Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЕлизавета Поливанова
1 Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область
2 План анализа лирического произведения 1. Обратите внимание на дату написания стихотворения, вспомните события, которые происходили в жизни автора в это время. 2. Определите в каком жанре написано стихотворение: монолог, исповедь, послание, завещание, элегия, сонет, баллада и др. 3.Рассмотрите идейное содержание произведения: ведущая тема основная мысль эмоциональная окраска чувства внешние впечатления и внутренняя реакция на него средства и способы выражения авторского чувства
3 Структура стихотворения 1.Основные образы 2.Изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, олицетворения (привести примеры, определить их роль) 3.Речевые особенности с точки зрения интонационно – синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора, эпифора, (привести примеры, определить роль в тексте) 4.Стихотворный размер, рифма 5.Звукопись: аллитерация, ассонанс 6.Строфика: двустишие, трёхстишие, пятистишие, 7.катрен, октава, сонет 8.Синтаксическая структура стихотворения
4 Внимание! Излагая содержание каждой части, покажи чувства, мысли лирического героя, выдели ключевые слова. Расскажи, какое впечатление произвело на тебя это стихотворение, какие мысли и чувства оно вызвало.
5 Тема – объект художественного изображения, круг событий, явлений, предметов действительности, отображаемых в произведении и скреплённых авторским замыслом Часто тема заявлена в названии: «Буря», «Зимний вечер». Иногда название имеет символическое звучание («Парус»). В этих случаях тема шире заголовка. Если названия нет, выделите ключевые слова (слова, максимально насыщенные информацией)
6 Идея – главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Передаётся всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов. В идее отражается авторское восприятие: мысли, эмоциональный порыв. Чтобы определить идею задайте себе вопросы: зачем поэту понадобилось обратиться к этой теме, что он хочет сказать читателям, что нового открыли вы для себя?
7 Конфликт –противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами. Составляет ядро темы, раскрывается в сюжете и композиции. Если в лирическом произведении присутствует конфликт. То отдельные образы противопоставлены друг другу. Тема, идея, конфликт, сюжет существуют в его словесной ткани, в его образной системе, которая всегда индивидуальна. Поэтому одна и та же тема или идея могут находить совершенно непохожее художественное решение
8 Жанр - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе принадлежности произведения к тому или иному литературному роду. Элегия – лирический жанр, в котором выражается преимуществен но философские размышления, грустные раздумья, тоска Послание – лирическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу или группе лиц Сонет – стихотворение из 14 стихов, построенное по строгой строфической схеме: два четверостишия и два трёхстишия, чередование рифм абба - абба-ввг-дгд
9 Стихотворный размер – способ организации стиха. Определяется числом слогов, ударений, а также метром и числом стоп. Хорей – 1- 3 – Ямб Дактиль – Амфибрахий – 2 – 5 – Анапест – 3 – 6 –
10 Тропы – обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении Метафора – перенос наименования, основанный на сходстве вещей по форме, цвету, характеру Эпитет –образное определение Метонимия перенос названия, при котором само понятие заменяется другим Синекдоха – перенос, при котором, называя часть, имеют ввиду целое Товарищ, верь: взойдёт она, Звезда пленительного счастья… Янтарь на трубках Цареграда Форфор и бронза на столе И гордый сын славян, и финн… Мне грустно и легко; печаль моя светла, Печаль моя полна тобой
11 Стилистические фигуры - особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова Антитеза резкое противопоставлен ие предметов, явлений Градация – расположение близких по значению слов в порядке повышения их смысловой значимости Параллелизм – сопоставление двух явлений путём параллельного их изображения Инверсия – своеобразная расстановка слов, нарушающая порядок в предложении
12 Литература Справочные материалы: Книга для учащихся/С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев и др. – М.: Просвещение, 1998 Скоркина Н.М. Анализ лирического произведения в старших класса. – Волгоград: Издательство «Учитель - АСТ», 2002
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.