторы успеха проекта внедрения ИС (по данным Участие руководства в проекте 20% Наличие и соблюдение плана внедрения 20% Ясные цели и четкие требования 20% Участие специалистов заказчика 15%15%15%15% Качество системы и команды консультантов 10%10%10%10% Реинжиниринг бизнес-процессов до внедрения 8% Наличие стратегии развития бизнеса 7%7%7%7%
10 10 Варианты внедрения ИС 1.Внедрение осуществить полностью собственными силами. 2.Реализовать проект «под ключ» силами внешней компании-разработчика. 3.Привлечь руководителя проекта от внешней компании-консультанта. 4.Привлечь экспертов по продукту от внешней компании-разработчика.
11 11 Внедрение полностью собственными силами ПреимуществаНедостатки Меньшие финансовые затраты Меньшие финансовые затраты Знание бизнес- процессов Знание бизнес- процессов Независимость на этапе эксплуатации Независимость на этапе эксплуатации Требуются специалисты с хорошим знанием программного продукта Требуются специалисты с хорошим знанием программного продукта Требуются программисты Требуются программисты Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных для реализации проекта Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных для реализации проекта
12 12 Реализация «под ключ» силами внешней компании-разработчика ПреимуществаНедостатки Опыт управления проектами Опыт управления проектами Разработанная и «обкатанная» методология внедрения Разработанная и «обкатанная» методология внедрения Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Новый взгляд на задачи предприятия- заказчика Новый взгляд на задачи предприятия- заказчика Способность оказания услуг в области оптимизации системы управления, владение современными методами построения систем управления Способность оказания услуг в области оптимизации системы управления, владение современными методами построения систем управления Знание программного продукта Знание программного продукта Штат опытных программистов Штат опытных программистов Большие финансовые затраты Большие финансовые затраты Сторонние консультанты не знают особенностей конкретного предприятия, им требуется время на их изучение Сторонние консультанты не знают особенностей конкретного предприятия, им требуется время на их изучение Проблема поддержания системы на этапе эксплуатации Проблема поддержания системы на этапе эксплуатации
13 13 Привлечение руководителя проекта от внешней компании-консультанта ПреимуществаНедостатки Меньшие финансовые затраты Меньшие финансовые затраты Опыт управления проектами Опыт управления проектами Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Опыт внедрения системы на нескольких предприятиях Владение современными методами построения систем управления Владение современными методами построения систем управления Независимость на этапе эксплуатации Независимость на этапе эксплуатации Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта Требуются программисты Требуются программисты
14 14 Привлечение экспертов по продукту от внешней компании-разработчика ПреимуществаНедостатки Меньшие финансовые затраты Меньшие финансовые затраты Знание программного продукта Знание программного продукта Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Требуется разработка методологии управления проектом и четкое следование ей Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта Необходимость решения вопроса занятости сотрудников, выделенных (или нанятых) для реализации проекта
15 15 Определение степени участия сторонних организаций Для определения необходимой степени участия сторонних специалистов или потребности в собственных ресурсах нужно: четко определить цели и задачи проекта; четко определить цели и задачи проекта; детально выявить существующие связи проекта; детально выявить существующие связи проекта; определить необходимые человеческие ресурсы проекта; определить необходимые человеческие ресурсы проекта; оценить степень готовности предприятия к внедрению системы, прежде всего, с точки зрения наличия персонала, подготовленного в области знания программного продукта и опыта управления проектами. оценить степень готовности предприятия к внедрению системы, прежде всего, с точки зрения наличия персонала, подготовленного в области знания программного продукта и опыта управления проектами.
16 16 Участие сторонних организаций на этапах внедрения На этапах обследования, постановки задачи, обучения команды внедрения, первоначальной настройки системы и при доработке программного продукта целесообразно привлечение сторонней компании-консультанта. На этапах обследования, постановки задачи, обучения команды внедрения, первоначальной настройки системы и при доработке программного продукта целесообразно привлечение сторонней компании-консультанта. На этапах обучения конечных пользователей, переноса данных из существующих систем, ввода входящих остатков, создания отчетных форм, сопровождения на этапе эксплуатации работы по внедрению могут быть выполнены собственными силами предприятия при условии обеспечения профессионального руководства проектом. На этапах обучения конечных пользователей, переноса данных из существующих систем, ввода входящих остатков, создания отчетных форм, сопровождения на этапе эксплуатации работы по внедрению могут быть выполнены собственными силами предприятия при условии обеспечения профессионального руководства проектом.
17 17 Стадия сопровождения ИС Software Engineering Body of Knowledge (SWEBOK) – Свод знаний по программной инженерии Software Engineering Body of Knowledge (SWEBOK) – Свод знаний по программной инженерии Сопровождение ПО – вся совокупность деятельности, необходимой для обеспечения эффективной (с точки зрения затрат) поддержки программных систем. SWEBOK: Сопровождение ПО – вся совокупность деятельности, необходимой для обеспечения эффективной (с точки зрения затрат) поддержки программных систем. Сопровождение ПО – модификация программного продукта после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев, улучшения показателей производительности и/или других характеристик (атрибутов) продукта, или адаптации продукта для использования в модифицированном окружении. IEEE 1219 (Standard for Software Maintenance): Сопровождение ПО – модификация программного продукта после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев, улучшения показателей производительности и/или других характеристик (атрибутов) продукта, или адаптации продукта для использования в модифицированном окружении. Сопровождение – процесс модификации программного продукта в части его кода и документации для решения возникающих проблем при эксплуатации или реализации потребностей в улучшениях тех или иных характеристик продукта. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207: Сопровождение – процесс модификации программного продукта в части его кода и документации для решения возникающих проблем при эксплуатации или реализации потребностей в улучшениях тех или иных характеристик продукта.
18 18 Работы в процессе сопровождения по стандарту IEEE 1219
19 19 Обязанности службы сопровождения при устранении сбоев Проверка пользовательского сценария, приводящего к сбою; Проверка пользовательского сценария, приводящего к сбою; идентификация причин сбоя; идентификация причин сбоя; исправление ошибок или предоставление обходного пути решения проблемы для достижения требуемых параметров бизнеса; исправление ошибок или предоставление обходного пути решения проблемы для достижения требуемых параметров бизнеса; журналирование всех работ и операций; журналирование всех работ и операций; помещение описания проблемы и ее решения в базу знаний службы сопровождения; помещение описания проблемы и ее решения в базу знаний службы сопровождения; передача всей информации разработчикам; передача всей информации разработчикам; своевременное информирование пользователя о статусе запроса. своевременное информирование пользователя о статусе запроса.
20 20 Работы по сопровождению проводятся для решения следующих задач: устранение сбоев (20% стоимости сопровождения); устранение сбоев (20% стоимости сопровождения); улучшение дизайна; улучшение дизайна; реализация расширений (новых функциональных возможностей); реализация расширений (новых функциональных возможностей); создание интерфейсов взаимодействия с другими (внешними) системами; создание интерфейсов взаимодействия с другими (внешними) системами; адаптация для возможности работы на другой аппаратной платформе; адаптация для возможности работы на другой аппаратной платформе; миграции унаследованного ПО; миграции унаследованного ПО; вывода программного обеспечения из эксплуатации. вывода программного обеспечения из эксплуатации.
21 21 Факторы, влияющие на стоимость сопровождения тип приложения; тип приложения; новизна программного обеспечения; новизна программного обеспечения; наличие и квалификация персонала по сопровождению; наличие и квалификация персонала по сопровождению; длительность использования программной системы; длительность использования программной системы; характеристики и специфика аппаратной части (а также телекоммуникационной инфраструктуры); характеристики и специфика аппаратной части (а также телекоммуникационной инфраструктуры); качество дизайна, кода, документации и соответствующих работ по тестированию системы. качество дизайна, кода, документации и соответствующих работ по тестированию системы.
22 22 Категории сопровождения : модификация программного продукта, выполняемая после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев; Корректирующее сопровождение: модификация программного продукта, выполняемая после передачи в эксплуатацию для устранения сбоев; : модификация программного продукта на этапе эксплуатации для идентификации и предотвращения скрытых дефектов до того, когда они приведут к реальным сбоям; Профилактическое сопровождение: модификация программного продукта на этапе эксплуатации для идентификации и предотвращения скрытых дефектов до того, когда они приведут к реальным сбоям; : модификация программного продукта на этапе эксплуатации для обеспечения продолжения его использования с заданной эффективностью в изменившемся окружении; Адаптирующее сопровождение: модификация программного продукта на этапе эксплуатации для обеспечения продолжения его использования с заданной эффективностью в изменившемся окружении; : модификация программного продукта на этапе эксплуатации для повышения характеристик производительности и удобства сопровождения. Совершенствующее сопровождение: модификация программного продукта на этапе эксплуатации для повышения характеристик производительности и удобства сопровождения.
23 Категории сопровождения ПО Корректирующие работы Работы по расширению «Проактивный» подход Профилактическое сопровождение Адаптирующее сопровождение «Реактивный» подход Корректирующее сопровождение Совершенствующее сопровождение
24 Техники сопровождения Реинжиниринг – детальная оценка и перестройка программного обеспечения для формирования понимания, воссоздания и дальнейшей реализации функций ИС в новой форме. Обратный инжиниринг – процесс анализа ПО с целью идентификации программных компонент и связей между ними, а также формирования представления о программном обеспечении. При «обратном» инжиниринге отсутствует деятельность по изменению или созданию нового ПО. Типы обратного инжиниринга: создание новой документации на существующую систему; восстановление дизайна системы.
25 Работы по модификации ИС по возрастанию степени сложности 1. 1.Формирование представления об эксплуатируемой/сопровождаемой системе – восстановление бизнес- и функциональных требований 2. 2.Восстановление детального дизайна системы – восстановление связей между компонентами ИС; 3. 3.Рефакторинг – процесс структурных изменений, вносимых в систему, для улучшения возможностей по ее дальнейшему сопровождению (включая модификацию, связанную с расширением функциональности); 4. 4.Переработка системы – создание нового релиза/версии системы с использованием той же технологической платформы, что и текущая (эксплуатируемая) версия; 5. 5.Создание новой системы – текущая версия системы рассматривается, как устаревшая.
26 26 Варианты сопровождения ИС По заявкам По заявкам Обслуживание по договору локальное Обслуживание по договору локальное Регламентированное сопровождение Регламентированное сопровождение Аудит \ консультирование Аудит \ консультирование Полное сопровождение Полное сопровождение
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.