Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКонстантин Гладышев
1 1 Особенности проведения анализа рынков телекоммуникационных услуг в Украине. Член НКРС Украины Пащук В.П. т ф
2 2 Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, который осуществляет регулирование в сфере телекоммуникаций (Закон Украины «О телекоммуникациях») Национальный регуляторный орган Антимонопольный комитет Украины – государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого есть обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности Закон Украины «Про Антимонопольный комитет Украины») Национальный орган по вопросам конкуренции Регулирование ex-post исследование рынков, в том числе определение монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования, на базе уже минувших событий и ситуаций, которые произошли на рынке и не будут иметь влияния на будущие события и изменения Регулирование ex-ante анализ будущего состояния рынка телекоммуникационных услуг, в том числе определение оператора телекоммуникаций, имеющего значительное рыночное преимущество на рынках, с учетом его состояния в настоящее время Полномочия государственных органов
3 3 При проведении анализа рынков Украины предполагается использовать положения: Директив Европейского Парламента и Совета Европы 2002 г.: 2002/21/EC ( общая регулятивная основа по вопросам сетей и услуг электронной связи) 2002/20/EC ( санкционирования сетей и услуг электронной связи) 2002/19/EC (о разрешении электронных коммуникационных сетей и услуг) 2002/22/EC (универсальные услуги и права пользователей в отношении сетей и услуг электронной связи) Рекомендаций Еврокомисии от и ( о рынках товаров и услуг в рамках сектора электронной связи, на которые будет распространяться предварительное (ex- ante) регулирование) Указаний Еврокомисии по анализу рынка и оценки значительных рыночных возможностей Национальные законодательные и нормативные акты
4 4 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РЫНКА (УКРАИНА) Определение рынков телекоммуникационных услуг
5 5 1-ФМ «Отчет о деятельности оператора местной фиксированной телефонной связи» 2-ФГ «Отчет о деятельности оператора междугородной фиксированной телефонной связи» 3-ФН «Отчет о деятельности оператора международной фиксированной телефонной связи» 4-МЗ «Отчет о деятельности оператора мобильной связи» 5-КТ «Отчет о деятельности оператора телекоммуникационных сетей кабельного телевизионного вещания» Формы отчетности операторов / провайдеров сбор, анализ и хранение информации не автоматизирован сбор, анализ и хранение информации не автоматизирован используется Exel используется Exel
6 6 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РЫНКА (УКРАИНА) Определение рынков телекоммуникационных услуг
7 7 Определение рынка с неэффективной конкуренцией Эффективно конкурентный присутствует большое количество независимых операторов (провайдеров) возможность свободно входить на рынок и покидать его одинаковый доступ к информации и однотипным услугам продавец не имеет возможности назначать цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по рыночной цене с неэффективной конкуренцией (рынок с несовершенной конкуренцией отдельные операторы телекоммуникаций имеют возможность контролировать цены на услуги, которые они предоставляют доступ на рынок и выход с рынка затруднен ограничен доступ к информации. РЫНОК
8 8 Тест трех критериев Определение рынка с неэффективной конкуренцией 1.Барьеры вхождения на рынок 2.Динамика рынка 3.Требования законодательства ПРИМЕНЕНИЕ наличие всех трех критериев отмечает, что рынок с неэффективной конкуренцией отдельно взятый критерий не может быть определяющим для принятия решения
9 9 Тест трех критериев Барьеры выхода на рынокПреимущества для действующих операторов Препятствия для потенциальных конкурентов 1.1. Структурные (технологические): -специфика технологии, -неравные условия для операторов - экономия на масштабе - экономия на разнообразии - экономия на плотности - сложно (дорого) дублировать сеть оператора 1.2.Стратегические-договоренностей в ценообразовании, - перекрестное субсидирование - необоснованный отказ в доступе к сети - наличие демпинга 1.3. Административные (регулятивные) требования, оказывающие прямое воздействие на условия выхода на рынок -наличие эксклюзивных прав - ограничение числа компаний с доступом к частотному и номерному ресурсам - меры контроля за ценами - ограничения, связанные со строительством инфраструктуры Влияние барьеров вхождения ниже на рынках с высоким уровнем технического прогресса 1. Барьеры вхождения на рынок
10 10 2. Динамика рынка - определяет тенденцию движения рынка к эффективной конкуренции без ex-ante регулирования (невзирая на наличие барьеров для вхождения на рынок) Наиболее важные показатели для оценки: - доли операторов; - контроль над инфраструктурой, которую сложно дублировать; - ценовые тенденции 3. Требования законодательства - (отсутствие предварительных обязательств) - определяет могут ли быть устранены проблемы развития эффективной конкуренции через ex-post регулирование антимонопольным органом Обстоятельства, свидетельствуюшие о недостаточности ex-post регулирования - соблюдение норм закона о конкуренции - частые изменения,вмешательствам (предоставления доступа к сети) - мониторинг условий предоставления услуг, раздельный учет Тест трех критериев :
11 11 Критерии Рынки (с 1 по 17) 1.Наличие значительных барьеров для вхождения на рынок +-+ … Динамика рынка (отсутствие тенденций к появлению эффективной конкуренции) ++- … Достаточность применения требований, предусмотренных законодательством о конкуренции (отсутствие предварительных обязательств) +++ …. - Подлежит ли рынок предварительному регулированию?да нет … Определение рынка с неэффективной конкуренцией Тест трех критериев
12 12 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РЫНКА (УКРАИНА) Определение рынков телекоммуникационных услуг
13 13 Определения оператора со значительным рыночным преимуществом (SMP) Доля оператора Доля оператора на определенном рынке услуг является исходным показателем для оценки его рыночного положения. доля оператораSMP до 25 % Вероятно, что оператор не имеет SMP от 25 до 40 % Необходим комплексный анализ з учетом остальных критериев для установления SMP более 50 % (в анализируемом периоде неоднократного превышалась доля 40%) Есть основания признать оператора как SMP Принимаются во внимание и учитываются до 30 критериев Рассматриваются коллективное доминирование Учитывается фактор времени
14 14 Критерии для определения SMP Факторы, обуславливающие значительное рыночное преимущество 1. Управление инфраструктурой, которую сложно дублировать значительные затраты конкурентов на создание инфраструктуры, 2. Общий размер предприятия (параметры) оператор имеет более крупные параметры по сравнению со своими конкурентами, он может сохранить во времени по отношению к ним определенные выгоды 3. Технологическое лидерство Оператор владеет технологией, позволяющая дешевле и эффективнее предоставлять услуги по существующим ценам 4. Невысокий уровень покупательной способности позиция оператора может быть ослаблена, если клиенты с небольшими затратами могут перейти к конкуренту 5. Доступ к рынкам капитала/финансовых источников Возможность оператора использовать внутренние и привлеченные источники финансирования Определения оператора со значительным рыночным преимуществом (SMP) Определения оператора со значительным рыночным преимуществом (SMP) (1)
15 15 Критерии для определения SMP Факторы, обуславливающие значительное рыночное преимущество 6. Экономия за счет масштабов Увеличение объемов производства приводит к снижению себестоимости продукции 7. Экономия за счет объемов Телекоммуникационная сеть используется оператором для предоставления многих услуг на других рынках 8. Диверсификация услуг Высокая степень диверсификации услуг может свидетельствовать о сильной рыночной позиции 9. Вертикальная интеграция Вертикально интегрированный оператор может усиливать свою позицию путем контроля за смежными рынками (УКТ) 10. Высокоразвитая дистрибьюторская сеть Уровень развития дистрибьюторской сети может интенсивно влиять на решения и выбор клиентов 11. Отсутствие потенциальной конкуренции Потенциальные новые конкуренты - те, кто имеют технические возможности для вхождение на этот рынок (через переориентацию или расширение своих производственных линий) 12. Препятствия для дальнейшего развития возможность расширения производства или предоставления новых услуг операторами, которые уже функционируют Определения оператора со значительным рыночным преимуществом (SMP) (2)
16 16 Критерии - (коллективное доминирование) Факторы, обуславливающие значительное рыночное преимущество 1. Сформированный рынок Чем выше уровень зрелости, тем больше вероятность того, что на рынке значительное преимущество имеет несколько операторов 2. Стагнация или умеренный рост со стороны спроса Чем выше возможность роста спроса на рынке, тем меньше шанс на существование на нем операторов, занимающих коллективную значимую позицию 3. Низкая эластичность спроса Если спрос существенно не изменяется в ответ на изменение цен, существует низкая мотивация операторов для снижения цен в целях увеличения своей доли на рынке 4. Однородный товарЧем выше уровень однородности товаров, тем выше мотивация операторов для занятия схожей позиции на рынке с целью избегания конкуренции цен и снижения прибыли 5. Похожие структуры себестоимости При подобной цене схожая структура затрат определяет схожий уровень прибыли, что может привести к достижению соглашения между поставщиками относительно уровня цен Определения оператора со значительным рыночным преимуществом (SMP) - коллективное доминирование (1)
17 17 6. Похожие рыночные долиПохожие рыночные доли в течении времени может свидетельствовать о действующих неформальных соглашениях между операторами 7. Различные виды неофициальных операторами могут указывать на существование ценового сговора между ними, о чем могут свидетельствовать подобные цены на услуги. 8. Отсутствие технической инновации, Чем выше уровень развития технологий, тем ниже уровень конкуренции, обусловленной техническими инновациями 9. Отсутствие или низкие возможности для ценовой конкуренции Стабильность или низкое колебание цен во времени может свидетельствовать о достижении ценового соглашения между операторами 10. Значительные препятствия для вхождения на рынок Эти критерии аналогичны критериям определения оператора со значительным рыночным преимуществом 11. Отсутствие встречной покупательной способности 12. Отсутствие потенциальной конкуренции Определения оператора со значительным рыночным преимуществом (SMP) - коллективное доминирование (2) Критерии - (коллективное доминирование) Факторы, обуславливающие значительное рыночное преимущество
18 18 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РЫНКА (УКРАИНА) Определение рынков телекоммуникационных услуг
19 19 На розничных рынках могут возлагаться следующие обязательства: 1. не устанавливать завышенные цены на услуги 2. не усложнять вхождения на рынок другим предпринимателям 3. не ограничивать конкуренцию путем демпинга цен на услуги 4. не применять необоснованные льготы для пользователей 5. не навязывать конечному пользователю услуги с Регуляторные обязательства для оператора со значительным рыночным преимуществом (SMP) На SMP операторов могут возлагаться обязательства: 1. обеспечения доступа, с использованием элементов сети и сопутствующей инфраструктуры 2.недискриминациионности 3.прозрачности (публичности) 4.ведения раздельных счетов 5.ценового контроля и учета затрат
20 20 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА РЫНКА (УКРАИНА) Определение рынков телекоммуникационных услуг
21 21 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЯ ПЛАНИРУЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПУТЁМ МОНИТОРИНГА ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ОПЕРАТОРА SMP ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 1.Анализ обращений участников рынка по поводу взаимодействия с операторами SMP; 2.Анализ обращений потребителей телекоммуникационных услуг; 3.Анализ информации, полученной от других государственных органов власти (Антимонопольный комитет, Государственная инспекция по контролю за ценами, Налоговая администрация и др.); 4.Плановые и внеплановые проверки в рамках государственного надзора; 5.Обработка отчётов оператора: полнота и достоверность данных Основные направления:
22 22 Пример оценки значительного рыночного преимущества оператора Доля оператора Рыночная доля оператора N превышает 35 %, при этом доли других участников рынка не превышают 10 % значительное рыночное преимуществе Управление инфраструктурой, которую сложно дублировать Оператор N имеет наиболее развитую телекоммуникационную инфраструктуру и несет расходы в основном на поддержание технического состояния и модернизацию сетей. Другие операторы, действующие на рынке в течение нескольких лет, вынуждены нести значительные расходы, связанные с созданием необходимой инфраструктуры с целью повышения ее конкурентоспособности. значительное рыночное преимуществе Технологическое преимущество или технологическое лидерство Все действующие на рассматриваемом рынке операторы имеют подобные технологии. Нет четких признаков того, что кто-то из операторов обладает новой технологией, к которой другие участники рынка не имеют доступа, и которая дала бы такому субъекту преимущество над конкурентами. Невысокий уровень покупательной способности потребителя Практически ни один конечный потребитель любого из операторов на анализируемом рынке, не имеет столь сильной позиции, чтобы вести переговоры с оператором об индивидуальных условиях предоставления услуг. Простой или привилегированный доступ к рынкам капитала/финансовы х источников Оператор N имеет намного больше активов по сравнению с конкурентами, и, как результат самый высокий финансовый (кредитный) рейтинг, а также принадлежит к сильной финансовой группе. значительное рыночное преимуществе
23 23 Пример оценки значительного рыночного преимущества оператора Вертикальная интеграция Оператор N имеет высокую долю присутствия на смежных рынках (вертикальных и горизонтальных). значительное рыночное преимуществе Экономия за счет масштабов Благодаря самой большой абонентской базе оператор N имеет наименьшие затраты на одного абонента, увеличение трафика не вызовет немедленного значительного увеличения расходов значительное рыночное преимуществе Экономия за счет объемов Сеть оператора N охватывает территорию всей страны, что позволяет ему, без инвестиций, оказывать разнообразные услуги на смежных рынках. значительное рыночное преимуществе Высокоразвитая дистрибьюторская и торговая сеть Оператор N имеет большое преимущество перед конкурентами по количеству пунктов по продаже телефонных услуг, а также количества работников непосредственно задействованных в обслуживании потребителей. значительное рыночное преимуществе N Отсутствие потенциальной конкуренции За последние 4 года на анализируемый рынок не вышла ни одна компания, лишь один из альтернативных операторов постоянно увеличивает свою долю на рынке, став конкурентом оператору N. значительное рыночное преимуществе Препятствия для дальнейшего развития предпринимателей Хотя и наблюдается появление новых услуг, однако, низкая динамика изменения их доли на соответствующем рынке показывает, что в краткосрочной перспективе это не будет иметь значительного влияния на развитие предпринимателей и увеличение конкуренции. значительное рыночное преимуществе N
24 24 1.Разработан и утвержден «Перечень рынков телекоммуникационных услуг, принятых для анализа с целью предварительного регулирования» 2. Утверждено положение об отчетности на рынке телекоммуникаций 3. Утверждены и внедрены формы отчетности и инструкции по их заполнению 4. Созданы реестры операторов (в разрезе форм отчетности) 5. Разработан проект Методики анализа рынков телекоммуникационных услуг 6. В стадии разработки автоматизированная система сбора отчетности Этапы внедрения системы анализа рынков в Украине
25 25 Несовершенство законодательства Украины в части полномочий национального регулятора НКРЗ проводить анализ рынков: - определения оператора со значительным рыночным преимуществом на рынке; - получения показателей финансовой отчетности операторов телекоммуникаций Отсутствие полной базы данных для проведения анализа рынка телекоммуникационных услуг Отсутствие методологической базы для проведения анализа рынков Отсутствует автоматизированная системы сбора, хранения и обработки информации Проблемные вопросы внедрения системы анализа рынков в Украине
26 26 Благодарю за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.