Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнгелина Десятова
1 Теория фирмы Тема 2 Трансакционные издержки Рисунки из книги А.Моруа «Управлять по-русски». С-Пб 2005
2 Вопросы Понятие трансформационных и трансакционных издержек Виды трансакционных издержек Классификация сделок. Типы контрактов Измерение трансакционных издержек Задание
3 Понятие трансформационных и трансакционных издержек Понятие трансакционных издержек было введено Р.Коузом в статье «Природа фирмы» К.Эрроу «Издержки по поддержанию системы на ходу» «Издержки по обмену правами собственности» «Издержки по осуществлению и защите контрактов» «Издержки получения выгод от специализации и разделения труда»
4 Понятие трансформационных и трансакционных издержек С.Чен «В самом широком смысле слова трансакционные издержки состоят из тех издержек, которые невозможно представить в экономике Робинзона Крузо.» Трансформационные издержки – издержки, связанные с превращением ресурсов в готовую продукцию
5 Виды трансакционных издержек Издержки поиска информации Издержки ведения переговоров Издержки измерения Издержки спецификации и защиты прав собственности Издержки оппортунистического поведения
6 Издержки поиска информации Затраты времени и средств, необходимых для поиска информации, а также потерь из- за неполноты и несовершенства информации Например, это ресурсы, которые продавец тратит на рыночные исследования, чтобы определить вкусы потребителей, на рекламу и маркетинг, чтобы продвинуть свои товары и услуги, на управленческие решения по определению цены
7 Издержки ведения переговоров Затраты времени и средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контактов Основной инструмент экономии этого типа издержек – стандартный контракт (фондовые рынки, товарные биржи)
8 Издержки спецификации и защиты прав собственности Расходы на содержание судов, арбитражей, государственных органов Затраты времени и средств на восстановление нарушенных прав Потери от плохой спецификации и ненадежной защиты
9 Издержки измерения Затраты времени и средств на измерение свойств товара и услуги, в том числе: на соответствующую измерительную технику на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения (например, метрология) потери от ошибок измерения Средство экономии – стандарты мер и весов, гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам
10 Издержки оппортунистического поведения О.Уильямсон Затраты, связанные с поведением, уклоняющимся от условий контракта «моральный риск» (ложь, обман, отлынивание от работы) Возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. «вымогательство» Возникает тогда, когда собственник уникальных с точки зрения группы ресурсов угрожает выходом из группы
11 Фредерик Тейлор «Вряд ли можно легко найти компетентного работника, который не затрачивал бы существенную часть своего времени на исследование того, как медленно он может работать, не вызывая при этом у работодателя сомнений в своей добросовестности» (Цит. По Олейник А.Н. Институциональная экономика, с.264)
12 Классификация сделок Трансакционные издержки зависят от вида сделок, которые различаются По частоте и длительности По неопределенности и сложности По трудности измерения и от «фазы» сделки Предварительные, до совершения сделки В момент заключения сделки Постконтрактные В большинстве случаев заключение сделки оформляется контрактом
13 Контракт и его типы Условия совершения сделок определяются положениями контракта (договора между участниками сделки) Люди различаются по степени восприятия риска (склонные к риску, нейтральные к риску и противники риска) Взаимодействие противников риска и нейтрально относящихся к риску (модель «наемный работник – работодатель») описывается в контракте о найме Взаимодействие нейтральных к риску людей – в контракте о продаже
14 Контракт о найме Соглашение, определяющее круг задач, которые могут быть реализованы в будущем по ходу выполнения контракта. При этом противник риска передает индивиду, нейтральному к риску, право контроля над своими действиями Индивид заинтересован в передаче контроля над своими действиями, если он верит, что получит большую полезность при контроле со стороны другого лица и/или он получает компенсацию от того лица, в пользу которого передается контроль
15 Делегирование контроля Контроль осуществляет именно то лицо, которому делегировали право контроля (простые властные отношения) Лицо, которому делегировали контроль, получает одновременно право передачи этого контроля третьим лицам (сложные властные отношения) Контроль может делегироваться конкретному лицу (персонифицированные властные отношения) либо тому, кто занимает определенное место во внутрифирменной структуре
16 Контракт о продаже Соглашение между индивидами, в одинаковой степени нейтральных к риску, определяющее круг задач, которые будут реализованы в будущем по ходу выполнения контракта В отличие от контракта о найме оговаривает не совокупность возможных задач, а конкретные меры к исполнению
17 Базовые структуры контракта Классический контракт – условия взаимодействия сторон определены четко и исчерпывающе, производен от контракта о продаже Имплицитный контракт – условия взаимодействия четко не определены, их спецификация предполагается в ходе осуществления контракта. Производен от контракта о найме Неоклассический контракт (гибридный, отношенческий) – объединяет классический и имплицитный контракты (стороны получают право не придерживаться буквы контракта в случае наступления непредвиденных обстоятельств)
18 Экономия на масштабе Трансакционные издержки имеют постоянную часть, следовательно, им свойственна экономия на масштабе Когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей Договоры стандартизируются Стоимость разработки законодательства и административных процедур не зависит от того, какое число лиц попадает под их действие
19 Измерение трансакционных издержек Дж.Уоллис и Д.Норт 1986 г. Трансакционные издержки с точки зрения потребителя равны его затратам, не входящим в цену, уплачиваемую им продавцу, а с точки зрения продавца – затратам, которых бы не было, если бы он продавал товар самому себе Стоимость услуг транакционного сектора (торговля, банковское и страховое дело, нотариальные и юридические услуги и др.) + стоимость трансакционных услуг внутри «трансформационного сектора» (фонд оплаты труда аппарата управления) Доля в ВВП США 1870 г. – 26% 1970 – 55%
20 Литература Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. Гл.5, 9. Олейник А.Н. Институциональная экономика, Лекции 10, 15 Коуз Р.Г. Природа фирмы. В сб. «Теория фирмы». Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М Гл. 16. Milgrom, P., Roberts, J. Economics, Organization and Managеment. Prentice- Hall International, Inc. Part I, ch.2.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.