Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарина Шляпникова
1 РСПП, 6 ноября 2013 года Нужна ли антимонопольная регламентация торговой политики частных компаний Шаститко А.Е. Д.э.н.. профессор, Член комитета РСПП по конкуренции Заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им М.В.Ломоносова, Директор центра исследования конкуренции и экономического регулирования РАНХ и ГС при Президенте РФ
2 Предлагаемый подход – Регламентация ТП в отдельных случаях может быть полезна, но унификация требований к правилам ТП компаний чревата негативными последствиями для бизнеса; – Может служить способом снижения коррупционной составляющей при взаимодействии менеджеров компании с контрагентами, но зачастую ценой потери гибкости при принятии решений; – Определить роль ФАС в разработке и согласовании ТП с учетом необходимости балансирования между антимонопольным принуждением, адвокатированием конкуренции и экономическим регулированием; 2
3 Предлагаемый подход – Необходимо вернуться к идее последовательной реализации принципа нецелесообразности государственного вмешательства, в т.ч. регуляторного, в механизмы взаимодействия компании со своими контрагентами (если не доказано обратное); – Трансформировать обсуждаемые инициативы по регламентации торговых практик на регламентацию корпоративных политик по соблюдению требований антимонопольного законодательства на основе системы управления антимонопольными рисками, а не на основе регламентации цен и других условий договора; – Создать предпосылок для самостоятельной разработки компаниями политик по управлению антимонопольными рисками. 3
4 Постановка проблемы 4 Предложения о внесении изменений в Закон о защите конкуренции в части регламентации торговой практики (политики) частной компании (далее - ТП): Цель: обеспечение недискриминационного доступа к товару, на рынке которого компания занимает доминирующее положение; Условия регламентации: нарушение ст. 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением), контроль сделок экономической концентрации; Содержание ТП: характеристика товара, сведения об определении цены и объемах реализации, существенные условия договоров и типовой договор, основания для отказа в заключении договора; Раскрытие ТП на сайте компании. Распространяющаяся практика предписаний ФАС разработки торгово-сбытовых политик
5 Российская практика 5 Сделки экономической концентрации –Подходы к ценообразованию для разных категорий потребителей (слияние «Уралкалий» и «Сильвинит») –Сбытовая политика по каждому виду продукции для каждой категории потребителей («Саф-Нева» и «Воронежские дрожжи») Злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции) –Порядок взаимодействия с контрагентами, критерии их отбора и заключения договоров («Ново Нордиск») –Порядок и условия реализации продукции (АК «Алроса») Инициатива компаний –Порядок ценообразования и реализации продукции («ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть») –Перечень оснований для предоставления скидок/приплат («Металлоинвест»)
6 Российская практика – аналоги ТП 6 Антимонопольная регламентация –Порядок взаимодействия торговых сетей с поставщиками (Закон о торговле) –Ценовые и неценовые условия взаимодействия с контрагентами (предписания по антимонопольным делам) –Рекомендованные Правила недискриминационного доступа (хлористый калий, апатитовый концентрат) Отраслевое регулирование –Правила недискриминационного доступа к мощностям естественных монополий –Ценовое регулирование
7 Зарубежный опыт 7 Корпоративная политика по соблюдению требований антимонопольного законодательства –Механизм управления антимонопольными рисками (risk-based): компания оценивает риски нарушения антимонопольного закона (всех типов) для данной конкретной компании и впоследствии принимает меры для снижения именно этих рисков; –Установление строгих запретов на определенные практики (DON'Ts) и ситуации повышенного риска (RED FLAGs); –Процедуры заключения и исполнения договоров с контрагентами либо не затрагиваются, либо описываются в самой общей форме; –Необходимы тонкие настройки стимулов к добровольной реализации корпоративных политик компаниями.
8 Эффекты регламентации 8 –Эффект «ползучего регулирования» (смена режима отношений «государство-компания» вне рамок прямого государственного регулирования); –Обеднение множества контрактных альтернатив (отсутствие прогресса/снижение договорной культуры); –Отсутствие единого понимания предмета регламентации (в т.ч. за счет конфликтности с целями регулирования отдельных компаний); –Рост издержек контроля торговых практик частных компаний с увеличением их количества; –Повышение прозрачности vs. риски вредной для конкуренции координации на рынке; –Издержки адаптации торговой политики: (1) в деятельность компании; (2) к изменяющимся условиям внешней среды.
9 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.