Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНикита Яшечкин
1 Организационные основы системы высшего профессионального образования Дисциплина для аспирантуры Автор: Исаев Владимир Александрович, к.т.н., профессор СФ РГУИТП Великий Новгород, 2012
2 Занятие 2 Качество высшего образования как ключевая проблема Болонского процесса Менеджмент качества в образовании Типовая модель системы качества вуза Самооценка деятельности вуза
3 Доступ к учебно-методическому обеспечению Выйти по адресу на портал НовГУ; Выбрать раздел «Учебные материалы»; Выбрать из списка автора учебных материалов – Исаев Владимир Александрович; На персональной странице Исаева В.А. выбрать папку «Организационные основы ВПО»; Открыть папку и выбрать необходимые материалы (лекции, учебные пособия и т.д.)
4 Менеджмент качества в образовании ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. – М.: ИЦПКПС, 2005
5 « … качеством нельзя управлять без пересмотра всего механизма функционирования организации, без улучшения качества всех процессов. Для этого предлагается взять на вооружение идеологию и методологию всеобщего, или всеобъемлющего управления качеством (TQM), нацеленную не столько на управление качеством продукции и услуг, сколько на повышение качества управления ». Г.П.Воронин. Президент Всероссийской организации качества.
6 СИСТЕМА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРОЦЕССОВ ВУЗА Управление со стороны высшего руководства Планирование Анализ СМК высшим руководством Внутренние аудиты Планирование процессов ЖЦП Анализ и установление несоответствий Организация мониторинга и измерения процессов Организация мониторинга и измерения продукции Анализ данных для улучшения Организация работ по проведению корректирующих и предупреждающих действий НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Довузовская подготовка Отбор абитуриенто в Проектирование Процессы связанные с потребителями Учебно- организа- ционная деятельность Методическая деятельность Учебно- воспита- тельный процесс Процесс распределения выпускников ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Управление документацией Административно- хозяйственное обеспечение Управление персоналом Управление информационными ресурсами библиотеки Обеспечение безопасности Материально- техническое обеспечение Планово- финансовая деятельность Управление аудиторным фондом Управление производственной средой Управление устройствами для мониторинга и измерения Управление информационно- техническими ресурсами
7 Специфика образовательного учреждения длительность и трудоемкость обучения (4-5 лет, учебных часов); комплексность (50-60 различных учебных дисциплин – «технологических операций»); сложность (значительная доля участия работников высокой квалификации: докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов – интеллектоемкость); длительность потребления (в обычном варианте – долгие годы), ответственность (специалисты с высшим образованием – основной элемент интеллектуального потенциала общества).
9 Действующие международные стандарты ISO серии 9000 (2012 год) ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (ГОСТ Р ИСО 9000:2008) ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. (ГОСТ Р ИСО ) ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. (ГОСТ Р ИСО ) ISO 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. (ГОСТ Р ИСО )
10 Успешное руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
12 Обоснование необходимости систем менеджмента качества Внедрение систем менеджмента качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение данной системы обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
13 Понятия, относящиеся к качеству (3.1)
14 Понятия, относящиеся к менеджменту (3.2)
15 Понятия, относящиеся к организации (п.3.3 ГОСТ Р ИСО )
16 Понятия, относящиеся к организации (п.3.4 ГОСТ Р ИСО ) П р и м е ч а н и е: Существуют четыре общие категории продукции: - услуги (например, перевозки); - программные средства (например, компьютерная программа, словарь); - технические средства (например, узел двигателя); - перерабатываемые материалы (например, смазка).
17 Определение образовательной услуги Солонин С.И. Менеджмент качества образовательной услуги (руководство для преподавателей вузов): учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, с. Услуга является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.
18 Цепочка «поставщик >организация >потребитель»
19 Принципы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000:2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. ГОСТ Р ИСО Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
20 Принципы управления Э.Деминга 1. Постоянство цели. 2. Новая философия. 3. Покончите с зависимостью от массового контроля. 4. Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене. 5. Улучшайте каждый процесс. 6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. 7. Учредите «лидерство». 8. Изгоняйте страхи. 9. Разрушьте барьеры. 10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов. 11. Устраните произвольные количественные нормы и задания. 12. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом. 13. Поощряйте стремление к образованию и самосовершенствованию. 14. Приверженность к делу повышения качества и действенность высшего руководства.
24 Организация, ориентированная на потребителя Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания Лидерство руководителя Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач Вовлечение персонала Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность с выгодой использовать их способности Процессный подход Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом Системный подход к менеджменту Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей Постоянное улучшение Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель Принятие решений на основе фактических данных Эффективные решения основываются на анализе данных и информации Взаимовыгодные отношения с поставщиками Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности Принципы менеджмента качества
25 Принцип 1 – Ориентация на потребителя Применение принципа требует: осознание всех потребностей и ожиданий потребителей, включая качество продукции, режим поставки, цену и т.д. обеспечение сбалансированного подхода к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, поставщиков, регионов и общества в целом) доведение этих потребностей и ожиданий до всего персонала организации измерение удовлетворённости потребителей и корректирующие действия управление взаимодействием с потребителями Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
26 Принцип 2 – Лидерство руководителя Применение принципа требует: демонстрации приверженности качеству собственным примером понимания и реагирования на внешние изменения ориентации на потребности всех заинтересованных сторон четкого определения прогноза будущего своего предприятия обеспечения атмосферы доверия и работы без страха обеспечения персонала необходимыми ресурсами и свободы действия в рамках ответственности инициирования, признания и поощрения вклада людей поддержка открытых и честных взаимоотношений обучения и «выращивания» работников установления смелых целей и применения стратегии для их достижения Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
27 Принцип 3 – Вовлечение работников Применение принципа требует от персонала: принятие инициативы и ответственности в решении проблем активного поиска возможностей улучшения активного поиска возможностей повышения своих знаний, опыта и компетентности передача своего опыта и знаний членам команды ориентация на создание дополнительных ценностей для потребителей представление своего предприятия потребителям и всем заинтересованным в лучшем свете От руководства требуется обеспечить условия, при которых персонал будет: получать удовлетворение от работы испытывать чувство гордости, работая на данном предприятии Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение даёт возможность на благо организации.
28 Принцип 4 – Процессный подход Применение принципа требует: определение процесса для достижение желаемого результата идентификация и измерения входов в процесс и его результатов определения взаимодействий процесса с функциями предприятия оценки рисков, последствий и влияния процесса на потребителей и другие заинтересованные стороны установления чётких прав, полномочий и ответственности за управление процессом определения внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон уделения внимания при проектировании процесса всем этапам, их ресурсному обеспечению, измерению, потребностей в обучении Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
29 Цикл Деминга PDCA В широком смысле идея стандартизации базировалась на том, что все эффективные процессы управления имеют единый алгоритм. И если на выходе процесса мы хотим получить хороший результат, то он должен быть спланирован и обеспечен ресурсами, выполнен и обязательно проанализирован, чтобы на следующем этапе скорректировать все, что мешало достижению качественного результата. Этот алгоритм описан знаменитой диаграммой Деминга PDCA (Plan – Do – Chek – Act, то есть «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй»). Казалось бы, это азбучная истина, но любое нарушение этой закономерности не позволяет достигать результата, ради которого создается система менеджмента.
30 4. ACTION (Корректирование) 1. PLAN (Планирование) 3. CHECK (Контроль) 2. DO (Выполнение) AP DC AP C P DC ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД Баланс функций менеджмента Требования ЦЕННОСТЬ Удовлетворенность D A
31 Принцип 5 – Системный подход к менеджменту Применение принципа требуют: определение системы путём установления и разработки системы процессов, обеспечивающих достижение заданных целей проектирования такой системы, при которой цели достигаются наиболее эффективным путём понимания взаимозависимости процессов в системе постоянного улучшения системы через измерения и оценку определения прежде всего возможностей ресурсов, а затем принятия решений о действии Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении её целей.
32 Принцип 6 – Постоянное улучшение Применение принципа требует: формирование потребности у каждого работника предприятия в постоянном улучшении продукции, процессов и системы в целом применения основных концепций постоянного улучшения с помощью постепенных действий и нетрадиционных решений периодической оценки соответствия установленным критериям совершенства для определения области потенциального улучшения постоянного повышения эффективности всех процессов обучения каждого работника методам и средствам постоянного улучшения, таким как: - цикл Деминга (PDCA) - анализ и решение проблемы и др. определения измерителей и целей для организации улучшения признания улучшений Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель.
33 Принцип 7 – Принятие решений, основанное на фактах Применение принципа требует: измерения и сбора данных и информации, относящихся к задаче обеспечения уверенности в достоверности и точности данных и информации использования апробированных методов для анализа данных и информации понимания ценности соответствующих статистических методов принятия решений и выполнения действий на основе баланса результатов анализа фактов, опыта и интуиции Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
34 Принцип 8 – Взаимовыгодные отношения с поставщиками Применение принципа требует: идентификация основных поставщиков установления отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия и общества организация чётких и открытых связей инициирования совместных разработок и улучшения продукции и процессов совместной работы по чёткому пониманию запросов потребителя обмена информацией и планами на будущее признания достижений и улучшений поставщика Организация и её поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
35 Действующие международные стандарты ISO серии 9000 (2012 год) ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (ГОСТ Р ИСО 9000:2008) ISO 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. (ГОСТ Р ИСО ) ISO 9004:2009 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. (ГОСТ Р ИСО ) ISO 19011:2002 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. (ГОСТ Р ИСО )
36 Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности.
38 Связь принципов менеджмента качества с требованиями стандарта ISO 9001:2008 Ориентация на потребителя Раздел 4. Система менеджмента качества Раздел 5. Ответственность руководства Раздел 6. Менеджмент ресурсов Раздел 7. Процессы жизненного цикла продукции Раздел 8. Измерение, анализ и улучшение Лидерство руководителя Вовлечение персонала Процессный подход Системный подход к менеджменту Постоянное улучшение Принятие решений на основе фактических данных Взаимовыгодные отношения с поставщиками
39 ПОТРЕБИТЕЛЬ ТРЕБОВАНИЯ Постоянное улучшение СМК Модель СМК на основе процессного подхода Измерение, анализ, улучшение 7.Выпуск продукции Ответственность руководства ПОТРЕБИТЕЛЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (4.2,4.9,4.10) (4.3) (4.4) (4.6) (4.7,4.8,4.9,4.10, 4.12,4.15,4.19) (4.13) (4.2) (4.2,4.5) (4.2) (4.5) (4.16) (4.1) (4.1,4.18) (4.1,4.9) (4.9) (4.1,4.2) (4.3) (4.1) (4.1,4.2) (4.1) (4.2) (4.10,4.17,4.20) (4.9,4.10,4.17,4.20) (4.13) (4.14,4.20) (4.1,4.14) Продукция ВыходВход Деятельность, добавляющая ценность (стоимость) Информационный поток 6.Менеджмент ресурсов 4.СМК ИСО9001:2008 ИСО9001:1994
40 ГОСТ Р – 2006 ГОСТ Р – Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО в сфере образования. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2006 г. N 309-ст. Настоящий стандарт является идентичным международному стандарту IWA 2:2003 "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в сфере образования" (IWA 2:2003 "Quality management systems - Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education"). Примечание: IWA (International Workshop Agreement) – соглашение международного семинара
41 Определение образовательной услуги … 3.3 образовательный процесс (educational process): Процесс создания образовательной продукции [предоставления образовательной услуги (см. 3.4)]. 3.4 образовательная услуга (продукция) (educational product): Услуга (продукция), связанная с образованием. …
42 ГОСТ Р ИСО (раздел 5 Ответственность руководства)
44 Приложение Принципы управления Э.Деминга (
45 Принцип 1: Постоянство цели Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 1. Постоянство цели. Поставьте перед собой цель и будьте неизменно твердыми и постоянными в достижении поставленной цели непрерывного улучшения продукции и услуг, распределяя ресурсы таким образом, чтобы обеспечивались долговременные цели и потребности, а не только сиюминутная прибыльность, для достижения конкурентоспособности, сохранения предприятия и обеспечения людей работой. Как правило, долгосрочных целей нет, все менеджеры заняты текущими проблемами. Постоянство есть. Это постоянство в сопротивлении необходимым переменам, в стремлении действовать в связи со сложившимися стереотипами. В России нужно учредить постоянство перемен к лучшему.
46 Принцип 2: Новая философия Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 2. Новая философия. Примите новую философию. Мы находимся в новой экономической эре, начатой в Японии. Мы не можем более уживаться с обычным принятым уровнем задержек, ошибок, дефектов в материалах, брака в работе. Необходимо преобразование западного стиля менеджмента, чтобы остановить продолжающийся упадок экономики. Новая философия отсутствует как на уровне страны, так и на уровне большинства компаний. Нет идей трансформации. Языческая ментальность: кумиры, враги, темные силы-олигархи, заговоры, ксенофобия. Учите, изучайте философию всеобщего качества TQM – основу менеджмента, ведущего к процветанию.
47 Принцип 3: Покончите с зависимостью от массового контроля Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 3. Покончите с зависимостью от массового контроля. Уничтожайте потребность в массовых проверках и инспекции как способе достижения качества, прежде всего путем «встраивания» качества в продукцию. Требуйте статистических свидетельств «встроенного» качества как в процессе производства, так и при выполнении закупочных функций. Статистические методы не усвоены, применяются крайне редко, кружки и группы качества не применяются, вовлечение руководства и персонала невысокое. Начните заменять инспекцию и контроль качества продукции методами статистического управления качеством, вовлекая рабочих через кружки качества, инженеров через группы качества, высших менеджеров через клубы качества.
48 Принцип 4: Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 4.Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене. Покончите с практикой оценки и выбора ваших поставщиков только на основе цены на их продукцию. Вместо этого наряду с ценой требуйте серьезных подтверждений ее качества. Стремитесь к тому, чтобы получать все поставки данного компонента только от одного производителя на основе установления долговременных отношений взаимной лояльности и доверия. Целью в этом случае является минимизация общих затрат, а не только первоначальных затрат. В России проблемы закупок, отношении с поставщиками носят другой характер: поставки через многочисленных посредников, криминализация сферы закупок взятки, взаимозачет как способ перекачки доходов. Систематическая работа с поставщиками только начинается в компаниях. Примеры партнерских отношений неизвестны. Закупщики, выходите из тыла на передовые позиции, примите на себя ответственность за качество поставок.
49 Принцип 5: Улучшайте каждый процесс Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 5. Улучшайте каждый процесс. Постоянно выискивайте проблемы, чтобы улучшать все виды деятельности и функции в компании, повышать качество и производительность и, таким образом, постоянно уменьшать издержки. Непрерывное улучшение системы, включающей разработку и проектирование, поставку комплектующих и материалов, обслуживание и улучшение работы оборудования, методов управления и организации, подготовку и переподготовку кадров есть первейшая обязанность руководства. Процессное мышление, процессные подходы фактически не развиты. Под процессами понимаются только технологические процессы. Статистические методы улучшения качества, такие, как 7 простых японских методов, практически не применяются. Можно говорить о статистической безграмотности персонала большинства компаний. Однако там, где улучшение процессов применяется систематически, результаты впечатляют. В России надо говорить о замещении там, где возможно, систем Тейлора на системы Шухарта.
50 Принцип 6: Введите в практику подготовку и переподготовку кадров Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров. Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех работников, включая руководителей и управляющих, с тем чтобы лучше использовать возможности каждого из них. Чтобы поспевать за изменениями в материалах, методах, конструкции изделий, оборудовании, технологии, функциях и методах обслуживания, требуются новые навыки и умения. Ряд предприятий уделяют этому большое внимание. Проблема чему учить и кто будет учить. Программы обучения носят случайный характер, не выстроены под стратегические цели компаний. Немногие руководители компаний России понимают, что обучение персонала это прекрасные инвестиции. В России, где нет миграции рабочей силы, возможности инвестиций в образование, подготовку и переподготовку персонала близки к японским.
51 Принцип 7: Учредите «лидерство» Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 7. Учредите «лидерство». Усвойте и введите в практику лидерство как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом. Руководители всех уровней должны отвечать не за голые цифры, а за качество. Руководители и управляющие должны обеспечить принятие немедленных мер при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях (оперативных определениях) и других факторах, наносящих ущерб качеству. Лидерство в целом не поощряется, более того, генеральные директора считают, что на предприятиях должен быть только один лидер, и понятно кто. Лидерство как институт подавляется. Управление осуществляется на уровне интуиции ощущений, мнений, предчувствий, но не фактов. Российские капитаны ведут корабли компаний в темноте без приборов на свой риск и страх. «Русская рулетка». Пора включать прожектора, учиться работать с данными.
52 Принцип 8: Изгоняйте страхи Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 8. Изгоняйте страхи. Поощряйте эффективные двусторонние связи и используйте другие средства для искоренения страхов, опасений и враждебности внутри организации, с тем чтобы каждый мог работать более эффективно и продуктивно на благо компании. Отличный принцип. Но человек без цели, без морали, без принципов и без страха еще более опасен, чем человек, подавленный страхом. Российский тезис должен звучать так: "Заменяйте страх перед руководством на разъяснение целей и задач, корпоративных ценностей, воспитание морали, этических правил поведения; направьте усилия на создание корпоративной культуры, основанной на сотрудничестве, уважении, доверии, творчестве, инициативе".
53 Принцип 9: Разрушьте барьеры Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 9. Разрушьте барьеры. Разрушьте барьеры между подразделениями, службами, отделениями. Люди из различных функциональных подразделений исследователи, разработчики, производственники, представители коммерческих и административных служб должны работать в командах (бригадах) с тем чтобы устранять проблемы, которые могут возникнуть с продукцией или услугами. Прекрасный принцип. В России, однако, не барьеры, а баррикады, идут войны местного значения. Конструкторы воюют с технологами и производственниками, ОТК один против всех, снабженцы работают в тылу врага, о себе не забывая. Российский тезис остановить войны между подразделениями, разобрать баррикады, начать строить дороги качества общими усилиями.
54 Принцип 10: Откажитесь от пустых лозунгов и призывов Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов. Откажитесь от использования плакатов, лозунгов и призывов к работникам, которые требуют от них бездефектной работы, нового уровня производительности и т. п., но ничего не говорят о методах достижения этих целей. Такие призывы только вызывают враждебное отношение; основная масса проблем низкого качества и производительности связана с системой и, таким образом, их решения находятся за пределами возможностей рядовых работников. Глупо обращаться к исполнителям, когда их доля в проблемах 415%, а за остальное отвечает менеджмент и построенная им система. Призывы и лозунги нужны как средство вовлечения персонала в систему непрерывного улучшения качества. Но прежде надо начать работать с фактическими данными о качестве продукции и процессов, тогда расплывчатые лозунги и призывы изменятся на конкретные и понятные. Лозунги и призывы должны быть иллюстрациями целей и задач компании, подразделений служащих, например, цитатами или разъяснениями политики качества, деловой философии, этического кодекса и т. п.
55 Принцип 11: Устраните произвольные количественные нормы и задания Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 11. Устраните произвольные количественные нормы и задания. Устраните рабочие инструкции и стандарты, которые устанавливают произвольные нормы, квоты для работников и количественные задания для руководителей. Замените их поддержкой и помощью со стороны вышестоящих руководителей, с тем чтобы достигать непрерывных улучшений в качестве и производительности. Служащие находятся в постоянной борьбе с менеджерами за границы норм и допусков, они стремятся сделать их мягче. Менеджеры отступают по всем фронтам, и это понятно, так как они не имели и не имеют четких целей, критериев и задач. Поражение менеджеров в борьбе за улучшение показателей качества и производительности очевидно. Менеджеры, переходите от принудительного установления норм, требований, квот к сотрудничеству и помощи работникам, согласовывайте с ними цели и задачи.
56 Принцип 12: Дайте работникам возможность гордиться своим трудом Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 12. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом. Устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом. Это предполагает, помимо всего прочего, отказ от ежегодных аттестаций (оценок деятельности работников) и методов управления по целям. И снова обязанности менеджеров, контролеров, мастеров должны быть перенесены с достижения чисто количественных показателей на достижение качества. Замечательно, но прежде дайте им возможность трудиться. Не меняйте им задание, пока они не выполнили предыдущее, не переставляйте их с места на место. Обеспечьте материалами, инструментами, приспособлениями. Дайте возможность рабочим и служащим трудиться вот первая заповедь российских менеджеров, которую они должны усвоить.
57 Принцип 13: Поощряйте стремление к образованию и самосовершенствованию Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 13. Поощряйте стремление к образованию и самосовершенствованию. Учредите энергичную программу образования и поддержки самосовершенствования для всех работников. Организации нужны не просто люди, ей нужны работники, совершенствующиеся благодаря образованию. Источником успешного продвижения в достижении конкурентоспособности Прекрасно, но сначала самим менеджерам нужно начать учиться. Безграмотность менеджеров, особенно в вопросах менеджмента, может только сравниться с безграмотностью конструкторов в маркетинге. Желание учиться у них наблюдается крайне редко, в связи с этим поощрение стремления служащих и рабочих к самообразованию лицемерно и опасно для самих менеджеров. Российские менеджеры, поощряйте в себе стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Станьте примером для всех работников.
58 Принцип 14: Приверженность к делу повышения качества и действенность высшего руководства Принципы ДемингаПроекция на российскую практику 14. Приверженность к делу повышения качества и действенность высшего руководства. Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности и их обязательство проводить в жизнь все рассмотренные выше принципы. Образуйте структуру в высшем руководстве, которая будет каждодневно давать импульс для продвижения к рассмотренным выше 13 принципам, и действуйте, чтобы осуществить преобразования. Поддержки здесь недостаточно, нужны конкретные дела. Администрация многих российских компаний, вставая на путь качества, считает достаточным публично заявить о приверженности качеству, подписать политику качества, а затем поручить создание системы качества инженерам из отдела качества или отделу стандартизации, хотя система качества почти никакого отношения к последнему отделу не имеет. Российские руководители компаний должны понять важную мысль: выше денег источник денег. А источник денег это потребители, их интересует высокое качество продукции при доступных ценах.
59 Список литературы 1. Степанов С.А. и др. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования.- СПб.: ПИФ-com, с. 2.Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. – М.: ИЦПКПС, с. 3.Гавриков А.Л., Исаев В.А., Поровский Г.С. Стратегическое планирование и менеджмент качества в вузе. Экспериментальная учебная авторская программа.- М.: ИЦПКПС, с. 4.Карабасов Ю.С.,Кочетов А.И., Соловьев В.П., Дубровина Л.А. Всеобщее управление на основе качества. - М.: Изд-во «Учеба» МИСиС, с. 5.Пузанков Д.В., Олейник А.В., Соболев В.С., Степанов С.А. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО в высших учебных заведениях. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – 220с.
60 Список литературы (продолжение) 6.Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А.Л.Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество»,2002. – 128с. 7. Руководство для участников конкурса 2011 года «Системы качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования».- М.: МО и Н РФ, с. 8. Степанов С.А. Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества // Качество. Инновации. Образование С Солонин С.И. Менеджмент качества образовательной услуги.- Екатеринбург: УГТУ-УПИ, с. 10. Горбашко Е.А., Шендерова С.В. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития // Стандарты и качество С
61 Список литературы (продолжение) 11.Грищенко Ф.В. Международная нормативная база в сфере менеджмента качества: основные тенденции развития // Стандарты и качество С Горленко О.А. Менеджмент качества: анализ основных определений // Методы менеджмента качества С Восемь принципов менеджмента качества – практический подход // ИСО С Восемь принципов менеджмента качества – практический подход // ИСО С
62 Спасибо за внимание! Тел.: (8162)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.