Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЮрий Фрунзе
1 Еговкина Н.В., методист ИМО Сарапульского района Библиотечно- библиографические знания – основа информационной грамотности школьника Консультация для библиотекарей
2 Информационная грамотность – комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию
3 Информационная грамотность формирует основу для непрерывного и продолжающегося процесса обучения. Она имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения. Это дает возможность учащимся формировать содержание и расширять горизонты научных исследований, быть более мотивированным, контролировать процесс своего образования.
4 Информационного грамотный человек умеет: Определить размер своих информационных потребностей и запросов, Рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации, Критически оценить уровень полученной информации и найденных ресурсов, Внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу, Эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями, Понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.
5 Что характеризует ученика как информационно грамотного Информационно- грамотный ученик Навыки самостоятельного обучения Совместное планирование и обучение (работа в группах) Обучение на базе ресурсов (первоисточников) Сотрудничество с разными учреждениями Создание и редактирование материалов Научно- исследовательская деятельность Умение организовать работу Навыки коммуникации и общения Навыки лидерства Навыки работы с аудиовизуальной информацией и электронной техникой Восприятие (понимание) литературы и культуры Информационно- справочная работа
6 Что дает молодым людям школьная библиотека Учение через получение знанийУчение через исследования Процесс четко организован, линейный Темы, по которым надо получить уже существующие знания Структура понятия задана, учащемуся нужно ее уяснить Учащиеся бывают несколько пассивны как получатели «готовых знаний» Процесс нередко имеет нелинейный, разветвленный, периодически возвратный характер и основан на постоянной рефлексии и самооценке Вопросы, на которые нет простого ответа. Ученик должен сам сделать выводы на основе найденной информации Ученик сам формирует структуру понятий Ученик должен быть активно вовлеченным и заинтересованным Потребность в знании Учащийся узнает то, что знают другие Ученик формирует собственное понимание Процесс Структура Работа ученика Глубокое понимание, основанное на концепциях и фундаментальных вопросах Признаки фундаментальных вопросов На них не существует однозначно правильного ответа Они поднимают другие принципиальные вопросы, нередко выходящие за предметные рамки Они затрагивают философские или теоретические основы той или иной дисциплины Они повторяются снова и снова, и их могут обдумывать и первоклассники и студенты Они формулируются так, чтобы вызвать и поддержать в учениках интерес
7 Общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач Общие учебные умения и навыки школьников Организация учебного труда. учебно- организационные учебно- интеллектуальные учебно- информационные учебно- коммуникативные Процесс чтения Работа с учебниками Работа с текстом и аудиовизуальными источниками Библиотечно-библиографические умения и навыки Работа с книгой и другими источниками учебной информации. Культура устной и письменной речи.
8 1 класс Бережно обращаться с книгой Правильно пользоваться книжной закладкой Знать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страница, иллюстрация Правильно называть детские книги
9 2 класс Соблюдать правила пользования библиотекой Различать основные элементы книги Самостоятельно уметь знакомиться с детской книгой: находить фамилию автора, название произведения, по иллюстрации составлять представление о содержании книги Проводить несложный ремонт книги
10 3 класс Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке Находить нужную книгу, пользуясь открытым доступом, рекомендательными списками или картотекой, тематическим каталогом, книжно- иллюстративной выставкой Определять примерное содержание книги по ее элементам: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие
11 4 класс Пользоваться рекомендательными списками, картотеками, указателями, открытым доступом к книжным полкам, справочной литературой Ориентироваться в каталожной карточке Самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику, использовать их на уроках и во внеурочное время
12 5 класс Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом, выставкой, рекомендательными списками, тематическими картотеками. Правильно записывать на каталожную карточку данные о книге. Привлекать материалы дополнительного чтения на уроках и во внеклассной работе.
13 6 класс Подбирать дополнительную литературу к урокам и внеклассным мероприятиям Собирать текущий материал к определенным темам Постоянно обращаться к словарям и справочникам Правильно записывать на карточку книгу, статью из газеты, журнала С помощью педагога составлять индивидуальный план чтения
14 7 класс Систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера и по отраслям знаний, справочной литературой различного типа Пользоваться систематическим каталогом Делать выписки из книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их, использовать в учебной и общественной работе
15 8 класс Учиться работать с публицистической литературой. Использовать такие элементы книги, как комментарии авторские, переводчика, редактора, подстрочные, в конце книги; справочный аппарат книги; сводный алфавитный указатель произведений к собранию сочинений, справочный том в собрании сочинений. Регулярно работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся старшего школьного возраста. Самостоятельно составлять индивидуальный план чтения
16 9 класс Учиться работать с критической литературой. Находить ее в каталогах, картотеке, использовать списки литературы внутри книг. Систематически использовать научно- популярную литературу. Совершенствовать методы работы с периодическими изданиями. Овладевать методами и формами пропаганды произведений художественной, общественно-политической, научно- популярной литературы.
17 10 класс Освоить справочно-библиографическую информацию массовой библиотеки, уметь пользоваться межбиблиотечным абонементом, совершенствовать навыки работы со справочным аппаратом к произведениям классиков, самостоятельно подбирать материалы по интересующим проблемам, руководствуясь индивидуальным планом чтения
18 11 класс Систематически работать в библиотеках с общественно-политической, научной, художественной, справочной литературой, уметь в короткий срок подобрать необходимую литературу, использовать рациональные способы ознакомления с нею, обработки и систематизации интересующей информации; совершенствовать свою работу по пропаганде книги
19 Библиографический список библиографическое пособие с простой структурой, без вспомогательного аппарата, представляющее собой, как правило, небольшой упорядоченный перечень библиографических записей
20 Библиографическая картотека библиографическое пособие, реализованное в карточной форме, содержащее библиографическую информацию. Различаются алфавитные, систематические, предметные и прочие картотеки. В отличие от каталога картотека может включать сведения о документах, отсутствующих в фонде библиотеки, не давать библиотечного шифра и других сведений.
21 Библиографический каталог библиографическое пособие, раскрывающее состав и (или) содержание определенного фонда (его части) или нескольких фондов документов
22 Библиографический указатель библиографическое пособие со сложной структурой, имеющее вспомогательные указатели, а в необходимых случаях и другие элементы, характерные для самостоятельно изданного документа (предисловие, оглавление и т.п.).
23 Библиографическая карточка карточка, содержащая библиографическое описание источника информации: сведения об авторе, заглавие, подзаголовочные данные (серия, тома, жанр, читательское назначение), выходные данные (год и место издания, издательство), количественную характеристику издания (страницы, объем в учетно-издательских листах, тираж, цена), примечания (сведения о библиографии, иллюстрациях и т.д.)
24 Поиск информации о книге в традиционных (карточных) каталогах библиотек Алгоритм поиска информации о книге (каталожной карточки) в Алфавитном Каталоге Знаете ли Вы Фамилию И.О. автора или название (заглавие) книги? Знаете ли содержание книги? Найдите в Алфавитном Каталоге карточку с описанием книги. Есть ли такая карточка? Обратитесь за помощью к библиотекарю или найдите информацию о книге в Электронном Каталоге ПРАВИЛЬНО заполните читательское требование, отдайте его библиотекарю и подождите выполнения заказа Ищите книгу по рубрике АПУ или внутри раздела СК
25 Алгоритм поиска информации о книге (каталожной карточки) в Систематическом Каталоге Обозначьте предмет поиска словом или словосочетанием. Есть ли оно в АПУ? По указанному в АПУ индексу найдите соответствующий раздел в Систематическом Каталоге. Есть ли здесь нужные книги? Обозначьте предмет поиска более широким понятием. Есть ли карточка на книгу? Проверьте наличие идентичной карточки в Алфавитном Каталоге и ПРАВИЛЬНО заполните читательское требование. Отдайте требование библиотекарю и подождите выполнения заказа. Посмотрите в периодических и справочных изданиях, в Электронном Каталоге, в Интернет. Есть ли там нужный материал? Обратитесь за помощью к библиотекарю
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.