Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПотап Рахманинов
1 Материалы мастер-класса «Татьяна Ларина в системе образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Подготовлены Корсаковой Тамарой Ивановной, учителем русского языка и литературы Гимназии 25 г. Иркутска
3 Цели урока Продолжение углубленного прочтения «романа в стихах», «свободного романа», «трудного романа» для понимания. Открытие женского мира романа, отличия сестер, особого духовного мира, глубины и «идеальности» Татьяны, носительницы национальных понятий о добре и зле, счастье и совести.
5 Открытие женского мира романа, его явных и скрытых особенностей, связи дочерей Лариных со старшим поколением, отличия сестер, «обыкновенности» Ольги и особого духовного мира, глубины и «идеальности» Татьяны, носительницы национальных понятий о добре и зле, счастье и совести.
7 Развитие личностного потенциала обучающихся, их возможностей через освоение новых форм и методов учебной деятельности исследовательские, проектные, творческие задания).
8 Актуальность темы. Осмысление романа выводит к наиболее важным вопросам человеческого бытия. Счастье и смысл жизни, радости и страдания любви, духовный мир человека, долг и совесть.
9 На данном уроке важно увидеть духовный мир очаровательной героини, романтический строй ее души, сформированный чтением романов, общением с природой, русскими традициями и обычаями, способность к внутреннему росту и развитию.
11 Увидеть в Татьяне другой тип женского поведения: естественного, совестливого и деликатного, отличающегося от того, что видят подростки на экране телевизора и в жизни.
13 Формы и методы работы: Фронтальная форма работы строится на основной деятельности в изучении литературы – чтении романа и участии в диалоге по его осмыслению, просматривании иллюстраций к роману и отрывков спектаклей, прослушивании и просмотре фрагментов из оперы.
15 Групповая форма работы предполагает деятельность по осмыслению иллюстраций к роману, выявлению основных черт характера героини, высказыванию мнений о романе.
16 Выполнение проектных заданий к уроку : Представление о героине десятиклассников (мини-исследование). Рассказ по статье Ю. Лотмана «Женское образование в России первой трети ХIХ века». Подготовка таблицы в электронном виде «Образ Татьяны в системе образов романа». Разработка гипотезы, могла ли Мария Николаевна Волконская быть прообразом Татьяны Лариной? Возможные прототипы героини.
17 Урок начинается с представления проектного задания: результата опроса мнений десятиклассников об их отношении к Татьяне Лариной, которое поможет создать проблемную ситуацию. Опрошенные ученики не видят в Татьяне героини, способной вызывать интерес и сегодня, воспринимают ее как явление минувшего.
18 Учащиеся, работая в группах, смогут выделить следующие качества героини: - мечтательность, сердечность, искренность, начитанность, естественность; - глубина чувств, благородство, красота души, - любовь к русским обычаям и традициям, русской природе и людям, русское воспитание; - нравственная чистота, религиозность, чувство долга; - неприятие светской жизни.
22 Татьяна, как многие русские люди, верит «и снам, и карточным гаданьям». Ее, как и некоторых своих любимых героев, А.С. Пушкин наделяет даром видеть пророческие сны. Таков сон, который она видит накануне своих именин, в нем явится в фантастической форме все, что произойдет позднее. В нем выявится роль Онегина в ее судьбе и жизни.
24 Татьяна Ларина – «милый идеал» автора. Он не скрывает своей симпатии к героине. Она не похожа на окружающих, не такая, как все. Автору дорога ее неповторимость, непохожесть, уникальность. В ней много искренности и естественности, мечтательности и поэтичности, душевной сердечности и глубины, естественности, деликатности.
26 В романе Татьяна совершает, по сути дела, два самостоятельных поступка. Пишет Онегину письмо с признанием в любви. Шаг в духе европейских романов, противостоящий российскому патриархальному быту.
27 Традиции создания женского любовного письма почерпнуты ею из романов. Они требовали выражения чувств и мыслей на французском языке. Однако ее письмо наполнено русскими просторечиями, хотя есть в нем романные обороты, но все же это открытие «глубинной реальности сердца» Татьяны.
28 Во всех случаях жизни Татьяна руководствуется понятиями долга и чести, она внимательна и деликатна. Даже в тот момент, когда пишет письмо, обращается к благородству Онегина. После гибели Ленского Татьяна выбирает позицию изменения отношения к Онегину. Она долго помнит убитого поэта, дольше, чем его невеста.
29 Пройдя через страдания первой любви, Татьяна значительно изменяется, взрослеет. Этому способствует чтение книг из библиотеки Онегина. Татьяна начинает понимать Онегина, его противоречивость, оторванность от русской почвы, безбожность и гордыню. Развиваясь и взрослея, Татьяна обретает нравственную стойкость, определяет свой путь в жизни и те ценности, что будут для нее непоколебимы: верность, долг, семья.
32 Второй поступок Татьяны, вышедшей замуж, - отказ от любовных притязаний Онегина, поступок, по мнению Ф.М. Достоевского, определенно русский, национальный, противостоящий представлениям высшего света. Она преодолевает суету и страсти, что бурлят вокруг, не судит окружающих ее людей и остается сама собой
34 В системе образов романа Татьяна - среди главных героев, рядом с Онегиным и автором. Они проходят через весь роман. Их судьбы, в которых нет завершенности, отражают сложность и неисчерпаемость жизни, ее неустроенность. Во многом Татьяна близка Автору: близостью к народу, любовью ко всему русскому, глубокой верой и приверженностью к нравственным ценностям народа. Сопоставление героев романа приводится в форме электронной таблицы.
35 Татьяна в системе образов романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" Образы общественная принадлежность морально- психологический склад характера система воспитания ориентиры в жизни итоги жизни литературный тип Евгений Онегин высший светвненациональный тип француз- гувернер светские представления готовность к поиску смысла жизни "лишний человек" Автор дворянский интеллигент русский национальный характер русская няня, национальный уклад. Лицей талант, долг, совесть, честь высокая цель - творчество поэт Татьяна Ларина русское дворянство русский национальный характер книги, национальный уклад, природа долг, совесть, честь обретение смысла жизни идеал русской женщины
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.