Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu.tltsu.ru
1 Содержание и структура профессионального стандарта и его применение в сфере образования Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций ГУ – Высшей школы экономики, к.э.н. т. (495)
2 Предпосылки создания системы профессиональных стандартов Рынок труда Не удовлетворяется качество трудовых ресурсов Отсутствует институционализированное взаимодействие образователь ных услуг Рынок
3 Использование рамочных структур квалификаций на международном и национальном уровнях Система квалификаций представляет собой сложную структуру, которая может включать в себя стандарты, критерии и порядок оценки, уполномоченные органы, институциональную инфраструктуру, учебные программы и планы, схемы финансирования и еще многие другие аспекты и черты, определяемые экономическими условиями и культурными особенностями каждой конкретной страны. Система квалификаций содействует формированию и реализации государственной или региональной политики в области квалификаций, созданию соответствующих организационных структур и процедур по обеспечению оценки и присуждения квалификаций, а также выработке механизмов, обеспечивающих связь образования и обучения с рынком труда и гражданским обществом. (*Майкл Коулз, Национальные рамочные структуры квалификаций, октябрь 2005 г.)
4 Использование рамочных структур квалификаций на международном и национальных уровнях Рамочная структура квалификаций представляет собой ясно и наглядно изложенную схему взаимодействия систем квалификаций выпускников образовательных учреждений и квалификаций востребованных организациями, осуществляющими найм персонала. Рамочная структура квалификаций представляет собой инструмент развития и классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, которые заложены в содержание дескрипторов квалификаций.
5 Рамочные структуры квалификаций как инструмент процесса преобразований Рамочная структура квалификаций Система квалификаций выпускников образовательных учреждений Система квалификаций, сформированная рынком труда (организациями, осуществляющими найм персонала)
6 Восемь уровней ЕКР, базирующихся на основе результатов, полученных в процессе образования Уро- вень ЗнанияУмения Самостоятельно- сть и ответствен- ность Умение учиться Коммуникатив- ная и социальная ответствен- ность Профессиона- льная компетент- ность 1 По памяти воспроизводить знания общеобразовательного характера Использовать базовые умения для выполнения простых задач Осуществлять задания под непосредственным контролем/руковод ством и демонстрировать эффективность в простых и стабиль- ных контекстах Занимать активную позицию в процессе обучения Реагировать на простые письменные и устные сообщения Демонстриро- вать понимание при решении проблем 8 Использовать специаль- ные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на передовом рубеже в конкретной области. Расширять существующие знания в рамках конкретной области Исследовать, разрабатывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений Демонстрировать значительные лидерские качества, инновационность и самостоятель- ность в практи- ческой и учебной деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем Демонстриро- вать способ- ность устой- чивого инте- реса к разра- ботке новых идей или процессов и высокий уро- вень пони- мания проце- ссов обуче- ния Авторитетно общаться в рамках крити- ческого диалога с равными по статусу специа- листами. Изучать и осмысливать социальные нормы взаимо- отношений, быть лидером Критически ана- лизировать, оце- нивать и синте- зировать новые и сложные идеи, принимать стра- тегические решения. Демонстриро- вать способ- ность принятия решений в слож- ном контексте Личностные и профессиональные компетенции
7 Профессиональные стандарты: УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ I УРОВЕНЬ II УРОВЕНЬ III УРОВЕНЬ IV УРОВЕНЬ V УРОВЕНЬ Отсутствуют требования к профессиональным знаниям и умениям Рабочие задания рутинные, предопределенные - Рабочее задание руководит работником, ответственность косвенная. Профессиональные знания и умения приобретены либо в результате обучения, либо в процессе работы Работа под чьим-либо руководством Умение справляться с ограниченными рабочими заданиями Ответственность в пределах своего рабочего задания К профессиональным знаниям и умениям прибавляется сноровка Умение справляться с различными рабочими заданиями Предполагается способность к работе в коллективе, ответственность за свою работу Профессиональная зрелость Передача приобретенных профессиональных знаний и умений другим Умение справляться со сложными и чередующимися рабочими заданиями Готовность к ответственности за распределение ресурсов и за работу других К профессиональным знаниям и умениям прибавляются знания, умения и способности руководить Умение справляться с многочисленными сложными и разнообразными рабочими заданиями при меняющихся ситуациях Ответственность за распределение ресурсов и за работу других Знание теоретических основ экономической деятельности Умение справляться с рабочими заданиями, предполагающими владение разнообразными методами действия в изменяющихся и неожиданных ситуациях Большая самостоятельность, ответственность за стратегию, анализы, решения и их осуществление
8 Схема взаимосвязи классификации профессий и требований профстандартовГлавнаяпрофессиональнаягруппа Профессиональнаягруппа Профессиональнаяподгруппа Обобщеннаяпрофессия Профессия Профессии,производные от данной Сфера применимости профессии Виды и уровни ответственности Требования к ПОО Требования к практическому опыту Требования к необходимости сертификации Специфические требования к состоянию здоровья Место работы Режим работы Условия работы Классификация профессийХарактеристики профессииПеречень требований профессионального стандарта Виды и уровни ответственности Требования к профобразованию и обучению Требования к практическому опыту Требования к необходимости сертификации Специфические требования к состоянию здоровья
9 Уровни профессиональных квалификаций по ВЭД ПК, ПП сертификация ПК, ПП сертификация ПК, ПП сертификация В/О, ПК, ПП сертификация СПО,ПК,ПП сертификация НПО, ПК, ПП сертификация Yкв. уровень IY квалиф. уровень III квалиф. уровень II квалиф. уровень I квалиф. уровень Начальный квалиф. уровень
10 Схема формирования профессий по квалификационным уровням и отраслям экономики
11 Разработка профессиональных стандартов с использованием анкетирования
12 Структура профессионального стандарта Сектор Подсектор Квалификационный уровень Основные направления деятельности Требования к практическому опыту работы Требования к необходимости сертификации Требования к состоянию здоровья Наименование должностей Требуемый уровень профессионального образования и обучения
13 Структура профессионального стандарта (продолжение) Перечень должностных обязанностей для квалификационного уровня
14 Структура профессионального стандарта (продолжение) Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей Должностные обязанност и Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей 1. Выполнение работ по техническом у обслуживани ю авиационной техники Оформлять эксплуатационно-техническую документацию по результатам выполнения работ Применять нормативно-техническую документацию Использовать средства технического обслуживания при выполнении работ на авиационной технике Выполнять работы по поиску и устранению технических неисправностей авиационной техники Выполнять ремонт авиационной техники и ее элементов Выполнять работы по модификации и/или модернизации авиационной техники Вести учет движения запасных частей, материалов, средств наземного обслуживания и контроля авиационной техники Оформлять документацию на запасные части, материалы, средства наземного обслуживания и контроля Нормативно-техническая документация по эксплуатации авиационной техники Основные летно-технические характеристики летательных аппаратов Основные характеристики систем летательных аппаратов Основные характеристики специального оборудования летательных аппаратов Основные характеристики конструкционных материалов Основы аэродинамики и газодинамики Информационные технологии Основы конструкций летательных аппаратов и их систем Инфраструктура аэродромов Инструкция по технике безопасности Инструкция по охране труда Требования производственной санитарии Требования противопожарной безопасности Правила внутреннего распорядка Иностранные языки Требования по обеспечению защиты государственной и коммерческой тайны
15 Применение профессиональных стандартов в сфере труда Профессиональные стандарты по ВЭД (отраслевые стандарты) О р г а н и з а ц и и О р г а н и з а ц и и Профессиональные стандарты организаций (ужесточение требований, приращение компетенций)
16 Применение профессиональных стандартов в сфере образования ОС на основе профессиональных стандартов по ВЭД Образовательные учреждения Организации/работодатели Образовательные программы и модули, основанные на требованиях профессиональных стандартов организаций ( приращение компетенций )
17 Профессиональный стандарт как инструмент взаимодействия сфер труда и образования Сфера труда (по ВЭД) Сфера образования и обучения - определение специалистами по ВЭД основных требований к компетенциям; - внутренний аудит компетенций - актуализация программ обучения в соот- персонала; ветствии с требованиями работодателей; - найм персонала; - повышение квалификации преподавателей; - организация и проведение сертификации - участие в системе внутрифирменного персонала, выпускников ОУ; обучения; - формирование отраслевого классификатора - гармонизация групп профессий и профессий, системы ПС; соответствующих им специальностей; - отслеживание новых компетенций; - разработка модулей новых компетенций; - формирование программ (модулей) - разработка образовательных стандартов - внутрифирменного обучения; - результативность образования и обучения - мотивация персонала; - качество труда и конкурентоспособность на рынке продукции и услуг Работник - выстраивание профессиональной карьеры; - повышение производительности труда, проф. мотивированность; - активное участие в повышении квалификации; - достижение качества труда и конкурентоспособности на рынке
18 Квалификационные требования как инструмент взаимодействия рынков труда и образования Разработка системы профессиональных стандартов по видам экономической деятельности Гармонизация требований профессиональных стандартов и ОС всех уровней, классификаторов профессий и специальностей Формирование национальной структуры профессиональных квалификаций Проведение мониторингов потребности рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе для взаимодействия с рынком образовательных услуг
19 Содержание и структура профессионального стандарта и его применение в сфере образования Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.