Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктория Фурманова
1 Исследования предпринимательства: о чем и для чего? Проф. д.э.н. Чепуренко А.Ю., ГУ ВШЭ Санкт-Петербург,
2 Для чего изучают предпринимательство? Предприниматель - одно из важнейших действующих лиц любого рынка, поэтому нужно знать его мотивы и логику, чтобы понимать и прогнозировать динамику развития рынков (маркетинговый аспект) Самочувствие предпринимателей и оценка ими РУПД – важный показатель эффективности государственной экономической политики (политический аспект) Предпринимательские стратегии строятся на сочетании рационального и эмоционального, использовании формальных и неформальных норм и институтов, рыночных и сетевых ресурсов - богатое поле применения (и эмпирической проверки) различных экономических, социологических, психологических и др. концепций (академический аспект)
3 Почему нужно изучать российское предпринимательство? Академический аспект: 1. Развивающиеся рынки и их участники мало исследованы - возможность быстро занять нишу в международном академическом сообществе 2. Динамичное развитие предпринимательских практик - возможность эмпирического выявления очень быстрой эволюции стратегий и институтов 3. Одна из немногих социальных групп, обладающих влиянием на социально-экономическое развитие России - ее изучение открывает возможность социально-экономического и политического прогнозирования
4 Почему нужно изучать российское предпринимательство? Маркетинговый аспект: - Невозможно планировать выпуск в ряде отраслей, не понимая перспектив развития спроса со стороны предпринимателей, в том числе их самой массовой группы – МСП Политический аспект: - Выработка и осуществление политики поддержки МСП зачастую осуществляется исходя из весьма приблизительных представлений об их потребностях, а главное – возможной реакции на те или иные меры (прогностический аспект) - Можно предложить ряд индикаторов, позволяющих оценивать эффективность проводимой политики (аспект оценивания программ и политик)
5 Что уже относительно неплохо изучено? 1. Портреты (социальные типы и волны становления российского предпринимательства, преобладающие мотивы и ценности) 2. Проблемы во взаимоотношениях с государством (включая налоговое администрирование, административные барьеры, коррупцию и проч.) 3. Особенности российского малого предпринимательства (ресурсы, стратегии, проблемы)
6 Что пока не изучено? Почти все остальное: - социальные сети и доверие, - этническое предпринимательство, - женское предпринимательство, - внутрифирменные стратегии контроля, - наследование в семейном предпринимательстве, - бизнес-ангелы, - коллективное и параллельное предпринимательство, - значение неудачи в предпринимательстве и т.д.
7 Чего не знают банки, производители и власти? Как поведет себя малое предпринимательство в условиях кризиса? Какие товары и услуги будут востребованы в первую очередь? Как в разных сегментах МСП изменится платежеспособный спрос? Как изменится предпринимательская активность населения? Какие меры поддержки могут оказаться наиболее созвучными запросам самих МСП и стартующих предпринимателей?
8 Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проводить следующие виды исследований Конъюнктурные опросы МСП Инвестиционные опросы МСП Репрезентативные исследования населения, содержащие вопросы об отношении к предпринимательству и готовности включиться в предпринимательскую деятельность – т.е. исследования предпринимательского потенциала общества
9 Пример исследования предпринимательского потенциала общества в России - проект «GEM Russia» Участники - Санкт-Петербургский ун- т и ГУ-ВШЭ (Москва)
10 О проекте: Global Entrepreneurship Monitor (GEM) – международный лонгитюдный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения начат в 1999 г. в 10 странах, в 2008 г. - в 42 странах. Ежегодно публикуются сводные отчеты, а также специальные тематические отчеты (напр., «Женское предпринимательство в мире» и т.д.) свыше 200 исследователей активно участвуют в проекте GEM От России с 2006 г. участвует смешанная команда в составе: ф-т менеджмента Санкт-Петербургского ун-та и Лаборатория социологических исследований ВШЭ. Университеты, участвующие в проекте, имеют возможность использовать международную базу данных для целей обучения и научных исследований.
11 Задача GEM: … ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) Каков вклад предпринимательской активности в экономическое благосостояние отдельных наций и всего мирового сообщества? 2) Что правительства могут сделать, чтобы повысить уровень предпринимательской активности?
12 Важнейшие инструменты GEM Стандартизованный национальный опрос взрослого трудоспособного населения, APS (ГУ-ВШЭ) Стандартизованные экспертные анкеты об условиях развития предпринимательства в соответствующих странах (СПбГУ) Интервью лицом к лицу с местными экспертами – сбор мнений венчурных капиталистов, банкиров, правительственных чиновников, известных предпринимателей и т. д. (СПбГУ)
13 Объекты опроса взрослого трудоспособного населения (APS) Предпринимательство как экономический процесс Предпринимательство как экономический процесс Предприниматели как совокупность экономических агентов – физических лиц Предприниматели как совокупность экономических агентов – физических лиц Рамочные условия предпринимательской деятельности – правовая, экономическая и социальная среда предпринимательства Рамочные условия предпринимательской деятельности – правовая, экономическая и социальная среда предпринимательства
14 Социальный, культурный, политический контекст РУПД МСП («вторичная» экономика) предприним ательские возможности Предпринимательские способности, навыки, мотивация Новые фирмы Крупные устойчивые фирмы («первичная» экономика) Рост национально й экономики (рабочие места и технологическ ие инновации) Графическое изображение концептуальной модели GEM Источник: Maria Minniti. Global Entrepreneurship Monitor, 2005 Executive Report
15 ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ РЕСПОНДЕНТОВ опроса взрослого трудоспособного населения
16 Некоторые данные по России ( )
17 Динамика основных индексов в гг.
18 Предпринимательская активность трудоспособного населения России: некоторые показатели, Название ТЕА (доля ранних предпринимателей в составе взрослого населения) 2,7%3,7% 2Показатель потенциальной предпринимательской активности населения 4%1,4% 3ЕВО (доля владельцев устоявшегося бизнеса в составе взрослого населения) 1,68%1,11% 4Доля добровольного предпринимательства в составе раннего предпринимательства 30%24% 5Доля ранней предпринимательской активности с высоким ожиданием роста (НЕА) 17,3%19,8% 6Доля ранних предпринимателей, ориентир. на новые рынки 9,4%12,2% 8Индекс оборота (коэффициент расширения) раннего предпринимательства 1,352,33
19 Россия: раннее предпринимательство Показатели ТЕА в РФ, % 4,862,673,69 Численность ранних предпринимателей, тыс. чел. > Цепной темп прироста, % – –45,06+38,20 Ранг РФ в GEM 1022 К-т Салаи –0,1860,087 К-т Гатева –0,0900,075 К-т Казинца –2,9%2,4% К-т неравномерности распределения 0,36130,36120,3730
20 Россия: устоявшееся предпринимательство Показатели ЕВО в РФ, % 1,191,681,11 Число владельцев устоявшегося бизнеса, тыс. чел. >860>1200
21 Индекс расширения (коэффициент оборота) предпринимательского потенциала в России и странах – участницах GEM Показатели Индекс расширения Iрасш в РФ2,721,342,46 Ранг России в GEM Темп прироста цепной, % --50,7483,58 Iрасш max 4,24 (Nl) 6,95 (Ve)6,24 (Jp) Iрасш min 0,36 (In, AE)0,59 (In)1,19 (Tr) Iрасш aver 1,792,412,55 К-т вариации51,45%63,19%39,89% К-т асимметрии по Линдбергу 0,0950,0380,014
22 Россия - страна с низким уровнем развития предпринимательского потенциала и неблагоприятной его структурой Количество потенциальных предпринимателей по сравнению с 2007 г. снизилось и составило всего 1,4% от общей численности взрослого трудоспособного населения РФ Доля добровольного раннего предпринимательства незначительно сократилась и составила 24% (3-й снизу ранг в GEM) Доля раннего предпринимательства на новых рынках составила 9,4% – низкий уровень в GEM, высокий среди стран БРИК Доля женщин в предпринимательстве составляет в среднем 48%, причем среди потенциальных предпринимателей – около 50%, среди нарождающихся – около 48%, среди владельцев нового бизнеса - менее 45%, среди владельцев устоявшегося бизнеса - менее 43%
23 Межстрановые сопоставления: место России по уровню развития предпринимательского потенциала
24 Влияние среднедушевого ВВП на уровень ранней предпринимательской активности населения в странах – участницах GEM (2007)
25 Влияние среднедушевого ВВП на уровень ранней предпринимательской активности населения в странах – участницах GEM (2008)
26 1. Статистически значимая параболическая зависимость от ВВП на душу населения при фиксировании значений факторной и результирующей переменной с лагом в 1 год - активность раннего предпринимательства непосредственно детерминирована макроэкономическими условиями в стране 2. Структура раннего предпринимательства в зависимости от РУПД: 1) в случае улучшения макроэкономической ситуации возрастает доля добровольного предпринимательства, 2) в случае ухудшения макроэкономической ситуации возрастает доля вынужденного предпринимательства
27 Рекомендации властям в отношении политики поддержки МСП: - Социальные сети важны для старт-апов! (поддерживать бизнес-ангелов и проч. формы самоорганизации) - Разная политика для разных мотивационных групп! (добровольные/вынужденные) - «Учить предпринимательству» - значит снижать барьеры на пути старта! (переменные восприятия, perceptional variables, играют значимую роль в объяснении динамики предпринимательского потенциала )
28 Спасибо за внимание! Подробнее о проекте GEM: aspx
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.