Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентин Петрушев
1 1 ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
2 2 Теория и практика менеджмента качества в ВУЗЕ. Чучалин А.И., первый проректор Могильницкий С.Б., заместитель первого проректора Коровкин М.В., директор информационно-аналитического центра
3 3
4 4 Глобализация всех процессов мировой экономики, активное участие всех стран мира в международном производстве товаров и услуг требует создания единого образовательного пространства Мировое образовательное пространство
5 5 В условиях открытого информационного общения и освоения новейших информационных технологий российские вузы неизбежно будут интегрироваться с мировым научно- образовательным сообществом. Мировое образовательное пространство
6 6 Реальным проявлением стремления разных стран к интеграции в мировом образовательном пространстве является Болонский процесс, участником которого является и Россия. Болонский процесс
7 7 Первоначальным условием вхождения высшей школы в мировое образовательное пространство является создание в каждом вузе системы менеджмента предоставления образовательных услуг, соответствующей международным требованиям Системы университетского менеджмента
8 8 МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА Университет ВХОД – абитуриенты Уровень знаний ВЫХОД – выпускники Уровень знаний Цели Обратная связь для оценки эффективности процессов Обратная связь для оценки качества предоставления образовательных услуг
9 9 Для обеспечения высокого качества подготовки специалистов высшие учебные заведения России используют систему внешних и внутренних механизмов гарантии качества. Системы университетского менеджмента Внешние механизмы : государственная аттестация государственная аккредитация ВУЗов и образовательных программ
10 10 Внутренние механизмы: образовательный стандарт ВУЗа, включающий три компонента – федеральный, региональный, ВУЗовский; программы развития ВУЗа; рейтинги подразделений (институтов, факультетов, кафедр), рейтинги преподавателей и студентов; аттестация и самоаттестация его подразделений; Содержанием самоаттестации является непрерывная самооценка ресурсов (постоянные и переменные человеческие ресурсы, материальные и финансовые ресурсы), процессов преобразования ресурсов и результатов деятельности подразделений. система менеджмента качества, основанная на требованиях международного стандарта ISO
11 11 Каждый вуз имеет свою систему практической реализации внутренних механизмов гарантии качества образования, причем, каждая система построена по своим принципам. В этих случаях отсутствуют единые принципы построения и организации функционирования системы управления качеством в вузах, отсутствует ее «прозрачность» для вуза-партнера, особенно из другой страны. Системы университетского менеджмента
12 12 Общепринятыми критериями соответствия университетского менеджмента международным правилам являются: Критерии самооценки системы менеджмента в соответствии с моделью Европейской премии за качество Критерии Тотального менеджмента качества Критерии международных стандартов серии ISO. Системы университетского менеджмента
13 13 Российские вузы уже используют элементы системы управления качеством образовательной деятельности и подготовки специалистов, основанной на принципах Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM): Системы университетского менеджмента
14 14 Московский государственный институт стали и сплавов (МИСиС, технический университет), Московский государственный технологический университет - СТАНКИН, Ивановский государственный энергетический университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Сибирский государственный техноло- гический университет (г.Красноярск), Новосибирский государственный технический университет и другие вузы.
15 15 Принципы TQM лежат в основе конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», проводимым Министерством образования РФ, и национальной Премии Правительства РФ в области качества. Концепцией Всеобщего управления качеством предусмотрен процессный подход к деятельности любой организации, в том числе высшего учебного заведения.
16 16 Учитывая его широкую распространенность в реальном секторе мировой экономики, в Томском политехническом университете в качестве базовой модели для университетского менеджмента выбран адаптированный для вузов международный стандарт ISO Критерии TQM и модели Европейской премии за качество содержатся в стандарте ISO 9001:2000.
17 17 Модель процессов ISO 9001:2000
18 Входные данные ОПЕРАЦИИ Выходные данные КОНТРОЛЬ И МОНИТОРИНГ АНАЛИЗ, ПРОВЕРКА ДАННЫХ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ И ПРЕДЕПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ
19 Типовая модель СМК вуза
20 Карта процессов в ТПУ Руководящие процессы Маркетинг Основные процессы Вспомогательные процессы Разработка, проектирование p d c a Измерение, анализ Общее делопроизводство Стратегическое планирование Планирование ресурсов КЛИЕНТЫКЛИЕНТЫ требования К Л И Е Н Т Ы Удовлетворенность Процесс академического обучения Научно-исследовательский процесс Процесс предоставления дополнительных образовательных слуг Менеджмент персонала Постоянное улучшение Внутренние коммуникации Международная деятельность Материально- техническая база
21 Основные цели менеджмента качества : Повысить качество основных продуктов деятельности университета научных исследований, образовательных услуг и подготовки специалистов за счет улучшения организации и управления основными процессами.
22 Основные цели менеджмента качества : Обеспечить международное признание качества основных продуктов деятельности университета научных исследований, образовательных услуг и подготовки специалистов за счет сертификации системы менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO 9001:2000.
23 гг. Адаптация требований стандарта ISO 9001 к основным процессам в вузе. Разработка Политики и Руководства по качеству ТПУ гг. Создание и сертификация СМК в 6 подразделениях : ИЭФ, АВТФ, ИМО, ЦАМ, ССЦ (образовательный центр), НИИ ИН гг. Создание и сертификация СМК в 8 подразделениях : ЭФФ, ГФ, ЭЛТИ, ИЯК, ММЕН, ИДО, ССЦ ( консалтинговое бюро ), НИИ ЯФ гг. Создание СМК в 4 подразделениях : Бухгалтерия, ПЭО, ОК, ООД, создание и сертификация СМК в 7 подразделениях : ИГНД, ТЭФ, ХТФ, Вузсервис, ЦДП + ЦПК, НТБ, НИИ ВН. 5. Подготовить к сертификации в 2004 г. СМК ФТФ, ЕНМФ, МСФ, ФОЦ, РНЦ, ИТЦ ТПУ. Основные этапы
24 1. Созданы и сертифицированы СМК в 21 подразделении. 2. Созданные СМК подразделений функционируют и улучшают организацию и управление основными процессами в университете. Основные результаты
25 Сертификация системы менеджмента качества ТПУ проведена международной организацией NQA Британский орган по сертификации National Quality Assurance
26 В 2000 году Сибирский сертификационный центр при ТПУ получил Генеральную доверенность NQA на проведение работ по сертификации систем менеджмента и теперь представляет интересы NQA на территории России и стран СНГ.
27 Международная Аккредитация Впервые в России Томский политехнический университет в целом и пять программ подготовки на английском языке сертифицированы в международном аккредитационном центре Global Alliance for Transnational Education (GATE, США).
28 Академическая мобильность важнейший признак интеграционных процессов высшей школы академическая мобильность становится возможной среди вузов, имеющих системы менеджмента предоставления образовательных услуг, соответствующие требованиям одних и тех же международных стандартов.
29 Международная сертификация это метод интеграции высшей школы с мировым научно- образовательным сообществом, это наиболее эффективная возможность выхода в международное образовательное пространство
30 Определить степень информированности о СМК ТПУ. Выявить мнение об изменениях качества за счет СМК ТПУ. Получить оценку работы уполномоченных по качеству. Выявить проблемы и изучить предложения по развитию СМК ТПУ. Исследование отношения ППС и студентов к СМК ТПУ на основе ISO Цели
31 ППС факультетов, прошедших и готовящих сертификацию СМК представители ППС, отличающиеся по должности и стажу работы, руководители (деканы, зам. деканов, зав. кафедрами). Опрошено 117 респондентов, время опроса сентябрь 2003 г. Объект исследования Исследование отношения ППС и студентов к СМК ТПУ на основе ISO
32 Большинство ППС считают, что функционирование СМК ТПУ ISO 9001, в целом, положительно сказывается на организации и управлении процессами на факультетах. Большинство ППС отметили, в основном, «внешние преимущества» создания СМК ТПУ ISO Выводы Исследование отношения ППС и студентов к СМК ТПУ на основе ISO
33 улучшить систему обучения принципам СМК ТПУ на основе стандарта ISO , разработать критерии оценки качества труда ППС, сократить бумажную работу преподавателей, повысить информированность о СМК ТПУ и результатах ее функционирования. улучшить материальную базу учебного процесса. Предложения ППС по улучшению СМК ТПУ на основе ISO
34 СПАСИБО за ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.