Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГлеб Гудзий
1 Обучение культуре общения и речевому этикету на уроках русского языка в малокомплектной школе. Методическая разработка учителя русского языка и литературы МОУ ООШ 27 х. Кадухина Щербановой Е. М г.
2 Русский язык, наше национальное достояние, является средством сохранения, выражения и формирования культуры, ее неотъемлемой частью. Компонентом народной культуры является культура русского общения, которая характеризуется русской приветливостью, вежливостью, тактичностью, гостеприимством, дружелюбием. Компонентом народной культуры является культура русского общения, которая характеризуется русской приветливостью, вежливостью, тактичностью, гостеприимством, дружелюбием.
3 Но, к сожалению, в течение последних десятилетий наша языковая культура претерпела большие изменения: Но, к сожалению, в течение последних десятилетий наша языковая культура претерпела большие изменения: Произошло Произошло снижение речевой культуры общения снижение речевой культуры общения из-за из-за - незнания правил речевого этикета; - незнания правил речевого этикета; - низкого словарного запаса; - низкого словарного запаса; - неоправданного засорения русского языка жаргонизмами, техническими терминами, иностранными словами; - неоправданного засорения русского языка жаргонизмами, техническими терминами, иностранными словами; - отсутствием языкового образца в средствах массовой информации и др. пр. - отсутствием языкового образца в средствах массовой информации и др. пр.
4 Многие годы усилия лингвистов направлены на изучение особенностей коммуникации, в частности, национально – культурной специфики поведения и формул речевого этикета. Об этикете написано немало научных работ и учебных пособий. Изучением этой проблемы занимались ученые - лингвисты В. Г. Костомаров, Н. И. Формановская, В. Е. Гольдин, Т.А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, А. К. Михальская и др. Об этикете написано немало научных работ и учебных пособий. Изучением этой проблемы занимались ученые - лингвисты В. Г. Костомаров, Н. И. Формановская, В. Е. Гольдин, Т.А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, А. К. Михальская и др.
5 Овладение культурой общения и речевым этикетом как её центром – одна из важнейших потребностей человека в современном мире. Соблюдение или несоблюдение правил этикета многое говорит о людях, о их воспитанности, уважении к окружающим и, наконец, об их общей культуре. Соблюдение или несоблюдение правил этикета многое говорит о людях, о их воспитанности, уважении к окружающим и, наконец, об их общей культуре.
6 Проблема в работе словесников МОУ ООШ 27: низкая речевая культура общения среди учащихся. Причины: Причины: Низкая языковая культура внешней среды, возникшая в течение последних 15 лет. Низкая языковая культура внешней среды, возникшая в течение последних 15 лет. Почему? Почему? Резкое сокращение рабочих мест: Резкое сокращение рабочих мест: - отданы в пользование фермерам земли бывшей полеводческой бригады 4 колхоза «Россия», трудящимися которой являлись жители х. Кадухина; - отданы в пользование фермерам земли бывшей полеводческой бригады 4 колхоза «Россия», трудящимися которой являлись жители х. Кадухина;
7 - закрыт детский сад; - закрыта молочно – товарная ферма; - закрыт Дом культуры; - закрыт фельдшерский пункт; - закрыта библиотека; - закрыта полеводческая бригада 2; - из государственных учреждений остались школа и почта; - из 20 сотрудников школы осталось 11; - на почте – 1 рабочее место; - Сильное влияние диалектной среды.
8 Последствия: Население хутора резко «состарилось» Население хутора резко «состарилось» Снизилась рождаемость Снизилась рождаемость Из 350 жителей хутора более Из 350 жителей хутора более половины – пенсионеры. половины – пенсионеры. Молодежь, заканчивая школу, уезжает учиться в город и больше не возвращается, так как нет рабочих мест. Молодежь, заканчивая школу, уезжает учиться в город и больше не возвращается, так как нет рабочих мест. Остаются те, кто не в состоянии куда –либо поступить из-за слабых знаний. Остаются те, кто не в состоянии куда –либо поступить из-за слабых знаний. Кроме школы нет мест для проведения культурного досуга детей. Кроме школы нет мест для проведения культурного досуга детей. Нет дошкольного педагогического образования ( из 34 детей дошкольного возраста МДОУ 50 ст. Некрасовской посещают пятеро) Нет дошкольного педагогического образования ( из 34 детей дошкольного возраста МДОУ 50 ст. Некрасовской посещают пятеро)
9 Цель учителя русского языка и литературы МОУ ООШ 27: Повысить культуру речевого общения школьников; научить устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, и дружеский контакт; воспитывать вежливость, толерантность, тактичность, коммуникабельность. Повысить культуру речевого общения школьников; научить устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, и дружеский контакт; воспитывать вежливость, толерантность, тактичность, коммуникабельность.
10 Задачи: Изучить уровень навыков речевой культуры среди учащихся школы и жителей хутора Кадухина; Изучить уровень навыков речевой культуры среди учащихся школы и жителей хутора Кадухина; Проанализировать возможности программы по русскому языку для работы по речевому этикету и культуре общения; Проанализировать возможности программы по русскому языку для работы по речевому этикету и культуре общения; Спланировать работу по изучению этой проблемы. Спланировать работу по изучению этой проблемы.
11 Методы работы: Изучение материалов по речевому этикету и культуре общения ведущих языковедов. Изучение материалов по речевому этикету и культуре общения ведущих языковедов. Исследования учащихся по употреблению населением хутора и школьниками этикетных слов. Исследования учащихся по употреблению населением хутора и школьниками этикетных слов. Анализ результатов. Анализ результатов. Составление плана работы по повышению культуры общения среди учащихся школы. Составление плана работы по повышению культуры общения среди учащихся школы. Разработка системы уроков по воспитанию речевой культуры. Разработка системы уроков по воспитанию речевой культуры.
12 Результаты исследований по употреблению этикетных слов, полученные учащимися 5-7 классов МОУ ООШ 27 в январе 2008 года. Группа 1. Исследовала употребление слов приветствия в общественных местах хутора Кадухина: в магазине, на почте, в школе. Группа 1. Исследовала употребление слов приветствия в общественных местах хутора Кадухина: в магазине, на почте, в школе. За 5 дней наблюдения в магазине слово «Здравствуйте» было произнесено 19 раз, слова «Добрый день» - 1 раз (учителем), хотя посетило магазин более 150 человек. За 5 дней наблюдения в магазине слово «Здравствуйте» было произнесено 19 раз, слова «Добрый день» - 1 раз (учителем), хотя посетило магазин более 150 человек. Произносящих приветствие с улыбкой, доброжелательно было ещё меньше. Лица людей чаще всего хмурые. Произносящих приветствие с улыбкой, доброжелательно было ещё меньше. Лица людей чаще всего хмурые.
13 На почте слово «Здравствуйте» было произнесено 34 раза, слова «Доброе утро» - 2 раза (учителем и пенсионером Левиным Е. Н.), «Добрый день» - 1 раз (учителем), «Доброго здоровьица» - 1 раз ( пенсионером, бывшим врачом Дашевским Ю.Г.). Посетило почту около 50 человек. На почте слово «Здравствуйте» было произнесено 34 раза, слова «Доброе утро» - 2 раза (учителем и пенсионером Левиным Е. Н.), «Добрый день» - 1 раз (учителем), «Доброго здоровьица» - 1 раз ( пенсионером, бывшим врачом Дашевским Ю.Г.). Посетило почту около 50 человек. В школе слово «Привет» было услышано в общении между школьниками 97 раз. В школе слово «Привет» было услышано в общении между школьниками 97 раз. Слова «Доброе утро» - 25 раз в общении между учителями. Слова «Доброе утро» - 25 раз в общении между учителями. Слово «Здравствуйте» - 15 раз в обращении техслужащей к учителям; Слово «Здравствуйте» - 15 раз в обращении техслужащей к учителям; 93 раза в приветствии учителей при начале урока. 93 раза в приветствии учителей при начале урока.
14 Группа 2. Исследовала употребление слов благодарности в маршрутном автобусе, в магазине, на почте, в школе. Маршрутный автобус - слово «Спасибо» - 12 раз ( при обращении к водителю по окончанию поездки и при передаче денег водителю по отношению к передающему). Маршрутный автобус - слово «Спасибо» - 12 раз ( при обращении к водителю по окончанию поездки и при передаче денег водителю по отношению к передающему). В автобусе ежедневно ездит от 5 до 15 человек. В автобусе ежедневно ездит от 5 до 15 человек. Магазин - слово «Спасибо» - 5 раз (произнесено учителями). Магазин - слово «Спасибо» - 5 раз (произнесено учителями). Население расплачивается, получает сдачу и купленный товар, не благодаря продавца. Население расплачивается, получает сдачу и купленный товар, не благодаря продавца. На почте - «Спасибо» - 29 раз, в основном, за выданную пенсию. За выполненные платежи практически не благодарят. На почте - «Спасибо» - 29 раз, в основном, за выданную пенсию. За выполненные платежи практически не благодарят. В школе - «Спасибо» в столовой произнесено 105 раз и 3-4 раза употребляется в течение каждого урока. В школе - «Спасибо» в столовой произнесено 105 раз и 3-4 раза употребляется в течение каждого урока.
15 Группа 3 исследовала употребление этикетных слов «Пожалуйста», «Извините», «Прошу Вас», «Будьте добры», «Будь другом» в общении между сверстниками в школе и вне школы; в общении взрослых жителей хутора друг с другом. Слова «Извините, пожалуйста» были употреблены 7 раз в ситуации извинения за опоздание на урок. Между собой эти слова дети не употребляют. Слова «Извините, пожалуйста» были употреблены 7 раз в ситуации извинения за опоздание на урок. Между собой эти слова дети не употребляют. Слова «Прошу Вас», «Будьте добры» школьники тоже не употребляют. Слова «Прошу Вас», «Будьте добры» школьники тоже не употребляют. В общении взрослых слово «Пожалуйста» дети услышали 15 раз. В общении взрослых слово «Пожалуйста» дети услышали 15 раз. Слова «Будь другом» - 2 раза (при обращении с просьбой). Слова «Будь другом» - 2 раза (при обращении с просьбой).
16 Выводы: культура общения среди жителей хутора Кадухина низка. Они мало приветствуют друг друга и, зачастую, приветствием выполняют простую формальность, делают это без радости, без души. Островком вежливости, доброжелательности является школа. Поэтому именно на школу ложится сложная задача научить общаться друг с другом, с людьми иной социальной среды, быть вежливыми, доброжелательными. Они мало приветствуют друг друга и, зачастую, приветствием выполняют простую формальность, делают это без радости, без души. Островком вежливости, доброжелательности является школа. Поэтому именно на школу ложится сложная задача научить общаться друг с другом, с людьми иной социальной среды, быть вежливыми, доброжелательными.
17 План работы по повышению культуры общения среди учащихся школы. Разработка системы уроков по воспитанию и обучению культуре общения и речевому этикету. Разработка системы уроков по воспитанию и обучению культуре общения и речевому этикету. Включение элементов речевого этикета в текущие уроки по русскому языку. Включение элементов речевого этикета в текущие уроки по русскому языку. Включение элементов речевого этикета в текущие уроки по литературе. Включение элементов речевого этикета в текущие уроки по литературе. Включение мероприятий по развитию культуры общения во внеклассную работу. Включение мероприятий по развитию культуры общения во внеклассную работу.
18 Система уроков по воспитанию культуры общения. 1. Вводный урок в 5 классе « Язык – важнейшее средство общения». 1. Вводный урок в 5 классе « Язык – важнейшее средство общения». Цель: добиться понимания того, язык является самым важным средством общения людей. Цель: добиться понимания того, язык является самым важным средством общения людей. 2. Урок по развитию связной речи в 5 классе: «Памятные дни летних каникул». 2. Урок по развитию связной речи в 5 классе: «Памятные дни летних каникул». Цель: научить использовать языковой опыт, приобретенный летом; воспитывать любовь к родному языку. Цель: научить использовать языковой опыт, приобретенный летом; воспитывать любовь к родному языку.
19 3. Урок по культуре речевого общения в 5-6 классе: «У меня зазвонил телефон». Цель: познакомить с правилами общения по телефону, с формулами речевого этикета, используемыми в данной ситуации, учить соблюдать их.
20 4. Урок по культуре общения в 6 классе «Речевой этикет при изучении притяжательных местоимений». Цель: продолжить изучение речевого этикета; вспомнить правила вежливого обращения при употреблении личных местоимений; научиться правильно употреблять ты- или Вы – обращение и притяжательные местоимения «Твой», «Ваш». 5. Урок по культуре речевого общения в 5- 6 классе «Приветствуем друг друга, улыбаясь». Цель: научить учащихся использовать в своей речи слова приветствия; воспитывать культуру речевого этикета при приветствии людей разного возраста и разных социальных групп. Цель: научить учащихся использовать в своей речи слова приветствия; воспитывать культуру речевого этикета при приветствии людей разного возраста и разных социальных групп.
21 6. Урок по культуре речевого общения в 7-8 классе «Учимся благодарить». Цель: научить употреблять этикетные слова в ситуации благодарности; развивать речевую культуру учащихся.
22 7. Урок по культуре речевого общения в 8 классе при изучении темы «Обращение». Цель: научить учащихся видеть в тексте обращения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; развивать умение самим составлять предложения с разными видами обращений; воспитывать культуру общения при обращении к людям разных социальных групп. Цель: научить учащихся видеть в тексте обращения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; развивать умение самим составлять предложения с разными видами обращений; воспитывать культуру общения при обращении к людям разных социальных групп.
23 8. Интегрированный урок по культуре речевого общения в 5-9 классах «Добрым быть совсем не просто!» (Русский язык, литература, музыка). Цель: воспитывать в детях чуткость, отзывчивость, доброту, милосердие в общении с другими людьми.
24 Выводы: проблема обучения речевому этикету и культуре поведения будет актуальна всегда. Вся работа учителя – словесника должна быть направлена на то, чтобы ежедневно, ежечасно всеми средствами воспитывать у учащихся культуру речевого поведения, общую культуру общения. Использованная литература: Использованная литература: Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!»:Речевой этикет в нашем общении. – М., Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!»:Речевой этикет в нашем общении. – М., Ладыженская Т. А. Живое слово. – М.: Просвещение, Ладыженская Т. А. Живое слово. – М.: Просвещение, Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, Акишина А. А. Приветствуем друг друга, улыбаясь. О русском речевом этикете. – Киев: «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 10. Акишина А. А. Приветствуем друг друга, улыбаясь. О русском речевом этикете. – Киев: «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 10. Ладыженская Н. В. «Сценарии компьютерных задач по речевому этикету». РЯШ. - 3,4,5,6.М.,1992. Ладыженская Н. В. «Сценарии компьютерных задач по речевому этикету». РЯШ. - 3,4,5,6.М., М., М., Коренева А. В. Система уроков по культуре речевого общения.- М.: РЯШ. - 1,2,3. М., Коренева А. В. Система уроков по культуре речевого общения.- М.: РЯШ. - 1,2,3. М., 1991.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.