Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемКлара Доверова
1 Розмаинский И. В. (доцент кафедры экономической теории СПб филиала ГУ-ВШЭ) ГОСУДАРСТВО, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И ВЫБОР АКТИВОВ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
2 О трактовке неопределенности в посткейнсианской традиции (часть 1) Неопределенность как ситуация, отличная от риска. Риск - это ситуация, когда известны количество будущих исходов и вероятности каждого из них. Неопределенность - это ситуация, когда не известно ни то, ни другое. Вывод: при анализе неопределенности методы теории вероятности не годятся.
3 О трактовке неопределенности в посткейнсианской традиции (часть 2) История вопроса: Knight (1921), Keynes (1936, 1937), Shackle (1939, 1974), Davidson (1972), Dequech (2000). Неопределенность имеет место, когда «критически важная информация о вероятности наступления будущих событий является, по существу, недостаточной» (Ходжсон, 2000). Виды неопределенности: неясность и фундаментальная неопределенность. Понятие фундаментальной неопределенности : это ситуация, когда нужная для принятия решения информация еще не создана (Розмаинский, 2007).
4 «Сферы влияния» неопределенности Различные случаи выбора активов длительного пользования [durable assets]: - вложения в основной капитал; - вложения в человеческий капитал; - вложения в финансовые и прочие непроизводственные активы; - вложения в технологии. - вложения в институты.
5 Неопределенность и посткейнсианская теория цикла (часть 1) Ожидаемую доходность каждого актива можно охарактеризовать как сумму ожидаемых значений дохода, издержек содержания и премии за ликвидность (Minsky, 1975; Carvalho, 1992; Розмаинский, 1998, 2006). Активы с высокой премией за ликвидность, - деньги, облигации, старый фонд недвижимости - как правило, носят непроизводственный характер.
6 Неопределенность и посткейнсианская теория цикла (часть 2) Повышение общей степени неопределенности увеличивает спрос на непроизводственные активы длительного пользования и сокращает спрос на производственные активы. Результат – кризисные тенденции. Роль «суррогатных средств накопления» (Grahl, 1988) и «позиционных товаров» (Hamouda and Tarshis, 1988). Циклы внутренне присущи рыночному капитализму («денежной экономике») из-за колебаний общей степени неопределенности, и, следовательно, колебаний вложений частных инвесторов в производственные блага.
7 Общий взгляд на роль государства в посткейнсианской традиции «Посткейнсианцы рассматривают государство как институт, уменьшающий неопределенность» [uncertainty-reducing institution] (Pressman, 2001). Важнейшая задача государства – упорядочить хозяйственную жизнь в условиях неопределенности.
8 Институциональные функции государства с точки зрения посткейнсианства - принуждение к выполнению контрактов [enforcement]; - защита прав собственности; - обеспечение конкурентного доступа на рынки; - формирование эффективных, стабильных и хорошо работающих законов.
9 О понятии институциональной неадекватности государства Институциональная неадекватность государства ( Малкина, Розмаинский, 2001) – неспособность или нежелание государственных структур выполнять функцию защиты контрактов и прочие институциональные функции.
10 Институциональная неадекватность государства и неопределенность Институциональная неадекватность государства приводит к завышенному уровню неопределенности в экономической системе, что можно наблюдать в ряде постсоветских стран, например, в постсоветской России.
11 Макроэкономические функции государства с точки зрения посткейнсианства - антициклическая фискальная и денежная политика; - встроенные стабилизаторы; - политика доходов; - промышленная политика - укрепление финансовой системы (страхование депозитов и т. д.)
12 Последствия невыполнения государством своих макроэкономических функций Капиталистическая экономика оказывается обреченной на нестабильность. Циклические кризисы оказываются глубже, продолжительнее и, следовательно, болезненнее. Экономика несет как потери в виде непроизведенного ВВП (Roemer, 1999), так и социальные потери.
13 Некоторые эмпирические данные по США (часть 1) C 1900 по 1946 годы среднее снижение реального ВНП, наблюдавшееся в течение всех кварталов, характеризовавшихся отрицательным темпом роста, оказалось равным 6, 7%. При этом за данный период произошло 12 циклических спадов со средней продолжительностью 18, 1 месяца, причем такие спады происходили в среднем каждые 3, 9 лет.
14 Некоторые эмпирические данные по США (часть 2) С 1947 по 2007 годы в этой же стране среднее снижение реального ВНП за кварталы с отрицательным темпом роста составило всего лишь -1, 5%. При этом за данный период произошло 10 циклических спадов со средней продолжительностью 10, 4 месяца, причем такие спады происходили в среднем каждые 6, 1 лет (Tymoigne, 2008).
15 Государство и выбор активов длительного пользования: некоторые выводы (часть 1) Государство, которое является институционально адекватным и эффективно выполняет свои макроэкономические функции, снижает средний уровень неопределенности в системе и сглаживает ее колебания, а значит, колебания в частных инвестициях. В результате экономическая динамика стабилизируется.
16 Государство и выбор активов длительного пользования: некоторые выводы (часть 2) Государство, которое является институционально неадекватным и не выполняет должным образом свои макроэкономические функции, способствует завышенному уровню неопределенности в системе, ее нестабильности и «склонности к попаданию в кризисы».
17 Государство и выбор активов длительного пользования: некоторые выводы (часть 3) Основной аспект влияния государства на экономику – его воздействие на выбор активов длительного пользования. Институционально и макроэкономически адекватное государство сознательно препятствует сокращению частных вложений в основной капитал и прочие активы, способствующие экономическому развитию. При неадекватном государстве экономические агенты склонны выбирать различные виды непроизводственных активов длительного пользования. Это указывает на взаимосвязанность институциональных и макроэкономических функций государства.
18 Деятельность государства и оценка будущего времени Одним из критериев успешности выполнения государством своих функций служит то, как оценивают будущее время экономические агенты. То есть: - какова ставка дисконтирования? - является ли эта ставка возрастающей (речь идет о феномене «шот-термизма» [short-termism])? - существует ли инвестиционная близорукость? При завышенной неопределенности ставка дисконтирования высока, а главное – наблюдаются шот-термизм и/или инвестиционная близорукость. Это сокращает спрос на производственные активы.
19 P. S. О некоторых стереотипах в трактовке роли государства (часть 1) В 1960 – 1970-е годы усилиями Ф. А. фон Хайека (концепция спонтанного порядка и гипотеза рассеянного знания), Дж. Бьюкенена (теория общественного выбора, в рамках которой государственные чиновники преследуют свои личные цели) и Р. Э. Лукаса (критика Лукаса, согласно которой макрополитика изменяет макроэкономические взаимосвязи) в рамках «мейнстрима» приобрело популярность негативное отношение к «активному» государству.
20 P. S. О некоторых стереотипах в трактовке роли государства (часть 2) Применение посткейнсианской концепии неопределенности позволяет поставить под сомнение все упомянутые антиэтатистские теории. Концепция Хайека не учитывает роли рыночной власти и сознательного проектирования институтов (Полтерович, 2006). Концепция Бьюкенена не учитывает влияния неопределенности на целевые функции чиновников/политиков, а также влияния групповых интересов (Pressman, 2001). Концепция Лукаса не учитывает ограниченности счетных и познавательных способностей агентов при фундаментальной неопределенности (Розмаинский, 1996; Pressman, 2001).
21 P. S. О некоторых стереотипах в трактовке роли государства (часть 3) Капиталистическая экономика нуждается в государственных институтах, играющих роль «якоря» в «океане» фундаментальной неопределенности. К таким институтам можно отнести не только эффективно работающие законы, но и дискреционную макрополитику. «Преодоление в сфере принятия экономических решений дестабилизирующих тенденций, связанных с фундаментальной неопределенностью, вероятно, является основной проблемой, с которой сталкиваются лица, ответственные за проведение макроэкономической политики» (Rosser, 2001).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.