Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛиана Строгальщикова
1 Здоровьесберегающая среда как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся
2 «- Азбуку, ох, ох! – сказала лиса Алиса, качая головой. – Не доведет тебя до добра это ученье… Вот я училась, училась, а гляди – хожу на трех лапах. - Азбуку! – проворчал кот Базилио и сердито фыркнул в усы. – Через это проклятое ученье я глаз лишился»
3 ХVII век: «Школа всегда у вас чиста да пребывает, подметена же и беспорошна и ищищена да бывает. Школьный сор вон износите…» ХVII век: «Школа всегда у вас чиста да пребывает, подметена же и беспорошна и ищищена да бывает. Школьный сор вон износите…» 1721 г.: «… на всяк день два часа определить на гулянье семинаристов… А гулянье было бы с играми честными и телоподвижными... Ибо сие и здравию полезно есть, и скуку отгоняет» 1721 г.: «… на всяк день два часа определить на гулянье семинаристов… А гулянье было бы с играми честными и телоподвижными... Ибо сие и здравию полезно есть, и скуку отгоняет» Вторая половина ХVIII века: воспитанникам и педагогическому коллективу для соблюдения санитарно-гигиенических требований предписывалось непременно пользоваться «мыльнями». Вторая половина ХVIII века: воспитанникам и педагогическому коллективу для соблюдения санитарно-гигиенических требований предписывалось непременно пользоваться «мыльнями». Конец ХIХ века: в России был впервые официально введен врачебный надзор за школами и определены рекомендации к организации школьной жизни. Конец ХIХ века: в России был впервые официально введен врачебный надзор за школами и определены рекомендации к организации школьной жизни.
4 Почему формирование и сохранение здоровья проблема системы образования? Система образования охватывает детей в возрасте от 3 до 23 лет. Система образования охватывает детей в возрасте от 3 до 23 лет. Формирование здоровья – изменение поведения с ориентацией на здоровье - психолого-педагогическая проблема. Формирование здоровья – изменение поведения с ориентацией на здоровье - психолого-педагогическая проблема.
5 Здоровье. Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Из Устава ВОЗ)
6 Школьные факторы риска Безруких М.М Основные Основные Стрессовая тактика педагогических воздействий Стрессовая тактика педагогических воздействий Несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников Несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников Отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья Отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья Низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, гигиены Низкая квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии, психологии, гигиены Дополнительные Дополнительные Несоответствие условий обучения санитарно – гигиеническим требованиям Несоответствие условий обучения санитарно – гигиеническим требованиям Снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников Снижение уровня медицинского контроля за здоровьем школьников Плохая организация питания Плохая организация питания Отсутствие спортивных залов и квалифицированных педагогов Отсутствие спортивных залов и квалифицированных педагогов Низкая культура семьи в вопросах здоровья Низкая культура семьи в вопросах здоровья Влияние этих факторов комплексное, системное, непрерывное, длительное
7 Меры, позволяющие снизить влияние школьных факторов риска Безруких М.М. 2002г. Модернизация структуры и содержания образования, выделение в качестве приоритетной задачи школы сохранение и укрепление здоровья Модернизация структуры и содержания образования, выделение в качестве приоритетной задачи школы сохранение и укрепление здоровья Разработка и включение в учебный процесс новых методик и технологий обучения на основе физиологических и психологических закономерностей развития Разработка и включение в учебный процесс новых методик и технологий обучения на основе физиологических и психологических закономерностей развития Создание условий для активизации двигательного режима Создание условий для активизации двигательного режима Разработка и реализация модульных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Разработка и реализация модульных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Изменение стандарта подготовки педагогов Изменение стандарта подготовки педагогов Привлечение родителей и общественности к проблемам сохранения и укрепления здоровья Привлечение родителей и общественности к проблемам сохранения и укрепления здоровья
8 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения. ФГОС Общие положения. «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья». «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья». «Стандарт направлен на обеспечение … формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися …, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом». «Стандарт направлен на обеспечение … формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися …, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом». «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся». «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется … укрепление физического и духовного здоровья обучающихся». «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника … таких как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника … таких как выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
9 Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать … формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни … бережному отношению к … духовным ценностям». «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать … формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни … бережному отношению к … духовным ценностям». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения.
10 Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: … 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения.
11 Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания; формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня; применение рекомендуемого врачами режима дня; формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
12 Требования к разделам основной образовательной программы начального общего образования «Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта … Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей: Окружающий мир: … Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Окружающий мир: … Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Физическая культура: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни». Физическая культура: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения.
13 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования «Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды: … гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам». комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения.
14 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования «Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: …соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т. д.); санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно- тепловому режиму и т. д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); пожарной и электробезопасности; пожарной и электробезопасности; требований охраны труда»… требований охраны труда»… Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в контексте здоровьесбережения.
15 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) Общие положения. Стандарт как общественный договор. «Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. Безопасный и здоровый образ жизни следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность, к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений».
16 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (проект) «Компетентность учителя начальной школы … эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно … эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС». «Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, … в профессиональной подготовке … должен знать … здоровьесберегающие технологии» «… о взаимодействии общеобразовательных учреждений с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта и туризма в целях создания учебно-развивающей и здоровьесберегающей среды». «Компетентности педагога-психолога начальной школы включают … создание психологически безопасной, комфортной образовательной среды».
17 Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования: гигиенические требования (проект) На протяжении многих лет приоритетной средой обитания для детей школьного возраста являются общеобразовательные учреждения, в которых должны быть созданы не только необходимые, но и безопасные условия для успешной образовательной деятельности детей. … В связи с этим образовательная среда, под которой мы понимаем всю совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы … определяет не только успешность обучения и воспитания детей и подростков, но и состояние их здоровья. … Система гигиенических требований, обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ, призвана создать безопасные, комфортные условия обучения детей, а также устранить причины, вызывающие школьно-обусловленную патологию.
18 Региональный уровень: перспективные направления Представление региона на федеральном уровне. Представление региона на федеральном уровне. Нормативно-правовая база. Нормативно-правовая база. Создание региональной модели (проекта, концепции) здоровьесбережения. Создание региональной модели (проекта, концепции) здоровьесбережения. Модель мониторинга. Модель мониторинга. Создание региональной сети школ, содействующих здоровью. Участие в др. сетях, например, международных / Сеть Школ здоровья в Европе - Создание региональной сети школ, содействующих здоровью. Участие в др. сетях, например, международных / Сеть Школ здоровья в Европе Мероприятия регионального уровня, посвященные проблемам здоровья. Мероприятия регионального уровня, посвященные проблемам здоровья. Финансирование. Финансирование. Система повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровья. Система повышения квалификации педагогических работников по вопросам здоровья.
19 Муниципальный уровень: перспективные направления Взаимосвязь школьного и регионального уровней. Взаимосвязь школьного и регионального уровней. Анализ ситуации со здоровьем в муниципалитете. Анализ ситуации со здоровьем в муниципалитете. Создание ресурсных центров. Создание ресурсных центров. Учебно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности. Учебно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности. Описание и распространение опыта педагогов и школ муниципалитета. Описание и распространение опыта педагогов и школ муниципалитета. Контроль. Контроль. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам здоровья. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам здоровья.
20 Школьный уровень Основные задачи: Создание условий (здоровьесберегающей среды). Создание условий (здоровьесберегающей среды). Образование в области здоровья (обучение здоровью). Образование в области здоровья (обучение здоровью). Изменение поведения с ориентацией на здоровье. Изменение поведения с ориентацией на здоровье.
21 Восьмикомпонентная модель здоровья в школе (CDC L.Kolbe 1987) Образование в области здоровья Физическое воспитание Школьная медицинская служба Система питания Служба здоровья школы Психологическая и социальная службы Здоровая среда школы Вовлечение родителей и общественности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.