Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВиктор Согрин
1 Тема 2. Эволюция науки управления
2 «Теории помогают объяснить ПРОШЛОЕ, которое в свою очередь помогает понять НАСТОЯЩЕЕ и предсказать БУДУЩЕЕ, что позволяет повлиять на него и навести в нем относительный порядок» Чарльз Хэнди
3 Исторические тенденции в развитии менеджмента 1.Практика будит мысль 2.Мысль рождает науку 3.Развитие науки требует изучения истории 4.Знание прошлого воплощается в проекты будущего
4 Исторический ракурс Великие эры практицизма I.6000 г. до н.э. – 3000 г. до н.э. II.XVIII век – наст. вр.
5 1)3000 г. до. н.э. – контроль и учет шумерских жрецов 2)4000 г. до. н.э. – планирование объектов и мобилизация человеческих ресурсов в Древнем Египте 3)2000 г. до. н.э. – кодекс Хаммурапи (законы о личной собственности, недвижимости, торговле и бизнесе, семье и труде); правление Навуходоносора 4)Древние евреи: Иосиф – управление зернохранилищами Моисей – исход (обосновал принцип делегирования)
6 400 г. до. н.э г. до. н.э. – греки и римляне (развитие торговли, военно- промышленного комплекса, науки) 500 г. до. н.э г. н.э. – феодализм (разработка некоторых методов администрирования, контроля и бухгалтерского учета) гг. – мелкособственнический капитализм (предпринимательство, появление практики вложения капитала) – промышленный капитализм (специализация, рационализация, делегирование задач) А. Смит «Богатство народов»
7 Школа научного управления Фредерик У. Тейлор, Френк и Лилиан Гилберт, Генри Гант, Гарингтон Эмерсон, Генри Форд
8 Основные теоретические концепции Ф.У. Тейлора изложены в его работах: «Сдельная система» (1895) «Управление фабрикой» (1903) «Принципы научного управления» (1911) «Показания перед специальной комиссией сената» (1912)
9 Школа научного управления Цель: создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации Метод исследования: расчленение процесса физического труда и его организации на составные части и последующий анализ этих частей
10 Основные положения концепции Ф. Тейлора замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы; разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т.п. Измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»; специализация функций как в производстве, так и в управлении. Каждый рабочий и каждый управленческий работник должен знать, за какую функцию он несет ответственность;
11 Основные положения концепции Ф. Тейлора (продолжение) подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу; планирование и подготовка работы; разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения; Оплата по результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм. Личная заинтересованность является движущим стимулом для большинства людей;
12 Основные положения концепции Ф. Тейлора (продолжение) Отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие - функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими; Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.
13 Две основные задачи менеджмента по Тейлору Обеспечение наибольшего процветания предпринимателя (получение высоких дивидендов на вложенный капитал, дальнейшее развитие бизнеса) Повышение благосостояния каждого работника (высокая заработная плата, развитие в каждом работнике того потенциала, который заложен в нем природой)
14 Классическая (административная) школа управления Анри Файоль Линдалл Урвик, Лютер Гьюлик Джеймс Д. Муни, А.К. Рейли Макс Вебер Альфред П. Слоун Цель: создание универсальных принципов управления
15 Управление включает шесть основных групп операций: техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка); коммерческую (закупка, продажа, обмен); финансовую (привлечение капитала и эффективное управление им);
16 охранную (охрана собственности и физических лиц); учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика); административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
17 Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием
18 14 принципов управления Анри Файоля 1.Разделение труда 2.Полномочия и ответственность 3.Дисциплина 4.Единоначалие 5.Единство направления (дирекции) 6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим 7.Вознаграждение персонала
19 14 принципов управления Анри Файоля (продолжение) 8.Централизация 9.Скалярная цепь (иерархия) 10.Порядок 11.Справедливость 12.Стабильность рабочего места для персонала 13.Инициатива 14.Корпоративный дух
20 Школа человеческих отношений Поведенческие науки (Бихевиоризм) Мэри Паркер Фоллет ( ) Элтон Мэйо ( ) Честер Барнард ( ) Абрахам Маслоу ( ) Фредерик Герцберг Девид Макклелланд Клейтон Альдерфер и др.
21 Школа человеческих отношений Идея: решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Предметом специального исследования школы становятся чувства рабочего, его поведение, настроение, убеждения и т.д.
22 Основные научные открытия ШЧО все проблемы производства и управления должны рассматриваться через призму «человеческих отношений», с учетом «социального» и «психологического» факторов Важность взаимоотношений между рабочими и руководителями; признание роли руководителя в формировании морального климата в трудовом коллективе
23 Основные научные открытия ШЧО Повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата («хоторнский эффект»). В практической деятельности нужно учитывать то обстоятельство, что условия во время проведения эксперимента и в действительной жизни практически не совпадают
24 "Количественная школа" или "наука управления" гг. XX века Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Форестер, Р. Люс, Л. Клейн В.К. Дмитриев, Г.А. Фельдман Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, В.С. Немчинов
25 Два основных направления: 1.Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного и процессного подходов 2.Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ
26 70-80 гг. XX века: Ситуационный подход к управлению, стратегическое планирование 80-е годы XX века: Появление концепции «Организационная культура» 90-е годы XX века–настоящее время: Всеобщее(тотальное) управление качеством (TQM) Демократизация управления (участие работников в прибылях, в собственности, в управлении) Глобализация – усиление международного характера управления
27 Научные подходы к управлению
28 Процессный подход к управлению Управление – это процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых – тоже процесс. Эти действия называют управленческими функциями
29 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ планированиеорганизация мотивацияконтроль Связующие процессы: коммуникация принятие решений
30 Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
31 Системный подход к управлению Обработка и преобразование входов (зависит от эффективности управления) Информация Материалы Капитал Трудовые ресурсы ВХОДЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВЫХОДЫ Продукция / услуги Прибыль Социальная ответственность Доля рынка Удовлетворенность работников Обратная связь
32 Ситуация - это конкретный набор внутренних и внешних факторов, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время
33 Методология ситуационного подхода 1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления 2.Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия применения данной методики 3.Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию 4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями
34 Литература 65.05/С 302 Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие. М., 1999 (2000) 65.9(2)/Д 84 Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. Пособие. М., 2000 (2002, 2003)
35 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.