Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВероника Лексина
1 ТЕМА собрания : «Стили семейного воспитания и агрессивное поведение детей». ТЕМА собрания : «Стили семейного воспитания и агрессивное поведение детей».
2 Цель собрания: Знакомство с понятием «агрессивное поведение» детей и Знакомство с понятием «агрессивное поведение» детей и со стилями семейного воспитания, которые формируют такое поведение. со стилями семейного воспитания, которые формируют такое поведение.
3 Задачи: Раскрыть: Раскрыть: понятие «агрессивное поведение»; понятие «агрессивное поведение»; психологические особенности детей с агрессивным поведением; психологические особенности детей с агрессивным поведением; проявление агрессивного поведения (А) детей исследуемой группы; проявление агрессивного поведения (А) детей исследуемой группы; типы семейного воспитания и их особенности; типы семейного воспитания и их особенности; особенности стилей семейного воспитания (Б) родителей исследуемой группы; особенности стилей семейного воспитания (Б) родителей исследуемой группы; показать взаимосвязь между показателями показать взаимосвязь между показателями А и Б.
4 – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них психологический дискомфорт. Агрессия
5 Причины детской агрессивности: «Семейные» причины «Личные» причины Ситуативные причины Тип темперамента и особенности характера Социально- биологические причины Психологические причины
6 «Семейные» причины 1. Неприятие детей родителями; 2. Безразличие или враждебность со стороны родителей; 3. Разрушение эмоциональных связей в семье; 4. Неуважение к личности ребенка; 5. Чрезмерный контроль или полное отсутствие его; 6. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей; 7. Запрет на физическую активность; 8. Отказ в праве на личную свободу.
7 «Личные» причины: 1. Подсознательное ожидание опасности; 2. Неуверенность в собственной безопасности; 3. Личный отрицательный опыт; 4. Эмоциональная нестабильность; 5. Недовольство собой; 6. Повышенная раздражительность; 7. Чувство вины;
8 Ситуативные причины: 1. Плохое самочувствие, переутомление; 2. Влияние продуктов питания; 3. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха;
9 Тип темперамента и особенности характера : 1. Менее склонны к активной агрессии меланхолики; 2. Не склонны к агрессии флегматики; 3. Сангвиники по природе своей не агрессивны; 4. Естественно склонны к активной агрессии- холерики.
10 Акцентуация характера: 1. «Лабильность»- агрессия от страха, «быть как все» агрессия от страха, «быть как все» 1. «Циклоидность»- предрасположен к проявлению агрессии из-за эмоционального неравновесия; предрасположен к проявлению агрессии из-за эмоционального неравновесия; 1. Эпилептоидность»- крайне агрессивны и раздражительны. крайне агрессивны и раздражительны.
11 Социально- биологические причины: 1. Мальчики чаще проявляют агрессию, нежели девочки; 2. Настрой родителей; 3. Не оказаться «белой вороной» и изгоями; 4. Привлечь внимание сверстников, взрослых; 5. Обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых; 6. Делить всех людей на «своих» и «чужих»- подростки; 7. «Семейные установки»; 8. Защита и месть;
12 Психологические причины : 1. Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; 2. Сниженный уровень саморегуляции; 3. Неразвитость игровой деятельности; 4. Сниженная самооценка; 5. Нарушения в отношениях со сверстниками.
13 Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
14 Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
15 Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожность по отношении к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
16 Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы) Самоагрессия– разрушительный вид поведения людей с нарушением развития: битьё головой, кусание рук, чрезмерное расчесывание и царапание своего тела.
17 Формы проявления агрессии: Недеструктивная Недеструктивная Механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, служит для развития познания и способности положиться на себя Враждебная (деструктивная) Враждебная (деструктивная) Злобное, враждебное поведение, желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результаты: конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка
18 Агрессия младших школьников Инициатор- группировки ребят; Инициатор- группировки ребят; Агрессия более организованная; Агрессия более организованная; Враждебная агрессия начинает преобладать над инструментальной; Враждебная агрессия начинает преобладать над инструментальной; Дети стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к взрослым; Дети стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к взрослым; Формирование группировок- возможность испытать чувства комфорта и защищенности, повышения своих возможностей (исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место); Формирование группировок- возможность испытать чувства комфорта и защищенности, повышения своих возможностей (исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место); Возрастает жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности; Возрастает жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности; Подражание поведению любимых героев. Подражание поведению любимых героев.
19 Агрессия подростков Проявляют открыто, получая тычки и жизненный опыт- либо добиваются авторитета, престижа, самореализации, либо ломаются, спиваются, кончают жизнь самоубийством; Проявляют открыто, получая тычки и жизненный опыт- либо добиваются авторитета, престижа, самореализации, либо ломаются, спиваются, кончают жизнь самоубийством; Прячут и подавляют, становятся послушными пай девочками ( мальчиками), при этом утрачивают часть энергии, ничего особого не добиваясь. Срывы в виде неврозов, психосоматических заболеваний. Прячут и подавляют, становятся послушными пай девочками ( мальчиками), при этом утрачивают часть энергии, ничего особого не добиваясь. Срывы в виде неврозов, психосоматических заболеваний.
20 Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков: Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов (тестостерона у мальчиков) Органическое поражение головного мозга- травмы, менингиты … Отношение взрослых- школы (учителей) и, главное. Родителей (эмоциональное отвержение и ужесточение контроля)
21 Как помочь агрессивному ребенку? Работа с гневом. Работа с гневом. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию; Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию; Развитие конструктивных навыков общения Развитие конструктивных навыков общения
22 Как взрослому правильно вести себя с агрессивным ребенком? 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии: Полное игнорирование реакций ребенка; Полное игнорирование реакций ребенка; Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»); Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»); Переключение внимания («Помоги мне раздать тетради…»); Переключение внимания («Помоги мне раздать тетради…»); Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал) Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал)
23 2. Акцентирование внимания на поступках ( поведении), а не личности (обратная связь); Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); Констатирующий вопрос («Ты злишься?»); Констатирующий вопрос («Ты злишься?»); Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?, продемонстрировать силу?) Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?, продемонстрировать силу?) Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ( «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне»); Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ( «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне»); аппеляция к правилам (« Мы же с тобой договаривались!») аппеляция к правилам (« Мы же с тобой договаривались!»)
24 3. Контроль над собственными негативными эмоциями Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции во взаимодействии с агрессивными детьми; Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции во взаимодействии с агрессивными детьми; Необходимо признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность таких чувств. Необходимо признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность таких чувств.
25 4. Снижение напряжения ситуации Неправильные действия взрослого: Неправильные действия взрослого: 1. Повышение голоса (угрожающий тон); 2. Демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»); 3. Крик, негодование; 4. Агрессивные позы, жесты; 5. насмешки, высмеивание, передразнивание; 6. Негативная оценка личности ребенка, его близких, друзей; 7. Использование физической силы, непреклонное настаивание на своей правоте; 8. Нотации, проповеди, «чтение морали»; 9. Наказания, угрозы наказания; 10. Обобщение типа : «Вы все одинаковые», «Ты как всегда»; 11. Сравнение ребенка с другими детьми- не в его пользу; 12. Команды, давление, жесткие требования; 13. Оправдания, подкуп, награды
26 5. Обсуждение проступка: Обсуждать поведение не в момент проявления агрессии, а после того, когда все успокоятся и ситуация разрешится, но и в то же время как можно скорее…( лучше наедине, без свидетелей, и только после в классе) Обсуждать поведение не в момент проявления агрессии, а после того, когда все успокоятся и ситуация разрешится, но и в то же время как можно скорее…( лучше наедине, без свидетелей, и только после в классе) Сохранять спокойствие и объективность; Сохранять спокойствие и объективность; Подробно обсудить последствия агрессивного поведения, его разрушительность по отношению к окружающим и к самому себе. Подробно обсудить последствия агрессивного поведения, его разрушительность по отношению к окружающим и к самому себе.
27 6. Сохранение положительной репутации ребенка Публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя чувствуешь», Ты не хотел его обидеть»), в беседе наедине показать истину; Публично минимизировать вину подростка («Ты не важно себя чувствуешь», Ты не хотел его обидеть»), в беседе наедине показать истину; Не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по- своему; Не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по- своему; Предложить компромисс, договор с взаимными уступками. Предложить компромисс, договор с взаимными уступками.
28 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения Нерефлексивное слушание- слушание без анализа; Нерефлексивное слушание- слушание без анализа; Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; Внушение спокойствия невербальными средствами; Внушение спокойствия невербальными средствами; Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; Использование юмора; Использование юмора; Признание чувств ребенка Признание чувств ребенка
29 Критерии агрессивности: Ребенок: Ребенок: - Часто теряет контроль над собой; - Часто спорит, ругается со взрослыми; - Часто отказывается выполнять правила; - Часто специально раздражает людей; - Часто винит других в своих ошибках; - Часто сердится и отказывается сделать что- либо; - Часто завистлив, мстителен.
30 Каких людей ты считаешь агрессивными? Злые, невежливые, громко ругаются, кричат на всех, бьют, дерутся, люди, которые не могут справиться со своими эмоциями, они вечно не довольные, постоянно ворчат… Злые, невежливые, громко ругаются, кричат на всех, бьют, дерутся, люди, которые не могут справиться со своими эмоциями, они вечно не довольные, постоянно ворчат…
31 Показатели теста агрессивности Л.Г.Почебут Цель: определить виды агрессивного поведения, уровень агрессивности и адаптационные возможности детей
32 Показатели склонностей к агрессивного поведения мальчиков и девочек
33 Показатели видов агрессивного поведения у мальчиков и девочек.
35 Классификация неправильно сложившихся стилей воспитания неправильно сложившихся стилей воспитания в функционально несостоятельных семьях в функционально несостоятельных семьях УвещевательныйЖёстко-авторитарный Отстранённо-равнодушный Непоследовательный Воспитание по типу «кумир семьи» Педантично-подозрительный Позиция круговой обороны Попуститительско-снисходительный Демонстративный стиль
36 Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Родителие принимают Родители не принимают волевых решений и наказаний. волевых решений и наказаний. Увещевательный Дети в таких семьях «садятся на голову»родителям Дети в таких семьях «садятся на голову» родителям Родители предпочитают уговаривать, объяснять.
37 Женщина поглощена воспитанием младшего ребёнка, совершенно забыв о старших. Женщина, расставшись с мужем перестаёт любить «его ребёнка» перестаёт любить «его ребёнка». Отстранённо – равнодушный Ребёнок испытывает дефицит любви и внимания. Женщина занята поиском нового спутника. Женщина занята поиском нового спутника.
38 То наказание, слёзы, ругань, то умиление и всепрощение. то умиление и всепрощение. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми. в отношениях с детьми. Непоследовательный Ребёнок становится либо неуправляемым, либо, используя разногласия родителей, умело манипулирует ими. У родителей, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики.
39 Низкая педагогическая культура родителей, неразвитость родительских чувств, их сосредоточенность на собственных проблемах. Считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «Мы сами такими же были». Попуститительско – снисходительный У ребёнка склонность к непослушанию, на людях ведёт себя неадекватно, нетребователен к себе. на людях ведёт себя неадекватно, нетребователен к себе. Родители не придают значение проступкам детей.
40 Родителисчитают, Родители считают, что существует лишь один эффективный приём воспитания – физическая расправа. Родители, чаще отец, избивают ребёнка. Жёстко-авторитарный Дети растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых и беззащитных. Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями. Характерен для родителей, злоупотребляющих физическими наказаниями.
41 Выбирают друзей, контролируют свободное время ребёнка, круг его общения и интересов. круг его общения и интересов. Родители пытаются полностью изолировать ребёнка от сверстников Педантично-подозрительный Дети растут нерешительными, озлобленными, безынициативными, неуверенными, безынициативными, неуверенными, Формируются невротические расстройства у подростков. Родители не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю.
42 В слух заявляют, что сын растёт «бандитом», дочь «проститутка» и пр. Рассказывают о его проступках, явно преувеличивая явно преувеличивая степень их опасности. степень их опасности. Демонстративный стиль Приводит к утрате у ребёнка Приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своё поведение. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем жалуются на своего ребёнка
43 Кто указывает на неправильное поведение их детей становятся их врагами. Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем. Позиция круговой обороны Дети в таких семьях лживы и жестоки, т.к. постоянно уверенны в родительской защите. Родители строят свои отношения свои отношения с окружающими с окружающими по принципу по принципу «наш ребёнок всегда прав».
44 Все сделаю для ребёнка, посвящу ему себя. Все его просьбы и прихоти выполняются. Воспитание по типу «кумир семьи» Ребёнок растёт эгоистом и от его эгоизма страдают сами родители. Ребенокцентр моих интересов.
45 Результаты проведенной методики Эйдемиллера и Юстицкиса "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) для родителей детей Цель методики : определить способы родительского воспитания и выявить нарушения, приводящие к развитию у детей агрессивного поведения
46 Показатели совпадений агрессивного поведения детей со шкалой ВН
47 Показатели совпадений агрессивного поведения детей со шкалой ПНК
48 Показатели шкалы С - и агрессивного поведения младших школьников
49 Показатели совпадений агрессивного поведения детей со шкалой Г+
50 «Главная ошибка взрослых в том, что мы пытаемся воспитывать детей, не воспитывая себя!».
51 Мама и папа я хочу, чтобы вы меня понимали. Мама и папа я хочу, чтобы вы меня понимали. Обращайте на меня внимание. Обращайте на меня внимание. Доверяйте мне. Доверяйте мне. Будьте добрее ко мне. Будьте добрее ко мне. Я хочу, чтобы вы прощали мои ошибки. Я хочу, чтобы вы прощали мои ошибки. Я хотела бы чтобы конфликтов у меня с мамой было меньше из-за учите лей. Ведь они не всегда бывают правы. Я хотела бы чтобы конфликтов у меня с мамой было меньше из-за учите лей. Ведь они не всегда бывают правы. Письма детей к родителям:
52 Не нужно укорять меня за то, что я испортилась, хотя это не так, что со всех 5-к скатилась на 4-ки. Хватит кричать не из-за чего, сдерживайте свои мнения при себе, и особенно то, что думаете о моих друзьях и не надо запрещать мне общаться с ними и не так часто выражаться матерными словами. Не нужно укорять меня за то, что я испортилась, хотя это не так, что со всех 5-к скатилась на 4-ки. Хватит кричать не из-за чего, сдерживайте свои мнения при себе, и особенно то, что думаете о моих друзьях и не надо запрещать мне общаться с ними и не так часто выражаться матерными словами. Письма детей к родителям:
53 Дорогие родители, я вас очень люблю! Желаю вам счастья, здоровья и любви! Дорогие родители, я вас очень люблю! Желаю вам счастья, здоровья и любви! Не стареть, денег, терпения… Не стареть, денег, терпения… Живите долго! Живите долго! Успехов в работе. Успехов в работе. Всего самого наилучшего! Всего самого наилучшего!
54 Мама, я хочу, чтобы ты перестала твердить мне: «Как дела с оценками?» Я хочу, чтобы вы давали мне больше любви. Чтобы в свободное время уделяли мне больше внимания. Мамы почти не бывает дома, а про папу я вообще молчу… Но зато они иногда не разрешают мне встречаться с подругами. Мама, я хочу, чтобы ты перестала твердить мне: «Как дела с оценками?» Я хочу, чтобы вы давали мне больше любви. Чтобы в свободное время уделяли мне больше внимания. Мамы почти не бывает дома, а про папу я вообще молчу… Но зато они иногда не разрешают мне встречаться с подругами. Письма детей к родителям:
55 Если мама ты будешь на меня орать, я убегу из дома… Если мама ты будешь на меня орать, я убегу из дома… Письма детей к родителям:
56 Умейте принять и любить детей такими, какие они есть! Учитесь слушать и слышать детей!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.