Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладлена Михалкина
1 Тема 1. Основы психологии организации ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
2 Организационная психология Литература: Авдеев В. В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы. Реинжиниринговая технология. – М.: Финансы и статистика, – 958 с. Гебер Д., Розенштиль Л. Организационная психология. – Х.: Изд-во Гуманит. центр, – 624 с. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, – 584 с. Кашапов Р. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, – 448 с. Кондратьев В. В., Лунев Ю.А. HR-инжиниринг. Как построить современную модель организации деятельности персонала. – М.: Эксмо, – 512 с.
3 Организационная психология Литература: Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.:ЗЕРЦАЛО, – 384 с. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. – М.: Инфра-М, – 347 с. Смирнов Э.А. Основы теории организации.- М.: Аудит, ЮНИТИ, – 375 с. Соломанидина Т. О. Организационная культура компании. – М.: Инфра-М, – 624 с. Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д: Феникс, – 512 с. Танаев В. М., Карнаух И. И. Практическая психология управления. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, c.
4 Основы психологии организации 1. Что такое организационная психология? 2. Теория организации 3. Психологические особенности управленческой деятельности
5 1. Что такое организационная психология? ОП – это научная и профессиональная отрасль, решающая широкий круг вопросов, связанных с оптимизацией деятельности организации, ее руководства и сотрудников (организационное развитие, отбор, подбор, обучение, мотивация, аттестация персонала, управление персоналом, кадровый менеджмент, тренинг-менеджмент, тайм-менеджмент, консалтинг и коучинг, бизнес-обучение, PR, HR, решение конфликтов и т.д.). Задача организационной психологии – описать, объяснить и спроектировать (предвидеть) переживания и поведение человека в организации. Предмет организационной психологии – взаимодействие человека и организации.
6 1. Что такое организационная психология? Социальная организация – это система отношений, возникающая между людьми в процессе достижения определенной цели. Принципы отличий в поведении систем (людей): 1)принцип ситуационности; 2)принцип субъективной интерпретации; 3) принцип напряженности системы.
7 1. Организационная психология Поведение людей в организации можно объяснить и предсказать. Что такое поведение? Это – взаимосвязанные реакции приспособления к среде.
8 1. Организационная психология Три средства воздействия на поведение людей: Организация, иерархия, где основное средство воздействия – отношения власти- подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля и т.п. Культура, или выработанные и признанные группой ценности, правила, нормы, шаблоны поведения, ритуалы, установки Рынок, или сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на обмене (принцип эквивалентности), на отношениях купли-продажи, собственности
9 1. Организационная психология Существование одновременно разнонаправленных целей индивида и организации. Выделяются два основных противоречия организации: между работой и капиталом; между отдельным человеком и организацией.
10 1. Организационная психология Структура организации - логическая взаимосвязь уровней взаимодействия. Структуру определяет стратегия (принцип Чандлера). Целевая общность - обусловливает необходимость вводить иерархию и управление (вертикальный срез, отношения власти и субординации) Распределение функций, функциональное разделение труда (горизонтальный срез, отношения координации) Налаживание устойчивых связей, их организация Координация, руководство, планирование, мотивирование, исполнение, контроль (в этом аспекте совпадает с управлением) В единстве цели, разделении труда, согласовании проявляется Организационный эффект, или организационный порядок
11 1. Организационная психология ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ: 1. Спонтанное воздействие – спонтанные процессы социальной самоорганизации, внутригруппового регулирования (лидерство, ценности, престиж, статус, неформальные группы, организационная культура и пр.) 2. Целенаправленное воздействие – посредством: Формирования общих целей (баланс интересов) Организация является наиболее эффективным и наименее затратным рациональным способом достижения цели Стимулирования к их достижению (стабильность и инновации) Принуждение, привлечение, сотрудничество, конкуренция
12 Особенности воздействия Алгоритм администрирования: Задача-распределение прав и обязанностей- контроль, анализ исполнения (Сдвиг цели на мотив, перевод внешнего во внутреннее) Алгоритм влияния: Доверие (симпатия)-заражение, подражание- внушение-убеждение, действие (Сдвиг мотива на цель, перевод внутреннего во внешнее)
13 2. Теория организации Включает : Теория процессов – система, принципы, законы организации, организационная деятельность, организационная культура Теория явлений – формирование организацион- ных структур, правовые отношения и формы, социальные организации, субъективные законы и субъекты организационной деятельности
14 Тенденции функционирования организации Центробежные силы – разобщенность, конкуренция, несогласованность действий, противоречия. Центростремительные силы – потребность в принадлежности к группе, организации, организационная взаимозависимость, желание сотрудников быть понятыми, желание четкости и определенности, результативности. Действие данных тенденций уравновешивается в процессе управленческого взаимодействия.
15 ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЫБОР, КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕК В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИИ? Выбор складывается из 1 - его навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом, и 2 - из конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения.
16 3. Психологические особенности управленческой деятельности Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических, психологических), обеспечивающая сохранение структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей. Управление – процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.
17 3. Психологические особенности управленческой деятельности Управление как воспроизводство качества, свойств, деятельности, объемов и т.п. Управление как соподчинение (упорядоченность, сохранение структуры). Управление как воздействие (подражание, заражение, влияние, внушение и т.п.).
18 Управление включает три аспекта: 1. «кто» «кем» управляет (институциональный аспект); 2. «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект); 3. «посредством чего, чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).
19 Психологические особенности управления Психологический подход к управлению исходит из понимания того, что деятельность отдельных лиц не может быть оптимизирована в отрыве от оптимизации всей системы, ее связующих и системообразующих связей и механизмов. Психологические факторы организации управления играют роль несущей психологической конструкции, определяя психологический потенциал организации в целом. К ним относятся четыре подструктуры: ценностно-целевая, организационные отношения, информационно-коммуникативное и управленческое воздействия. Сотрудники не только объект, но и субъект управления, поэтому управленческое воздействие зависит от индивидуальных особенностей персонала.
20 Психологические особенности управленческой деятельности Управление как метадеятельность (осуществление деятельности над другими деятельностями) Управление как перевод внешних воздействий во внутренний, субъектив- ный план активности человека Управление как деятельность с латентной (неявной, скрытой) конфликт- ностью
21 Психологические особенности управленческой деятельности Неопределенность отклика. Неадекватность восприятия. Искажение смысла управленческой информации.
22 Структура управленческой деятельности Субъект и объект управления. Уровни управленческого воздействия, или организационная структура управления. Основные функции управленческой деятельности.
23 Основные виды управления
24 Управленческие отношения (цель и средства ее достижения, решение и исполнение) Это – отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия между руководителем и подчиненными, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности. Управленческие отношения – это отношения, образующие совместную деятельность (а не отношения в связи с деятельностью!). Они составляют совместную деятельность и делают ее организованной. Являются основой организационного управления.
25 Основные задачи в управлении: сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»); формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»); выбор критериев принятия решений («Какой путь лучший?») и инструментов контроля («Куда мы пришли и что из этого следует?
26 Цикл управления
27 Кольцо управления Управление – воздействие одного лица или группы лиц на других для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей
28 Управление - воздействие на систему, системобразующий и системооптимизирующий фактор Функции управления Функции управления: 1. Прогнозирование и планирование 2.Организация 3. Координация и регулирование 4. Активизация и стимулирование 5. Контроль (учет, анализ)
29 Матрица функций менеджера Уровень Сфера деятельности Управление Интерперсональ ные отношения Предметная область Организа ция Принятие решения Информационное взаимодействие Решение проблем ГруппаПланирование Кооперация, посредничество Обучение, консультир ование Индивиду ум КонтрольМотивированиеОценка
30 Психологическая функция управления Психологическая функция управления состоит в создании социально-психологических условий в организации для плодотворной и ответственной работы каждого сотрудника. Психологическая функция управления: объединяет элементы системы (организация как социально-психологическая общность) в целостность, задает системные связи, придает целостности упорядоченность; оптимизирует психологические явления; ориентирует управление на духовную, психологическую, человеческую «прибыль».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.