Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалерий Якушов
1 Петрозаводский государственный университетУниверситеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации IV региональная научно-методическая конференция г. Петрозаводск ноября 2007 Секция: Технологии управления качеством в образовательном учреждении САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА А.Г.Мезенцев
2 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Руководство университета, признавая работу над улучшением качества образования и управления приоритетным стратегическим направлением своей деятельности, считает необходимым: постоянно анализировать результаты деятельности и оценивать потенциальные возможности университета для удовлетворения запросов всех заинтересованных в качественном образовании сторон; осваивать и применять современные эффективные формы управления университетом; поддерживать инициативы сотрудников университета в работе над улучшением качества образования и управления, создавать условия, стимулирующие качественную работу. // Из документа: Политика Петрозаводского государственного университета в области качества, 2007Политика Петрозаводского государственного университета в области качества
3 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Миссия ПетрГУ -развитие и приумножение интеллектуального потенциала общества через подготовку нового поколения компетентных специалистов // Из документа: Программа развития ПетрГУ на период до 2010 годаПрограмма развития ПетрГУ на период до 2010 года
4 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Требования (ожидания) СтудРодРабАдмСотрПрепОбщ Потребители и заинтересованные стороны С туденты П реподаватели Р аботодатели Р о д ители Ад министрация Об щество Сотрудники и т.д.
5 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Требова ния (ожида ния) СтудРодРабАдмСотрПрепОбщ Из Миссии и политики – цели и задачи: удовлетворение требований (ожиданий) потребителей и заинтересованных сторон (качество – соответствие требованиям) Самообследование (самооценка) – измерение степени достижения поставленных целей, т.е. удовлетворения принятых требований
6 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Два типа самооценки: «инспекционная» самооценка - проверка на соответствие (ГОСам, лицензии, аккредитационным показателям, законодательству и т.п.), т.е. акцент на демонстрацию сильных сторон «диагностическая» самооценка - средство для проведения внутренних улучшений, т.е. акцент на выявление слабых сторон и определение способов их устранения
7 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Инспекционная» самооценка - проверка на соответствие Проводится при аттестации и комплексных оценках деятельности (КОД), при участии в конкурсах на соискание премий в области качества ПетрГУ – аттестации и КОД 1993, 1998, 2003, ПетрГУ – участие в конкурсах Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2001,
8 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – средство для улучшений
9 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – средство для улучшений P Планируй A Улучшай Проверяй C Делай D Схема цикла PDCA Планирование (plan) – разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями и политикой организации, Осуществление (do) – выполнение плана, Проверка (check) –контроль и измерение достигнутых результатов, сравнение с запланированными, Действие (act) – разработка и внедрение улучшений.
10 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – средство для улучшений Цикл PDCA для планирования улучшений (*) (*) Обычная «практика» организаций - только PD
11 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – средство для улучшений
12 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – инструменты контроля (измерений) Инструменты контроля (измерений): Что не планируемо - то не измеряемо, Что не измеряемо, то не управляемо количественные показатели (статистика); тесты (ФЭПО, АСТ – проверка выполнения ГОСов); опросы (все заинтересованные стороны); интервью (руководители, эксперты; и т.д. «Мягкие» факторы (например, удовлетворенность персонала), часто наиболее важные, но трудно измеряемые – если хотим управлять, надо научиться измерять
13 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – инструменты анализа
14 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – инструменты анализа Диаграмма Исикавы, главные факторы: 4М=Люди(Men)+Методы+Материалы+Машины
15 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – инструменты анализа Диаграмма Парето Распределение частоты факторов, в сумме 100%
16 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – инструменты анализа Парето-распределение (80/20-правило) Затраты времени на выполнение плана: 20% труда реализуют 80% результата, но остальные 20% результата требуют 80% общих затрат. (В.Парето, )
17 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – инструменты анализа Экспресс-самооценка ПетрГУ Вывод: наиболее важное направление – работа с персоналом
18 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – инструменты анализа Опросы студентов (пример) ПетрГУ Вывод: наиболее критичный 4 курс – опираться в опросах на него
19 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – средство для улучшений Системные факторы вуза: Лидерство (ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой…) Человеческие ресурсы (преподаватели, студенты, сотрудники…) Организационная архитектура (структура управления, информационная инфраструктура, делопроизводство…) Информационные ресурсы (научная библиотека, Интернет, локальные базы данных и знаний …) Финансы и материальная база Стратегии и планы Другие ресурсы
20 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Процессы вуза: «Диагностическая» самооценка – средство для улучшений
21 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «Диагностическая» самооценка – средство для улучшений
22 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Диагностическая самооценка вуза, проводимая систематически (раз в год) и с учетом правильного построения (от результатов к причинам и на этой основе к постоянным улучшениям) – сама становится системным фактором, ведет к повышению организационной культуры, определяет направления совершенствования учебного процесса
23 САМООЦЕНКА ВУЗА – СИСТЕМНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Ссылки на избранные материалы к самооценке ПетрГУ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.