Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Шуплецов
1 Мусатов Антон Заместитель Председателя Правления Мошенничество в факторинге: некоторые аспекты международной практики При содействии IFG и Hammonds Solicitors
2 «Мошенничество» - определение «Обман, жульнические действия с корыстной целью»* *Словарь русского языка С.И. Ожегова
3 Мотивы для мошенничества в факторинге изначальное или последующее желание «кинуть» (желание обогащения, клиент-игрок, соблазны, помощь сотрудников Фактора (дружеской или корыстной), известность о ненаказуемости); возникновение неожиданных проблем у собственников или менеджеров, («ошибки» со стороны партнеров/сотрудников, боязнь менеджеров гнева собственников, просчеты в планировании). обида/месть на действия Фактора (в т.ч. для целей выполнения норм и стандартов факторингового обслуживания). наличие новых инвестиционных/бизнес проектов, завершение инвестиционных/бизнес проектов. задолженность с приближающимся сроком погашения, дефицит оборотных средств (никто денег не дает, полная закредитованность), возможность «перекредитования». закрытие/перепрофилирование бизнеса, вывод (отзыв) денежных средств учредителя (инвестора, кредитора), ссоры учредителей/партнеров, уход собственника/ключевого менеджера. форс-мажор, аварии, изменение законодательства, проблемная дебиторская задолженность, сезонность, возврат дебиторами товара, конкуренция
4 Цена мошенничества финансовые потери и еще... ужесточение условий («закручивание гаек») ухудшение деловой репутации рассеивание внимания ухудшение морального состояния потеря доверия с клиентами сокращение рабочих мест срыв карьеры ограничение роста
5 90-ые года2000-ые года НепреднамеренноеНамеренное СлучайноеОрганизованное Небольшие возможностиОгромные потери На бумагеНа основе ИТ СтрахуетсяНе подлежит страхованию Внутри страныВся Европа ФакторингРазные виды ABF В XXI веке мошенничество перешло на новый качественный уровень…
6 Знайте своего клиента и понимайте его бизнес Получал ли ранее клиент услуги факторинга где- то еще? Сохраняйте объективность по отношению к Клиенту Будьте профессионалом Не допускайте исключений из правил Проверяйте часто (постоянно) и тщательно Обучайте персонал Инвестируйте в ПО для противодействия мошенничеству НО старые принципы предотвращения мошенничества остаются в силе!
7 Следите за развитием сотрудничества с Клиентом Доверяйте инстинктам Общайтесь с коллегами Общайтесь с конкурентами Делитесь передовым опытом НО старые принципы предотвращения мошенничества остаются в силе! (продолжение)
8 Распространенная типология мошенников при факторинге Дед МорозЛучшие друзьяИгроки Призраки«Обещатели»Диктаторы
9 Факторинг в Европе в середине 2000-ых Погоня за ростом факторингового бизнеса – «победа любой ценой» (конкуренция) Неспособность судить о людях, а не только о потенциальных клиентах Слишком много проверок за рабочим столом без выезда к клиенту Непонимание операционных особенностей ряда отраслей – например, строительства, сельского хозяйства и т.п. Молодые сотрудники факторинговых компаний никогда не наблюдали экономической рецессии Легко подбросить плохого Клиента конкуренту Простота «получения» денег электронным путем
10 Распространенные итоги мошенничества для факторинга Мошенничество быстро приводит к уходу c рынка или сворачиванию деятельности факторинговых компаний
11 Распространенные виды мошенничества в Европе в середине 2000-ых 1.Двойной факторинг (несколько Факторов) 2.Использование фиктивных/подставных Дебиторов 3.Оплата комиссий и финансирования за счет средств Факторов («пирамида») 4.Использование названий существующих компаний Клиентов/Дебиторов 5.Фиктивные инвойсы (измененные инвойсы сформированные покупателями)
12 Выявленные распространенные предпосылки мошенничества при факторинге. Наличие прежнего опыта работы в факторинге Стремительный рост оборотов Клиента Недостаточно тщательный контроль в начале работы и мониторинг в ходе обслуживания Харизматичный руководитель или сплоченная команда управленцев Синдром лучшего клиента или «ослабленный контроль Клиента»
13 Офис управления Клиента отдален (географически) от производства Клиент готов платить высокую комиссию Непонимание бизнеса/непрозрачность Клиента Недостаточная объективность по отношению к Клиенту (чрезмерная вера «в слова и отговорки») Неспособность интерпретировать и реагировать на заключения Слабый уровень внутрикорпоративной коммуникаций у Факторов и между Факторами Выявленные распространенные предпосылки мошенничества при факторинге (продолжение).
14 Некачественная/формальная верификация задолженности Необоснованно высокое доверие к мнению третьих сторон – других дебиторов и поставщиков, аудиторов, консультантов, юристов, других Факторов. Полное использование кредитных лимитов Дебиторов. Легковерный/новый Фактор, ищущий быстрого роста доходности и оборотов Выявленные распространенные предпосылки мошенничества при факторинге (продолжение).
15 Распространенные основные инструменты мошенничества 1.Фиктивные накладные без ведома Дебиторов (подделка Клиентом печатей и подписей Дебитора). 2.«Несуществующие» Дебиторы, при использовании в дальнейшем прямых платежей и платежей третьих лиц за Дебиторов от Клиента. 3.Сговор с Дебиторами (аффилироваными /зависимыми/ мотивированными), которые «формально» подтверждают первоначальный факт получения накладных необеспеченных товаром. 4.Сокрытие и сбор платежей Клиентом от Дебиторов в обход Фактора. 5.Уклонение Клиентом от сообщения Фактору о возвратах товара (в т.ч. проведение Клиентом взаимозачетов с Дебитором). 6.Использование схем ответственного хранения товара (без его движения). 7.Двойной факторинг (получение финансирования от нескольких Факторов под денежное требование).
16 Кратко: выявление фиктивных инвойсов (западная практика) Обращайте внимание на: Быстрый рост оборота Увеличение срока оборачиваемости задолженности Увеличение среднего размера поставок Тенденция к использованию круглых чисел в инвойсах Увеличение числа случаев «возврата» товара Остерегайтесь сговора с дебиторами!
17 Кратко: выявление прямых платежей (западная практика) У клиента несколько банковских счетов Возможно несколько разных наименований Клиента Наличие связанных с Клиентмо компаний Клиент использование перекрестного кредитования – в т.ч. для возврата денег Фактора Остерегайтесь взаимозачетов
18 Кратко: выявление уклонений о сообщениях Фактору о возвратах товара (западная практика) Перепроверить -действительно ли это товарный спор)? Перепроверить -товары были физически доставлены? Проверить - не являются ли фиктивными документы, подтверждающие поставку?
19 Несколько кейсов по мошенничеству (c семинаров организованных IFG, FDA, CFA) (Case-Study) Для наглядного примера
20 Кейс 1. (Великобритания, 2006г.) Условия: Клиент. Факторинг с регрессом Товар: одежда верхнего ценового сегмента Преуспевающая группа компаний, состоящая из шести фирм с длительной историей деятельности Офис в Лондоне, производство в Уэльсе Быстрый рост оборота Большие объемы экспорта: Кипр, Средняя Азия Харизматичный руководитель Клиента – дружба с топ- менеджерами Фактора и их семьями Крупнейший и «лучший» клиент Фактора Опты работы по факторингу – более 4-х лет Бух. отчетность и дебиторская задолженность подтверждалась независимыми аудиторами
21 Кейс 1. (Великобритания, 2006г.) Результат: Из 6 крупнейших Дебиторов только один Дебитор реально работал 90% всей задолженности оказалось фиктивной ВЕСЬ экспорт был фиктивным: использовались настоящие, но украденные накладные компаний с похожими назазваниями Транспортная компания принадлежала генеральному директору Клиента Адреса остальных фирм Дебиторов в Англии и Шотландии выбраны случайным образом из торговых справочников За £30 тыс. в месяц от Клиента, независимые аудиторы «подтверждали» задолженность для Фактора Главный бухгалтер Клиента создал ряд подставных компаний- Дебиторов Глава компании и Главный бухгалтер убежали на Кипр Фактор понес потери в размере £6,2 млн. (12.4 млн.$), приведшие к его банкротству
22 Кейс 1.(Великобритания, 2006г.).Выводы. Признаки возможного мошенничества: Быстрый (кратный) рост продаж и оборотов Клиента; Яркая / доминирующая фигура во главе Клиента; Синдром «лучшего клиента» у Фактора; Отсутствие объективности у Фактора; Большинство сотрудников Фактора ходили в одежде, подаренной Клиентом или проданной по со спец. скидками. Непрозрачный б/учет, специализированный аудитор; Управление и Производство разделены географически (производство не проверялось); Клиент был готов платить высокую комиссию Фактору;
23 Кейс 2 (Испания, 2007г.). Условия: Клиент. Факторинг с регрессом Торговля рыбой Семейный бизнес: мать и два сына Быстрый (кратный) рост продаж Клиента Множество Дебиторов среднего масштаба Клиент работал по факторингу раньше с другим Фактором Крупнейший клиент Фактора Хорошие отношения с руководством Фактора Специальные «закупочные» лимиты в размере не более £100,000 на одного дебитора Хорошая диверсификация Дебиторов Хорошая оборачиваемость дебиторской задолженности.
24 Кейс 2. (Испания, 2007г.). Результат: Специальные «закупочные» лимиты дебиторов использованы Клиентом целиком - £99,999 Продажи рыбы превышали все возможные квоты в районе. Полное непонимание бизнеса клиента со стороны Фактора (использование автоматических /«скоринговых» систем). Фактические адреса дебиторов – квартиры Все телефонные номера дебиторов связаны с офисом Клиента (телефоны матери или сыновей); При верификации на звонки отвечала мать или два сына; Лишь 20% дебиторской задолженности оказалось реальной; Фальшивые (поддельные) накладные со стороны Клиента; Неадекватный кредитный контроль, верификация, мониторинг Появление дорогой недвижимость у Клиента в Испании; Потери Фактора более EURO 800,000 (или более 1.2 млн.$)
25 Кейс 2. (Испания, 2007г.). Выводы. Признаки возможного мошенничества: Быстрый (кратный) рост продаж и оборотов Клиента Целиком использованные специальные «закупочные» лимиты Дебиторов; Клиент работал по факторингу раньше с другим Фактором; Формальная и плохая верификация; Фиктивные дебиторы - домашние адреса (квартиры); Синдром «лучшего клиента» у Фактора Отсутствие объективности у Фактора;
26 Кейс 3 (Англия, 2007г.). Условия: Факторинг с регрессом, Индивидуальный предприниматель, Торговля упаковкой, Размер начального отвлечения менее £100,000, Средний размер инвойса на Дебитора £ 1,400, Клиент расположен в 600 км от Фактора, Доходный и простой клиент, Хорошая (короткая) оборачиваемость дебиторской задолженности Большая диверсификация Дебиторов
27 Кейс 3 (Англия, 2007г.). Результат: Отвлечение по Клиенту за 2 года выросло до £ 700,000 (1.5 млн.$), Обеспечение оказалось не адекватно отвлечению, Множество фиктивных инвойсов проверифицированных только по номерам мобильных телефонов, Множество подставных Дебиторов проверяемых только на отсутствие негативной информации по базам данных, Вся бухгалтерская отчетность Клиента оказалось фиктивной, 6 фиктивных Дебиторов со средней суммой поставок £ 40,000, Один и тот же кредитный контролер- аналитик осуществлял проверку, Никто не проверял прямые платежи, возвраты и банковские счета (выписки).
28 Кейс 3. (Англия, 2007г.). Выводы. Признаки возможного мошенничества: Фактор не проверял реальную деятельность Клиента (работа без посещения Клиента) и реальность операций Быстрый (кратный) рост продаж и оборотов Клиента; Клиент работал по факторингу раньше с другим Фактором; «Безупречная верификация» по Дебиторам на телефонные номера мобильных телефонов; Фиктивные/подставные Дебиторы – проверка только на отсутствие негатива по бизнес информации. «Замыленность» в рассмотрении Клиента у Фактора одним человеком
29 Некоторые рекомендации, если Вы столкнулись с мошенничеством Клиентов при факторинге (западная практика)
30 Некоторые рекомендации, если Вы столкнулись с мошенничеством Назначьте команду менеджеров для управления проблемой Убедитесь, что у лидера команды достаточно полномочий для принятия решений Не перекладывайте ответственность за принятие решений исключительно на коллегиальные органы управления Проявляйте решительность: проблема часто может оказаться гораздо более серьезной, чем Вы предполагаете
31 Четкий план действий должен всегда быть под рукой Определите свои цели и их приоритет, например: Возврат денег? Отыскание виновных? Политика полной нетерпимости? Придание огласке? Посвящайте достаточное количество времени менеджеров достижению поставленных целей Будьте стойкими Но: будьте реалистами в Ваших ожиданиях Некоторые рекомендации, если Вы столкнулись с мошенничеством
32 Всегда собирайте доказательства –Электронные (электронная почта, файлы с документами) –Бумажная документация –Показания свидетелей Проанализируйте глубину проблемы Не является ли компания клиента бездонной финансовой «черной дырой»? Некоторые рекомендации, если Вы столкнулись с мошенничеством
33 Вовремя подключите помощь юристов и правоохранительных органов Юристы – судебные действия и замораживание счетов Следователи – получение доказательств Бухгалтеры-криминалисты – анализ Специалисты по IT – доказательная информация с жестких дисков компьютеров клиента Некоторые рекомендации, если Вы столкнулись с мошенничеством
34 И, наконец… Обязательно осуществите подведение итогов и сделайте выводы из них Устраните слабые места бизнес-процессов Сообщите своим партнерам об изменениях Тщательно изучите действующих клиентов Старайтесь мыслить широко
35 Ни в коем случае при мошенничестве Не прячьте «голову в песок» Не игнорируйте проблему: –сама она не уйдет –все станет только еще хуже
36 И в заключении… а что же в России? По официальным данным сайта Высшего Арбитражного суда РФ ( в России только за 2008г. по заявлениям одного из российских Факторов было вынесено постановлений о взыскании средств, связанных с факторингом, на сумму более 350 млн. руб. по сумме основного долга (или порядка 14 млн.$).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.