Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛидия Чегломова
1 Теория и практика коллективных действий к.э.н., доцент Григорий Владимирович Калягин
2 1.ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ М. ОЛСОНА 2.ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКОЙ МАССЫ 3.СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕТЕВЫХ СТРУКТУРАХ 4.ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ 5.ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
3 1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции. 2.Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий. 3.Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий. 4.Социальные избирательные стимулы. 5.Критика теории М. Олсона: размер группы и типы производимых благ. 1.ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ М. ОЛСОНА 1. ТЕОРИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ М. ОЛСОНА
4 Проблема безбилетника – затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. Проблема безбилетника – затруднённость осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. 1.1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции.
5 С ростом размеров группы увеличивается число «отлынивающих» от участия в совместном производстве благ: С ростом размеров группы увеличивается число «отлынивающих» от участия в совместном производстве благ: 1.Предельный доход от участия в производстве блага падает с ростом размеров группы. 2.В больших группах обнаружение и наказание «безбилетника» связано с бòльшими издержками. 1.1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции.
6 Марксистская теория: если все в группе имеют общие интересы, группа будет стремиться содействовать этим интересам. Марксистская теория: если все в группе имеют общие интересы, группа будет стремиться содействовать этим интересам. Альтруизм: рациональный альтруист не внесет сколько-нибудь существенный вклад в обеспечение коллективным благом большой группы, так как в такой группе большой вклад этого индивида приведет лишь к незначительному увеличению количества коллективного блага, полученного группой, тогда как издержки предоставления блага могут быть весьма существенными и целиком лягут на данного индивида. Альтруизм: рациональный альтруист не внесет сколько-нибудь существенный вклад в обеспечение коллективным благом большой группы, так как в такой группе большой вклад этого индивида приведет лишь к незначительному увеличению количества коллективного блага, полученного группой, тогда как издержки предоставления блага могут быть весьма существенными и целиком лягут на данного индивида. 1.1.Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции Логика коллективных действий Мансура Олсона: группы специальных интересов и распределительные коалиции.
7 1.2. Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий. Чем больше индивидов выигрывают от коллективно предоставляемого блага, тем меньшая часть выигрыша достанется каждому Заинтересованность действовать в групповых интересах уменьшается с увеличением размеров группы Большие группы менее способны действовать в общих интересах, чем малые
8 Ценность блага для группы: Ценность блага для группы:(1.1) Где T – объем предоставляемого блага, S g – «размер» группы. Где T – объем предоставляемого блага, S g – «размер» группы. «Доля» групповой ценности, достающаяся индивиду: «Доля» групповой ценности, достающаяся индивиду:(1.2) 1.2. Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.
9 Где V i – ценность блага для индивида i. Где V i – ценность блага для индивида i. Чистая выгода индивида i: Чистая выгода индивида i: (1.3) Где C – издержки предоставления блага, T – объем предоставляемого блага. Где C – издержки предоставления блага, T – объем предоставляемого блага.(1.4) 1.2. Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.
10 (1.5) При F i, S g = const: При F i, S g = const:(1.6) Соотношение (1.6) определяет количество коллективного блага, которое индивид хотел бы приобрести, действуя независимо. Соотношение (1.6) определяет количество коллективного блага, которое индивид хотел бы приобрести, действуя независимо Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.
11 (1.7) Оптимальным для индивида является такое количество коллективно предоставляемого блага, при котором предельная выгода для группы (V g /T) превосходит предельные издержки (С/T) во столько же раз, во сколько групповая выгода превышает личную (1/F i =V g /V i ). Оптимальным для индивида является такое количество коллективно предоставляемого блага, при котором предельная выгода для группы (V g /T) превосходит предельные издержки (С/T) во столько же раз, во сколько групповая выгода превышает личную (1/F i =V g /V i ) Сравнительные преимущества малых групп специальных интересов в организации коллективных действий.
12 Избирательные (селективные) стимулы – стимулы, которые применяются к индивидам избирательно, в зависимости от того, вносят ли они вклад в обеспечение коллективным благом или нет. Избирательные (селективные) стимулы – стимулы, которые применяются к индивидам избирательно, в зависимости от того, вносят ли они вклад в обеспечение коллективным благом или нет. Почему рабочие хотят быть членами профсоюза но стараются уклониться от уплаты взносов и посещения профсоюзных собраний? Почему рабочие хотят быть членами профсоюза но стараются уклониться от уплаты взносов и посещения профсоюзных собраний? 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
13 Проблема избирательных стимулов: как и почему обладатель частных благ, которые могут стать избирательными стимулами захочет использовать эти блага для обеспечения производства коллективных благ? Проблема избирательных стимулов: как и почему обладатель частных благ, которые могут стать избирательными стимулами захочет использовать эти блага для обеспечения производства коллективных благ? Если участие в производстве коллективных благ нерационально, то нерационально и инвестирование частных благ в создание избирательных стимулов. Если участие в производстве коллективных благ нерационально, то нерационально и инвестирование частных благ в создание избирательных стимулов Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
14 G(m) – выгода каждого из членов группы общего размера n от кооперации m ее членов (m
15 Пусть индивид принимает решение о своем участии (или неучастии) в производстве совместно предоставляемого блага. Пусть индивид принимает решение о своем участии (или неучастии) в производстве совместно предоставляемого блага. Его чистый ожидаемый доход от участия составит: Его чистый ожидаемый доход от участия составит:(1.8) Где k – число индивидов, кроме него, кто принял решение участвовать в предоставлении блага, p k – вероятности для всех возможных k. Где k – число индивидов, кроме него, кто принял решение участвовать в предоставлении блага, p k – вероятности для всех возможных k Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
16 Его чистый ожидаемый доход от неучастия: Его чистый ожидаемый доход от неучастия:(1.9) Условие участия: Условие участия:(1.10) Или: Или:(1.11) 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
17 Применение избирательных стимулов изменяет поведение тех, на кого они воздействуют, а это изменение поведения оказывает влияние на стимулы к применению избирательных стимулов. Применение избирательных стимулов изменяет поведение тех, на кого они воздействуют, а это изменение поведения оказывает влияние на стимулы к применению избирательных стимулов. Если стимулы возрастают с R до R+R и с N до N+N, p k p k, такой, что: Если стимулы возрастают с R до R+R и с N до N+N, p k p k, такой, что:(1.12) И(1.13) 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
18 Условие предоставления избирательных стимулов рациональным индивидом: Условие предоставления избирательных стимулов рациональным индивидом:(1.14) Где U – издержки стимулирования. Где U – издержки стимулирования.(1.15) Где s – число тех, кто инвестирует в производство стимулов. Где s – число тех, кто инвестирует в производство стимулов Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
19 Или, условие предоставления избирательных стимулов: Или, условие предоставления избирательных стимулов:(1.16) Где p s – вероятность участия s индивидов в производстве избирательных стимулов, m – потенциальное число тех, кто мог бы принять участие в производстве стимулов. Где p s – вероятность участия s индивидов в производстве избирательных стимулов, m – потенциальное число тех, кто мог бы принять участие в производстве стимулов. На уровне избирательных стимулов возникает та же самая проблема безбилетника, что и при производстве коллективных благ первого уровня. На уровне избирательных стимулов возникает та же самая проблема безбилетника, что и при производстве коллективных благ первого уровня Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
20 Различия между положительными и отрицательными избирательными стимулами: Положительные стимулы: Положительные стимулы:(1.17) Отрицательные стимулы: Отрицательные стимулы:(1.18) 1.3. Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
21 Если для обеспечения группы коллективным благом нужно обеспечить участие небольшой части членов группы применяются положительные стимулы (технология лучшего выстрела). Если для обеспечения группы коллективным благом нужно обеспечить участие небольшой части членов группы применяются положительные стимулы (технология лучшего выстрела). Если в производстве коллективного блага должна участвовать бòльшая часть группы – применяются отрицательные избирательные стимулы (технология слабого звена). Если в производстве коллективного блага должна участвовать бòльшая часть группы – применяются отрицательные избирательные стимулы (технология слабого звена) Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
22 Положительные избирательные стимулы: Могут быть как конкурентными, так и неконкурентными в потреблении. Могут быть как конкурентными, так и неконкурентными в потреблении. Если для предоставления коллективного блага достаточно небольшой части всей группы индивидов, более предпочтительны частные стимулы. Если для предоставления коллективного блага достаточно небольшой части всей группы индивидов, более предпочтительны частные стимулы. Для минимизации трансакционных издержек необходимо выделить в группе тех, для кого ожидаемая разница между выгодами и издержками участия в коллективных действиях хоть и отрицательна но минимальна (по модулю). Для минимизации трансакционных издержек необходимо выделить в группе тех, для кого ожидаемая разница между выгодами и издержками участия в коллективных действиях хоть и отрицательна но минимальна (по модулю) Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
23 Отрицательные избирательные стимулы: Конкурентные в потреблении. Конкурентные в потреблении. Отрицательные стимулы могут увеличить ожидаемые издержки участия в будущих коллективных действиях у тех, к кому они применяются и таким образом создать для группы проблемы с кооперацией в будущем. Отрицательные стимулы могут увеличить ожидаемые издержки участия в будущих коллективных действиях у тех, к кому они применяются и таким образом создать для группы проблемы с кооперацией в будущем. Группа перестает доверять выявленному безбилетнику. Это ослабляет внутренние связи в группе (эффект стигматизации). Группа перестает доверять выявленному безбилетнику. Это ослабляет внутренние связи в группе (эффект стигматизации). Применение идеологии легитимизирует санкции. Применение идеологии легитимизирует санкции Использование положительных и отрицательных избирательных стимулов для организации коллективных действий.
24 Социальные избирательные стимулы: стимулы, строящиеся на мотиве принадлежности индивида к данной группе. Иными словами, осуждение или поддержка группой своих членов в зависимости от их участия или неучастия в коллективных действиях. Социальные избирательные стимулы: стимулы, строящиеся на мотиве принадлежности индивида к данной группе. Иными словами, осуждение или поддержка группой своих членов в зависимости от их участия или неучастия в коллективных действиях. Для эффективности социальных избирательных стимулов необходима гомогенность группы по интересам. Для эффективности социальных избирательных стимулов необходима гомогенность группы по интересам Социальные избирательные стимулы.
25 Пусть S g = S g +d – новый, возросший размер группы. Тогда: Пусть S g = S g +d – новый, возросший размер группы. Тогда:(1.19) И(1.20) 1.5. Критика теории М. Олсона: размер группы и типы производимых благ.
26 Аргументы Олсона абсолютно корректны только если неконкурентность в потреблении блага полностью отсутствует. Аргументы Олсона абсолютно корректны только если неконкурентность в потреблении блага полностью отсутствует. Когда индивид принимает решение о предоставлении какого-либо блага, характеризующегося отсутствием конкуренции в потреблении, его не интересует, сколько еще индивидов получат доступ к данному благу: его интересуют только собственные издержки и выгоды. Когда индивид принимает решение о предоставлении какого-либо блага, характеризующегося отсутствием конкуренции в потреблении, его не интересует, сколько еще индивидов получат доступ к данному благу: его интересуют только собственные издержки и выгоды Критика теории М. Олсона: размер группы и типы производимых благ.
27 1.Форма производственной функции в организации коллективных действий. 2.Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам. 3.Размер группы и характер предоставляемого блага. 4.Плотность связей в группе. 5.Централизация группы. 2. ТЕОРИЯ КРИТИЧЕСКОЙ МАССЫ
28 Вопросы индивида, сталкивающегося с необходимостью организации коллективных действий: Вопросы индивида, сталкивающегося с необходимостью организации коллективных действий: Насколько вклад размером $100 увеличит для меня вероятность реализации успешного исхода? Насколько вклад размером $100 увеличит для меня вероятность реализации успешного исхода? Насколько изменится эффект, если вложить больше? Насколько изменится эффект, если вложить больше? Принесет ли вложение еще $100 такое же, меньшее или большее увеличение вероятности успеха? Принесет ли вложение еще $100 такое же, меньшее или большее увеличение вероятности успеха? 2.1. Форма производственной функции в организации коллективных действий.
29 УБЫВАЮЩАЯ ОТДАЧА r 0 P(r) 2.1. Форма производственной функции в организации коллективных действий.
30 ВОЗРАСТАЮЩАЯ ОТДАЧА r 0 P(r) 2.1. Форма производственной функции в организации коллективных действий.
31 S -ОБРАЗНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ r 0 P(r) 2.1. Форма производственной функции в организации коллективных действий.
32 Интересы Степень гетерогенности группы Ресурсы 2.2. Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
33 Если степень гетерогенности группы с точки зрения ресурсов или заинтересованности в благе достаточно высока, увеличивается вероятность того, что найдется индивид, настолько заинтересованный в благе, что он сможет обеспечить им всю группу без чьей- либо помощи. Если степень гетерогенности группы с точки зрения ресурсов или заинтересованности в благе достаточно высока, увеличивается вероятность того, что найдется индивид, настолько заинтересованный в благе, что он сможет обеспечить им всю группу без чьей- либо помощи Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
34 Предпосылки: Предпосылки: A.Каждый член группы знает форму производственной функции и степень заинтересованности в благе, а также объем ресурсов у других ее членов; B.Люди могут сравнивать ценность ресурсов с ценность блага – есть общая база оценки; C.Люди максимизируют свое благосостояние; D.Количество блага постоянно: оно либо есть, либо его нет; 2.2. Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
35 Предпосылки: Предпосылки: E.Если P(r) – вероятность предоставления блага; r – ресурсы, инвестируемые в предоставление блага; P(R) = 1; при r R P=1; при r =0 P=0. F.Производственная функция монотонно возрастает и дважды дифференцируема; G.Предоставление единицы ресурсов стоит индивиду k ден. ед.; эти издержки одинаковы для всех членов группы; H.Индивидуальная оценка ценности блага - V; V>kR, в противном случае это не коллективное благо Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
36 Индивидуальное решение об участии в коллективных действиях: Индивидуальное решение об участии в коллективных действиях:(2.1) Где V, k = const. Где V, k = const.(2.2) 2.2. Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
37 Откуда: Откуда:(2.3) Где P/r – предельное изменение вероятности предоставления блага, отражающее наклон производственной функции. Где P/r – предельное изменение вероятности предоставления блага, отражающее наклон производственной функции. Если P/r > k/V инвестирование дополнительной единицы ресурсов приносит прибыль, в противном случае – убыток. Если P/r > k/V инвестирование дополнительной единицы ресурсов приносит прибыль, в противном случае – убыток Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
38 Совершенно гомогенная группа V одинакова для всех каждый может инвестировать или не инвестировать одинаковое для всех количество ресурсов Q. P=P(C+Q), где C – инвестиции, сделанные остальными членами группы. V одинакова для всех каждый может инвестировать или не инвестировать одинаковое для всех количество ресурсов Q. P=P(C+Q), где C – инвестиции, сделанные остальными членами группы. Линейная производственная функция. Если всегда P/r k/V – никто ничего не инвестирует. Если всегда P/r > k/V – все инвестируют и P=1. Линейная производственная функция. Если всегда P/r k/V – никто ничего не инвестирует. Если всегда P/r > k/V – все инвестируют и P= Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
39 Совершенно гомогенная группа Функция убывающей отдачи. Инвестиции будут осуществляться до точки, в которой P/r = k/V. Функция убывающей отдачи. Инвестиции будут осуществляться до точки, в которой P/r = k/V. Функция возрастающей отдачи. Если изначально для каждого члена группы P/r > k/V, P=1. В противном случае P=0. Функция возрастающей отдачи. Если изначально для каждого члена группы P/r > k/V, P=1. В противном случае P=0. Если бы нашлись люди, желающие инвестировать ресурсы первоначально, начиная с точки, в которой P/r = k/V каждый последующий инвестор получал бы прибыль. Однако, в гомогенной группе инициаторов не найдется. Если бы нашлись люди, желающие инвестировать ресурсы первоначально, начиная с точки, в которой P/r = k/V каждый последующий инвестор получал бы прибыль. Однако, в гомогенной группе инициаторов не найдется Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
40 Гетерогенная группа Функция убывающей отдачи. Функция убывающей отдачи. Подмножество желающих: желающих участвовать в коллективных действиях больше сначала, чем потом. Подмножество желающих: желающих участвовать в коллективных действиях больше сначала, чем потом. Пусть V*(r) – для каждой точки на производственной функции, уровень заинтересованности индивида в благе, такой, что P/r > k/V*. Пусть V*(r) – для каждой точки на производственной функции, уровень заинтересованности индивида в благе, такой, что P/r > k/V*. Пусть W(r) – подмножество желающих, для которых VV* Пусть W(r) – подмножество желающих, для которых VV* 2.2. Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
41 Для всех i
42 Гетерогенная группа Эффект последовательности: Эффект последовательности: Совокупные инвестиции в производство коллективного блага возрастают до возможного максимума, если делаются последовательно от наименее заинтересованного к наиболее заинтересованному индивиду. Совокупные инвестиции в производство коллективного блага возрастают до возможного максимума, если делаются последовательно от наименее заинтересованного к наиболее заинтересованному индивиду. Необходимо стратегическое поведение наиболее заинтересованных членов группы – они должны выждать. Необходимо стратегическое поведение наиболее заинтересованных членов группы – они должны выждать Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
43 r 0 P(r) 2.2. Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам. r(j-1) r(j)
44 Гетерогенная группа J отрезков, в каждом из которых одинаковое число желающих принять участие в производстве коллективного блага [L(j)]. J отрезков, в каждом из которых одинаковое число желающих принять участие в производстве коллективного блага [L(j)]. a(j) – сумма ресурсов у членов L(j). a(j) – сумма ресурсов у членов L(j). d(j) = r(j) – r(j-1) – количество ресурсов, необходимое на соответствующем участке производственной функции: a(j)d(j). d(j) = r(j) – r(j-1) – количество ресурсов, необходимое на соответствующем участке производственной функции: a(j)d(j). Для максимального предоставления блага: a(j)=d(j). Для максимального предоставления блага: a(j)=d(j) Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
45 Гетерогенная группа Потребительский излишек: Потребительский излишек: Очень крутая производственная функция дает очень большой излишек (VP(r)-kr) первым инвесторам и отрицательный излишек последующим. Очень крутая производственная функция дает очень большой излишек (VP(r)-kr) первым инвесторам и отрицательный излишек последующим. Потребительский излишек создает предпосылки для стратегического поведения и возникновения проблемы безбилетника: все знают, что инвестирующие первыми получат потребительский излишек и поэтому надеются, что инвестиции в производство блага сделают другие. Потребительский излишек создает предпосылки для стратегического поведения и возникновения проблемы безбилетника: все знают, что инвестирующие первыми получат потребительский излишек и поэтому надеются, что инвестиции в производство блага сделают другие Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
46 Гетерогенная группа Возрастающая отдача: Возрастающая отдача: Коллективные действия вряд ли начнутся. Коллективные действия вряд ли начнутся. Если они все же начнутся, число их участников будет увеличиваться по нарастающей (эффект снежного кома). Если они все же начнутся, число их участников будет увеличиваться по нарастающей (эффект снежного кома). После достижения точки, в которой P/ r=k/V инвестиции начнут окупаться, поэтому индивиды с бòльшим количеством ресурсов с бòльшей вероятностью сочтут для себя выгодным первоначальное инвестирование в производство блага. После достижения точки, в которой P/ r=k/V инвестиции начнут окупаться, поэтому индивиды с бòльшим количеством ресурсов с бòльшей вероятностью сочтут для себя выгодным первоначальное инвестирование в производство блага Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
47 Гетерогенная группа Пусть M(r|c) – минимально необходимая заинтересованность в благе – ожидаемая отдача от инвестиций r единиц ресурсов равна 0, при условии, что c единиц ресурсов уже инвестировано другими. Пусть M(r|c) – минимально необходимая заинтересованность в благе – ожидаемая отдача от инвестиций r единиц ресурсов равна 0, при условии, что c единиц ресурсов уже инвестировано другими. Пусть M(r|0)= M(r) – минимально необходимая заинтересованность в благе для инициатора: Пусть M(r|0)= M(r) – минимально необходимая заинтересованность в благе для инициатора:(2.4)(2.5) 2.2. Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
48 Гетерогенная группа Или: Или:(2.6) Так как функция возрастающая, M(r) сокращается с увеличением r (ΔP(r)>Δr). Так как функция возрастающая, M(r) сокращается с увеличением r (ΔP(r)>Δr). Первоначальный инициатор сокращает необходимый уровень заинтересованности для последователей тем больше, чем больше ресурсов он инвестирует. Первоначальный инициатор сокращает необходимый уровень заинтересованности для последователей тем больше, чем больше ресурсов он инвестирует Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
49 Гетерогенная группа (2.7) Так как P(r)>0, P(c+r)> P(c). Откуда: Так как P(r)>0, P(c+r)> P(c). Откуда:(2.8) 2.2. Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
50 Гетерогенная группа Контракт «все или ничего»: в условиях неполноты информации, для стимулирования присоединения к производству блага, функция производства блага искусственно превращается в функцию слабого звена. Контракт «все или ничего»: в условиях неполноты информации, для стимулирования присоединения к производству блага, функция производства блага искусственно превращается в функцию слабого звена. Индивидуальное решение в таком случае: Индивидуальное решение в таком случае:(2.9) Где G – совокупные ресурсы, которые должны быть предоставлены группой в условиях такого контракта; b(G) – совокупное изменение вероятности получения блага. Где G – совокупные ресурсы, которые должны быть предоставлены группой в условиях такого контракта; b(G) – совокупное изменение вероятности получения блага Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
51 Гетерогенная группа Условие для функции возрастающей отдачи: Условие для функции возрастающей отдачи: Индивидуальное решение в таком случае: Индивидуальное решение в таком случае:(2.10) Неформальные имплицитные нормы (нормы конвенции) – эквивалент контракта «все или ничего». Неформальные имплицитные нормы (нормы конвенции) – эквивалент контракта «все или ничего». Проблема безбилетника, таким образом, возникает только при убывающей отдаче. Проблема безбилетника, таким образом, возникает только при убывающей отдаче Гомогенность и гетерогенность группы по доходам и интересам.
52 2.3. Размер группы и характер предоставляемого блага. Рост размера группы Увеличивается вероятность того, что найдется индивид, способный в одиночку профинансировать производство блага Сокращается ожидаемый размер критической массы Увеличивается ожидаемый объем предоставления блага
53 Если издержки предоставления блага малы, размер группы практически не имеет значения. Если издержки предоставления блага малы, размер группы практически не имеет значения. Если издержки предоставления блага ощутимы: Если издержки предоставления блага ощутимы: Пусть вероятность того, что в группе найдется индивид, готовый единолично профинансировать производство блага p = 1%, тогда вероятность того, что в группе из n индивидов такой найдется: Пусть вероятность того, что в группе найдется индивид, готовый единолично профинансировать производство блага p = 1%, тогда вероятность того, что в группе из n индивидов такой найдется:(2.11) 2.3. Размер группы и характер предоставляемого блага.
54 P(10) 0,0956 P(100) 0,634 P(1000) 1 Чем ближе совместно предоставляемое благо к полному отсутствия конкуренции в потреблении, тем больше позитивный эффект размера группы. Чем ближе совместно предоставляемое благо к полному отсутствия конкуренции в потреблении, тем больше позитивный эффект размера группы. Чем более гетерогенна группа по доходам и интересам, тем больше вероятность того, что благо будет предоставлено. Чем более гетерогенна группа по доходам и интересам, тем больше вероятность того, что благо будет предоставлено Размер группы и характер предоставляемого блага.
56 2.4. Плотность связей в группе. Актор – это субъект экономических и социальных отношений (индивид, организация, государство). Актор – это субъект экономических и социальных отношений (индивид, организация, государство). Связь – это взаимодействие между акторами; может быть односторонней или двусторонней, реальной или потенциальной. Связь – это взаимодействие между акторами; может быть односторонней или двусторонней, реальной или потенциальной. Отношения – это набор связей определенного типа между акторами, принадлежащими к определенной группе. Отношения – это набор связей определенного типа между акторами, принадлежащими к определенной группе. Сеть – это набор акторов и отношений, которыми они связаны. Сеть – это набор акторов и отношений, которыми они связаны.
57 A D B F H I E C G J 2.4. Плотность связей в группе.
58 Плотность социальной сети если все связи – односторонние: Плотность социальной сети если все связи – односторонние:(2.12) Плотность социальной сети если все связи – двусторонние: Плотность социальной сети если все связи – двусторонние:(2.13) Плотность индивидуальных связей Плотность индивидуальных связей(2.14) 2.4. Плотность связей в группе.
59 2.5. Централизация группы. Централизация сети – стандартное отклонение плотности индивидуальных связей: Централизация сети – стандартное отклонение плотности индивидуальных связей:(2.15) Стандартное отклонение плотности связей актора: Стандартное отклонение плотности связей актора:(2.16)
60 2.5. Централизация группы. Если индивидуальное решение об участие в коллективных действиях принимается, в общем случае, исходя из (2.1), решение организатора выглядит как: Если индивидуальное решение об участие в коллективных действиях принимается, в общем случае, исходя из (2.1), решение организатора выглядит как:(2.17) Где k – число жертвователей, C – издержки организатора на одного жертвователя. Где k – число жертвователей, C – издержки организатора на одного жертвователя. Для группы важно, чтобы ее организатором стал человек, для которого издержки (C) минимальны, то есть, у которого больше всего связей (d i ). Для группы важно, чтобы ее организатором стал человек, для которого издержки (C) минимальны, то есть, у которого больше всего связей (d i ).
61 2.5. Централизация группы. Вероятность того, что в группе найдется один успешный организатор намного выше вероятности того, что случайно выбранный из группы индивид окажется успешным организатором: Вероятность того, что в группе найдется один успешный организатор намного выше вероятности того, что случайно выбранный из группы индивид окажется успешным организатором:(2.18) Где q – вероятность того, что случайно выбранный член группы окажется успешным организатором. Где q – вероятность того, что случайно выбранный член группы окажется успешным организатором. При q=0,01 и N=400, Q0,982. При q=0,01 и N=400, Q0,982.
62 2.5. Централизация группы. Результаты симуляции 1.Гомогенная (по доходам, интересам, числу связей) группа большей плотности предоставит большее количество коллективного блага (благо будет предоставлено с большей вероятностью). 2.Группа более гетерогенная по числу связей (более централизованная) при прочих равных условиях обеспечит больший объем производства коллективного блага, по сравнению с менее централизованной группой.
63 2.5. Централизация группы. Результаты симуляции 3.Гетерогенность ресурсов и интересов увеличивает межгрупповую дисперсию объема производства коллективных благ. 4.Гетерогенность ресурсов сама по себе увеличивает масштаб коллективных действий. 5.Гетерогенность интересов может как увеличивать, так и уменьшать масштаб коллективных действий, так как самые обеспеченные ресурсами индивиды, и индивиды, обладающие наибольшим числом связей могут оказаться не самыми заинтересованными в коллективном благе.
64 2.5. Централизация группы. Почему централизованные сети более эффективны? 1.Отрицательное влияние на коллективные действия организационных издержек сокращается с увеличением гетерогенности группы по доходам. 2.Организатор может выбирать наиболее склонных к участию в коллективных действиях индивидов (если необходимы инвестиции только части группы). Для выполнения последнего условия организатор должен обладать полной информацией. Для выполнения последнего условия организатор должен обладать полной информацией.
65 1.Социальные сети. 2.Ограниченная рациональность индивидов и эффект порога. 3.Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях. 4.Роль волонтера в коллективных действиях. 5.Сила слабых связей. 3. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕТЕВЫХ СТРУКТУРАХ
66 3.1. Социальные сети. A I B F DE C J G H K L Гомогенная сетьГетерогенная сеть
67 A B B D D C C E A F G A B D C E 3.1. Социальные сети.
68 A B DCEAFGD DC Информация в иерархии 3.1. Социальные сети.
69 A «Переводчик» 3.1. Социальные сети.
70 Порог участия индивида в коллективных действиях (x i ): число людей, присоединившихся к коллективным действиям, необходимое для присоединения индивида i. Порог участия индивида в коллективных действиях (x i ): число людей, присоединившихся к коллективным действиям, необходимое для присоединения индивида i. Условие равновесия: Условие равновесия:(3.1) Или: Или:(3.2) 3.2. Ограниченная рациональность индивидов и эффект порога.
71 Где: Где: f(x) – функция плотности распределения x. f(x) – функция плотности распределения x. F(x) – функция распределения x. F(x) – функция распределения x. m(t) – пропорция населения, присоединяющаяся к коллективным действиям за время t. m(t) – пропорция населения, присоединяющаяся к коллективным действиям за время t Ограниченная рациональность индивидов и эффект порога.
72 F(x) – кумулятивная функция распределения порогов 3.2. Ограниченная рациональность индивидов и эффект порога. 0% 100% x – пороги биссектриса: F(x)=x m(t) F[m(t+1)] 100% F[m(t)] m(t+1) meme
73 F(x) – кумулятивная функция распределения порогов 3.2. Ограниченная рациональность индивидов и эффект порога. 0% 100% x – пороги биссектриса: F(x)=x m(t) F[m(t+1)] 100% F[m(t)] m(t+1)m(τ)
74 КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ? 1.Инициатор подает пример. 2.Соседние с ним акторы реагируют на его пример с понижающим коэффициентом. 3.Соседи его соседей… 4.И т.д… 3.3. Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
75 Предпосылки: Предпосылки: Все связаны со всеми (полноконтактная сеть). Все связаны со всеми (полноконтактная сеть). Все связи симметричны. Все связи симметричны. x i – первоначальный объем пожертвований i- того индивида. x i – первоначальный объем пожертвований i- того индивида. В группе имеется только один волонтер (x 1 ), для остальных x i =0 (i>1). В группе имеется только один волонтер (x 1 ), для остальных x i =0 (i>1) Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
76 Пожертвования i-того индивида в периоде t: Пожертвования i-того индивида в периоде t: (3.3) Где λ – параметр дисконта (0
77 Совокупный равновесный объем пожертвований i-того индивида: Совокупный равновесный объем пожертвований i-того индивида: (3.4) Где c i (t)=c i (t)-c i (t-1). Где c i (t)=c i (t)-c i (t-1). Так как c j ()=0: Так как c j ()=0:(3.5) 3.3. Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
78 Условие (3.5) выполняется для всех, кроме волонтера: Условие (3.5) выполняется для всех, кроме волонтера: (3.6) Из (3.5) и (3.6), так как x i =0 (i>1) и x 1 =1: Из (3.5) и (3.6), так как x i =0 (i>1) и x 1 =1:(3.7) Где c m * оптимальный объем пожертвований для всех, кроме волонтера. Где c m * оптимальный объем пожертвований для всех, кроме волонтера Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
79 Из (3.7) и (3.5) : Из (3.7) и (3.5) : (3.8) Из (3.7) и (3.8) : Из (3.7) и (3.8) :(3.9) 3.3. Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
80 Откуда: Откуда: (3.10) 3.3. Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
81 Общий объем совместно предоставляемого блага: Общий объем совместно предоставляемого блага: (3.10) Из (3.10) и (3.9): Из (3.10) и (3.9):(3.11) 3.3. Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
82 При v=0,5, λ=0,9, N=20 c tot =8,31, c 1 * =1,17. При v=0,5, λ=0,9, N=20 c tot =8,31, c 1 * =1,17. При v=1: При v=1: (3.12) В этом случае c tot не зависит от N. В этом случае c tot не зависит от N. При λ=1: При λ=1: (3.13) 3.3. Коллективные действия ограниченно рациональных индивидов в различных сетях.
83 В «звездной сети все связаны только с центральным агентом (волонтером): В «звездной сети все связаны только с центральным агентом (волонтером): (3.14) Где x i =0. Где x i =0.(3.15) Где x 1 =1. Где x 1 =1. Из (3.14) и (3.15): Из (3.14) и (3.15):(3.16) 3.4. Роль волонтера в коллективных действиях.
84 Откуда: Откуда: (3.17) (3.18) (3.19) При v=0,5, λ=0,9, N=20 c tot =30,42. При v=0,5, λ=0,9, N=20 c tot =30, Роль волонтера в коллективных действиях.
90 Сила связей – комбинация времени, эмоций, интенсивности, близости и взаимных услуг, которыми характеризуется связь. Сила связей – комбинация времени, эмоций, интенсивности, близости и взаимных услуг, которыми характеризуется связь Сила слабых связей. С A B Невозможная ситуация
91 3.5. Сила слабых связей. B J E F D С A I H G
92 Слабые связи более эффективны по сравнению с сильными, например, при поиске работы. Слабые связи более эффективны по сравнению с сильными, например, при поиске работы. Слабость связей негативно влияет на доходы малообразованных и позитивно – на доходы хорошо образованных. Слабость связей негативно влияет на доходы малообразованных и позитивно – на доходы хорошо образованных. Слабость связей обратно пропорциональна традиционному в данном обществе размеру семьи (общины). Слабость связей обратно пропорциональна традиционному в данном обществе размеру семьи (общины). Посредством слабых связей распространяются инновации. Посредством слабых связей распространяются инновации Сила слабых связей.
93 1.Производственная функция и механизм обучения. 2.Организация коллективных действий при различных параметрах группы. 3.Избирательные стимулы в теории обучения. 4.Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях. 4. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
94 Теория критической массы: Теория критической массы: 1.Все индивиды действуют рационально. 2.Решения индивидами принимаются независимо друг от друга. 3.Так как все акторам обладают полной информацией, результат предопределен. 4.Общественное благо характеризуется полным отсутствием конкуренции в потреблении Производственная функция и механизм обучения.
95 Теория обучения: Теория обучения: 1.Индивиды принимают решения, ориентируясь на других. 2.Вводится случайный фактор, отсюда – значение случайных колебаний. 3.Совместно производимое благо может не быть полностью неконкурентным в потреблении Производственная функция и механизм обучения.
96 Производственная функция: Производственная функция:(4.1) Где P – ожидаемая вероятность участия в производстве блага для входящего в группу индивида, или доля тех, кто участвует в производстве блага; M – параметр, отвечающий за форму производственный функции. При M=10 – стандартная S-образная функция. Где P – ожидаемая вероятность участия в производстве блага для входящего в группу индивида, или доля тех, кто участвует в производстве блага; M – параметр, отвечающий за форму производственный функции. При M=10 – стандартная S-образная функция Производственная функция и механизм обучения.
98 Выпуск совместно производимого блага: Выпуск совместно производимого блага:(4.2) Доля чистого выпуска, достающаяся j-тому индивиду: Доля чистого выпуска, достающаяся j-тому индивиду:(4.3) Где R – доля ресурсов группы, идущих на производство общественного блага (от максимально возможного объема ресурсов на эти цели); J – степень конкуренция при потреблении блага (при J=1 конкуренция отсутствует, при J=0 благо совершенно конкурентное); N – размер группы; 0
99 Если V j =0, индивид – безбилетник. Если V j =0, индивид – безбилетник. Если V j =R, индивид – благодетель. Если V j =R, индивид – благодетель. Для совершенно гомогенной по ресурсам группы, в которой у каждого имеется по 1 ед. ресурсов R=N. Для совершенно гомогенной по ресурсам группы, в которой у каждого имеется по 1 ед. ресурсов R=N. Если цель коллективных действий – не увеличение коллективной выгоды, а сокращение коллективных потерь: Если цель коллективных действий – не увеличение коллективной выгоды, а сокращение коллективных потерь:(4.4) 4.1. Производственная функция и механизм обучения.
100 В общем виде функция доли чистого выпуска, достающейся j-тому индивиду выглядит как: В общем виде функция доли чистого выпуска, достающейся j-тому индивиду выглядит как:(4.5) Где -1
101 При X=-1: При X=-1: (4.6) При X=1: При X=1: (4.7) 4.1. Производственная функция и механизм обучения.
102 Обучающий алгоритм: Обучающий алгоритм: Пусть p ij – вероятность того, что i-тый индивид станет волонтером в j-той итерации (V ij =1). Если i-тый индивид в j-той итерации безбилетник V ij =0. Пусть p ij – вероятность того, что i-тый индивид станет волонтером в j-той итерации (V ij =1). Если i-тый индивид в j-той итерации безбилетник V ij =0. Выбор определяется величиной p ij относительно n ij – случайного числа, равномерно распределенного от 0 до 1. Выбор определяется величиной p ij относительно n ij – случайного числа, равномерно распределенного от 0 до 1. p ij n ij V ij =1 P ij < n ij V ij = Производственная функция и механизм обучения.
103 Общий принцип обучения: Общий принцип обучения:(4.8) Где Q – коэффициент обучения. Где Q – коэффициент обучения. Стандартизация Q (L=[0,1]; V=[1,0]): Стандартизация Q (L=[0,1]; V=[1,0]):(4.9) 4.1. Производственная функция и механизм обучения.
104 При X>0: При X>0: (4.10) (4.11) 4.1. Производственная функция и механизм обучения.
105 При X
106 Низкое значение параметра эффективности обучения может отражать низкую заинтересованность в совместно предоставляемом благе, наличие значительной доли шума в воспринимаемой индивидами информации, временной лаг между действием (бездействием) индивида и реакцией окружающей среды, ослабляющий обучение. Низкое значение параметра эффективности обучения может отражать низкую заинтересованность в совместно предоставляемом благе, наличие значительной доли шума в воспринимаемой индивидами информации, временной лаг между действием (бездействием) индивида и реакцией окружающей среды, ослабляющий обучение. Окончательный обучающий алгоритм: Окончательный обучающий алгоритм:(4.14) 4.1. Производственная функция и механизм обучения.
107 Если Q ij >0 актуальное поведение поощряется. Если Q ij >0 актуальное поведение поощряется. Если Q ij
108 1)При p ij =0,4 Q ij =0,1 V ij =1 p i+1,j =0,4+0,1(1-0,4 10 )0,499 2)При p ij =0,4 Q ij =0,1 V ij =0 p i+1,j =0,4-0,1(1-0,4 10 )0,3 3)При p ij =0,4 Q ij =-0,1 V ij =1 p i+1,j =0,4-0,1(1-0,4 10 )0,3 4)При p ij =0,4 Q ij =-0,1 V ij =0 p i+1,j =0,4+0,1(1-0,4 10 )0, Производственная функция и механизм обучения.
109 4.2. Организация коллективных действий при различных параметрах группы.
114 Проблема старта коллективных действий (start up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях возрастающей отдачи, когда ни у кого в группе нет стимулов к первоначальным инвестициям. Проблема старта коллективных действий (start up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях возрастающей отдачи, когда ни у кого в группе нет стимулов к первоначальным инвестициям. Проблема старта характерна для положительных общественных благ (X=1), так как сокращаются ожидаемые издержки отсутствия блага. Проблема старта характерна для положительных общественных благ (X=1), так как сокращаются ожидаемые издержки отсутствия блага. Ключевое препятствие для производства положительных общественных благ – низкий уровень ожиданий. Ключевое препятствие для производства положительных общественных благ – низкий уровень ожиданий Организация коллективных действий при различных параметрах группы.
115 Проблема продолжения коллективных действий (follow up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях убывающей отдачи, когда находятся стимулы для запуска процесса производства, но по мере увеличения объема предоставляемого блага чистый ожидаемый доход от инвестиций в его производство стремится к нулю, поэтому никто не хочет вкладывать средства в продолжение коллективных действий. Проблема продолжения коллективных действий (follow up problem): ситуация, производства общественных благ в условиях убывающей отдачи, когда находятся стимулы для запуска процесса производства, но по мере увеличения объема предоставляемого блага чистый ожидаемый доход от инвестиций в его производство стремится к нулю, поэтому никто не хочет вкладывать средства в продолжение коллективных действий. Для решения проблема продолжения важны «маленькие» промежуточные победы и поощрения. Для решения проблема продолжения важны «маленькие» промежуточные победы и поощрения Организация коллективных действий при различных параметрах группы.
116 4.3. Избирательные стимулы в теории обучения. Участие в предоставлении блага + Участие в наказании безбилет- ников + Полная кооперация Лицемерная кооперация Частная кооперация Полный отказ от кооперации
117 Алгоритм принятия решений: Алгоритм принятия решений: Пусть p ij – вероятность выбора кооперативной стратегии j-тым индивид в i-том периоде (итерации) (V ij =1): Пусть p ij – вероятность выбора кооперативной стратегии j-тым индивид в i-том периоде (итерации) (V ij =1): p ij n ij V ij =1 p ij < n ij V ij =0 Аналогично для кооперации второго уровня: Аналогично для кооперации второго уровня: p ij n ij V ij =1 p ij < n ij V ij = Избирательные стимулы в теории обучения.
118 Производственная функция: Производственная функция: (4.15) Где P i – пропорция тех, кто участвует в производстве блага в i-том периоде. Где P i – пропорция тех, кто участвует в производстве блага в i-том периоде. Пусть O i – линейная трансформация L i : Пусть O i – линейная трансформация L i :(4.16) Вся группа – реалисты. Вся группа – реалисты Избирательные стимулы в теории обучения.
119 Санкции: Санкции:(4.17) Где P ij – уровень инвестиций в общественный контроль, m – параметр, характеризующий форму производственной функции избирательных стимулов (1
121 Материальные положительные санкции: J =0, m=1. Материальные положительные санкции: J =0, m=1. Материальные отрицательные санкции: J >0, m>1. Материальные отрицательные санкции: J >0, m>1. Моральные санкции: J =1, m>1 (m=2) – из- за лицемерной кооперации. Моральные санкции: J =1, m>1 (m=2) – из- за лицемерной кооперации. Внутренние санкции: J =1, P i =P i, m=2. Внутренние санкции: J =1, P i =P i, m= Избирательные стимулы в теории обучения.
122 Издержки предоставления блага: Издержки предоставления блага: Пусть предоставление блага и его потребление делятся поровну между всеми членами группы: Пусть предоставление блага и его потребление делятся поровну между всеми членами группы:(4.18) Где N 1-J – издержки предоставления единицы блага каждому члену группы; J – показатель уровня конкуренции в потреблении блага (J=0 – полная конкуренция, J=1 – конкуренция отсутствует). Где N 1-J – издержки предоставления единицы блага каждому члену группы; J – показатель уровня конкуренции в потреблении блага (J=0 – полная конкуренция, J=1 – конкуренция отсутствует) Избирательные стимулы в теории обучения.
123 Издержки предоставления блага : Издержки предоставления блага :(4.19) Издержки каждого волонтера не зависят от их общего числа. Издержки каждого волонтера не зависят от их общего числа. Когда пропорция волонтеров P i сокращается, издержки каждого не меняются, а сокращается объем общественного блага L i. Когда пропорция волонтеров P i сокращается, издержки каждого не меняются, а сокращается объем общественного блага L i. (4.20) 4.3. Избирательные стимулы в теории обучения.
124 Алгоритм обучения: Алгоритм обучения: Если O i >0 склонность волонтера к кооперации возрастает. Если O i >0 склонность волонтера к кооперации возрастает. Если O i
125 Где 2+N -J =|min(O i +S ij -C ij )|, так как: Где 2+N -J =|min(O i +S ij -C ij )|, так как: max O i =1, max S ij =1, min C ij =0. max O i =1, max S ij =1, min C ij =0. min O i =-1, min S ij =-1, max C ij =1/N J. min O i =-1, min S ij =-1, max C ij =1/N J. 0|Q ij |
126 Механизм обучения: Механизм обучения:(4.23) 4.3. Избирательные стимулы в теории обучения.
130 Предоставление общественных благ первого уровня с помощью внутренних норм: Предоставление общественных благ первого уровня с помощью внутренних норм:(4.24) Где d – уровень морального дисконта. Где d – уровень морального дисконта. При d=0,5 индивид реагирует вполсилы на внутренне поддерживаемые обязательства по сравнению с обязательствами перед другими людьми. При d=0,5 индивид реагирует вполсилы на внутренне поддерживаемые обязательства по сравнению с обязательствами перед другими людьми. Интернализированные нормы справедливости могут привести к излишней кооперации. Интернализированные нормы справедливости могут привести к излишней кооперации Избирательные стимулы в теории обучения.
132 Алгоритм принятия решений: Алгоритм принятия решений:(4.25) Где P j –вероятность участия j-того индивида в коллективных действиях; τ j – «порог» индивида j, 0 τ j 1; π – уровень участия других индивидов. Где P j –вероятность участия j-того индивида в коллективных действиях; τ j – «порог» индивида j, 0 τ j 1; π – уровень участия других индивидов. Если P j >n (0 n (0
133 При τ j =π, P j >0,5. При τ j =π, P j >0,5. При τ j =0, π=1, P j1. При τ j =0, π=1, P j1. При τ j =1, π=0, P j0. При τ j =1, π=0, P j0. Гетерогенность ресурсов: Гетерогенность ресурсов:(4.26) Где C j – вклад индивида j в совместно производимое благо; R j – дол j в ресурсах группы; N – ресурсы всей группы. Где C j – вклад индивида j в совместно производимое благо; R j – дол j в ресурсах группы; N – ресурсы всей группы. В среднем на индивида приходится единица ресурсов. В среднем на индивида приходится единица ресурсов Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.
134 Производственная функция: Производственная функция:(4.27) Где -1 X1. Где -1 X1. При X=-1 кооперация всех членов группы не приводит к производству положительного блага, а лишь сокращает убыток. При X=-1 кооперация всех членов группы не приводит к производству положительного блага, а лишь сокращает убыток. При X=1 – наоборот. При X=1 – наоборот Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.
135 Конкуренция при потреблении блага: Конкуренция при потреблении блага:(4.28) Где S j – ценность для j-того индивида получаемой им доли общественного блага; I j – заинтересованность в благе j-того индивида; J – показатель конкурентности в потреблении блага. Где S j – ценность для j-того индивида получаемой им доли общественного блага; I j – заинтересованность в благе j-того индивида; J – показатель конкурентности в потреблении блага Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.
136 Алгоритм обучения: Алгоритм обучения:(4.29) То есть, ориентация на ценность доли j-того индивида в i-той итерации плюс разница в ценности j-той доли между итерациями i и i- 1; То есть, ориентация на ценность доли j-того индивида в i-той итерации плюс разница в ценности j-той доли между итерациями i и i- 1; 0 E j 1 – нормально распределенный параметр обучения. 0 E j 1 – нормально распределенный параметр обучения Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.
137 Механизм обучения: Механизм обучения:(4.30) Где τ i,j – порог индивида j в итерации i. Где τ i,j – порог индивида j в итерации i Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.
138 1)При τ ij =0,6 O ij =0,1 V ij =1 τ i+1,j 0,5 2)При τ ij =0,6 O ij =-0,1 V ij =1 τ i+1,j 0,7 3)При τ ij =0,6 O ij =0,1 V ij =0 τ i+1,j 0,7 4)При τ ij =0,6 O ij =-0,1 V ij =0 τ i+1,j 0, Механизм обучения и эффект порога в коллективных действиях.
145 1.Добровольное участие в производстве общественных благ: экспериментальные результаты. 2.Понятие и составляющие общественного капитала. 3.Влияние общественного капитала на макроэкономические параметры. 4.Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий. 5. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА
146 Индивиды предоставляют от 40% до 60% возможных ресурсов на совместное производство благ как в одноразовом взаимодействии, так и в первом раунде повторяющейся игры. Индивиды предоставляют от 40% до 60% возможных ресурсов на совместное производство благ как в одноразовом взаимодействии, так и в первом раунде повторяющейся игры. После первого раунда уровень производства блага сокращается, но не до нуля. В анонсируемом последнем раунде игры безбилетников только 70%. После первого раунда уровень производства блага сокращается, но не до нуля. В анонсируемом последнем раунде игры безбилетников только 70%. Те, кто верят, что другие склонны к кооперации сами будут следовать кооперативной стратегии. Те, кто верят, что другие склонны к кооперации сами будут следовать кооперативной стратегии Добровольное участие в производстве общественных благ: экспериментальные результаты.
147 Обучение игре приводит к расширению кооперации. Чем больше раундов в игре, тем выше уровень кооперации в каждом последующем. Обучение игре приводит к расширению кооперации. Чем больше раундов в игре, тем выше уровень кооперации в каждом последующем. Взаимодействие лицом к лицу увеличивает уровень кооперации, даже без инфорсмента. Взаимодействие лицом к лицу увеличивает уровень кооперации, даже без инфорсмента. Непосредственное взаимодействие эффективнее электронных коммуникаций. Непосредственное взаимодействие эффективнее электронных коммуникаций.
148 Если позволяет структура игры, участники готовы тратить собственные ресурсы на наказание безбилетников, включая даже анонсированный последний раунд игры. Если позволяет структура игры, участники готовы тратить собственные ресурсы на наказание безбилетников, включая даже анонсированный последний раунд игры. Уровень кооперации зависит от контекста ситуации, правил игры, наличия/ отсутствия конкуренции между участниками, коммуникационных сетей, механизма наказания и т.д. Уровень кооперации зависит от контекста ситуации, правил игры, наличия/ отсутствия конкуренции между участниками, коммуникационных сетей, механизма наказания и т.д Добровольное участие в производстве общественных благ: экспериментальные результаты.
149 Общественный капитал: степень социального взаимодействия в сообществе, которая определяется неформальными нормами, социальными сетями и уровнем доверия Понятие и составляющие общественного капитала.
150 Участие в добровольных ассоциациях ОБЩЕСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ 5.2. Понятие и составляющие общественного капитала. Нормы гражданской кооперации ДОВЕРИЕ
151 Увеличение доверия сокращает трансакционные издержки; Увеличение доверия сокращает трансакционные издержки; Общественный капитал способствует распространению знаний и инноваций; Общественный капитал способствует распространению знаний и инноваций; Общественный капитал поддерживает кооперативное и общественно полезное поведение. Общественный капитал поддерживает кооперативное и общественно полезное поведение Понятие и составляющие общественного капитала.
152 Для аутсайдеров: сильные социальные связи внутри группы подрывают общественный капитал всего сообщества; Для аутсайдеров: сильные социальные связи внутри группы подрывают общественный капитал всего сообщества; Для инсайдеров: ограничение индивидуальной свободы, закрепление устаревших норм; Для инсайдеров: ограничение индивидуальной свободы, закрепление устаревших норм; 5.2. Понятие и составляющие общественного капитала.
153 ДОВЕРИЕ: Можно ли, на Ваш взгляд, доверять большинству людей, или не будете ли Вы чересчур осторожными во взаимоотношениях с другими людьми? 5.2. Понятие и составляющие общественного капитала.
154 НОРМЫ ГРАЖДАНСКОЙ КООПЕРАЦИИ. Будете ли Вы: Добиваться от государства льгот, на которые у Вас нет прав? Добиваться от государства льгот, на которые у Вас нет прав? Ездить без билета в общественном транспорте? Ездить без билета в общественном транспорте? Уклоняться от уплаты налогов, если есть такая возможность? Уклоняться от уплаты налогов, если есть такая возможность? Забирать себе найденные деньги? Забирать себе найденные деньги? Уклоняться от ответственности за ущерб, причиненный чужой машине на стоянке? Уклоняться от ответственности за ущерб, причиненный чужой машине на стоянке? 5.2. Понятие и составляющие общественного капитала.
155 Как, по нашему представлению, ведут себя люди ДОВЕРИЕ НОРМЫ ГРАЖДАНСКОЙ КООПЕРАЦИИ Как мы себя ведем 5.2. Понятие и составляющие общественного капитала.
162 5.3. Влияние общественного капитала на макроэкономические параметры.
163 Добровольные ассоциации
164 5.3. Влияние общественного капитала на макроэкономические параметры.
166 5.4. Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий. ПСНЧСБУПСНБУЧС ИГРОК 1 ИГРОК 2 ОбменОбмен X КооперацияКооперация P T S RR S T P
167 Дилемма заключенного: T>R>P>S Дилемма заключенного: T>R>P>S Проекционная (наивная) стратегия: проекция собственного поведения на всех остальных. Проекционная (наивная) стратегия: проекция собственного поведения на всех остальных. Стратегия разоблачения: Стратегия разоблачения: «Сигнал честности» должно быть трудно подделать. «Сигнал честности» должно быть трудно подделать. Необходимо уметь читать чужие «сигналы честности». Необходимо уметь читать чужие «сигналы честности» Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий.
168 Безусловное правило: Безусловное правило: «Всегда вступать в отношения обмена». «Всегда вступать в отношения обмена». «Никогда не вступать в отношения обмена» «Никогда не вступать в отношения обмена» Генетический алгоритм и хромосомная структура: адекватность стратегии зависит от кумулятивных платежей, а от адекватности зависит вероятность того, что данная стратегия будет приниматься в дальнейшем. Генетический алгоритм и хромосомная структура: адекватность стратегии зависит от кумулятивных платежей, а от адекватности зависит вероятность того, что данная стратегия будет приниматься в дальнейшем Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий.
169 ГенАллельПравило 10D (никогда не кооперироваться) 1C (всегда кооперироваться) 20Демонстрировать маркер если D (G 1 =0) 1Демонстрировать маркер если C (G 1 =1) 30Не приветствовать партнера 1Приветствовать партнера 40Игнорировать собственные намерения 1Основывать доверие на собственных намерениях (см. G 9 ) 50Игнорировать маркер партнера G 1 1Обращать внимание на маркер партнера G 1 (см. G 10 )
170 5.4. Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий. ГенАллельПравило 60Игнорировать приветствие партнера 1Обращать внимание на приветствие партнера (см. G 11 ) 70Игнорировать групповую принадлежность партнера 1Обращать внимание на групповую принадлежность партнера (см. G 12 ) 80Игнорировать сравнительную успешность партнера 1Обращать внимание на сравнительную успешность партнера (см. G 13 ) 90Исходить из того, что все остальные имеют отличный от Вашего G 1 1Исходить из того, что у всех такой же G 1, как у Вас
171 5.4. Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий. ГенАллельПравило 100Не доверять тем, кто демонстрирует маркер G 1, доверять остальным 1Доверять тем, кто демонстрирует маркер G 1, не доверять остальным 110Не доверять тем, кто приветствует Вас, доверять тем, кто не приветствует 1Доверять тем, кто приветствует Вас, не доверять тем, кто не приветствует 120Не доверять соседям, доверять незнакомцам 1Доверять соседям, не доверять незнакомцам
172 5.4. Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий. ГенАллельПравило 130Не доверять относительно успешным, доверять неуспешным 1Доверять относительно успешным, не доверять неуспешным 140Не доверять никому 1Доверять всем 150Вступать или не вступать в кооперацию безусловно, на основе собственного G 1 1Аннулировать G 1 и вступать в кооперацию с соседями
173 G 1 =1 – кооператор. G 1 =1 – кооператор. G 2 =1 – демонстрирует маркер. G 2 =1 – демонстрирует маркер. G 3 =0 – не приветствует партнера. G 3 =0 – не приветствует партнера. G 4 =0 – не проецирует свое поведение на других. G 4 =0 – не проецирует свое поведение на других. G 5 =1 – обращает внимание на поведенческие маркеры партнеров. G 5 =1 – обращает внимание на поведенческие маркеры партнеров. G 6 =0 – не обращает внимания на приветствия. G 6 =0 – не обращает внимания на приветствия. G 7 =0 – безразлично, входит ли партнер в его ближний круг или нет. G 7 =0 – безразлично, входит ли партнер в его ближний круг или нет Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий.
174 G 8 =0 – безразличен прошлый успех партнера. G 8 =0 – безразличен прошлый успех партнера. G 9 =1 – исходит из того, что у всех такой же G 1, как у него. G 9 =1 – исходит из того, что у всех такой же G 1, как у него. G 10 =1 – доверяет тем, у кого есть «маркеры честности». G 10 =1 – доверяет тем, у кого есть «маркеры честности». G 11 =0 – не доверяет приветствиям. G 11 =0 – не доверяет приветствиям. G 12 =1 – доверяет соседям, а не незнакомцам. G 12 =1 – доверяет соседям, а не незнакомцам. G 13 =1 – доверяет успешным партнерам. G 13 =1 – доверяет успешным партнерам. G 14 =1 – доверяет всем. G 14 =1 – доверяет всем. G 15 =0 – безусловный кооператор. G 15 =0 – безусловный кооператор Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий.
175 Механизм обучения: Механизм обучения:(5.1) Где F it – показатель успешности i-того актора в периоде t; O t – вектор платежей в предыдущих периодах (от t до t). Где F it – показатель успешности i-того актора в периоде t; O t – вектор платежей в предыдущих периодах (от t до t). Вероятность ошибки при передаче гена – 1%. Вероятность ошибки при передаче гена – 1% Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий.
176 Влияние «цены отказа» на доверие и склонность к кооперации с незнакомцами 5.4. Происхождение общественного капитала: применение генной теории к анализу коллективных действий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.