Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЯн Щербаков
1 Подготовил ученик 8 класса К Королёв Максим
2 Наставление первое в грамматике Ломоносова посвящено раскрытию общих вопросов языкознания и озаглавлено О человеческом слове вообще.
3 Заканчивая первую часть своей работы, автор пишет: «Общая Грамматика есть философское понятие всего человеческого слова; а особливая, какова Российская, Грамматика есть знание, как говорить и писать чисто российским языком по лучшему, разсудительному его употреблению».
4 Таким образом, М.В.Ломоносов намечает существование философии слова, основные правила которой изложены в грамматике. Грамматика, по мысли Ломоносова, является основой для последующих употреблений языка в слове и речи.
5 Ломоносов так говорил о языке: «Кто отчасу далее в нем углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле…»
6 Исследователи пишут, что Согласно Ломоносову, язык человеку дарован Творцом. Язык «первейшее» проявление человека как существа разумного.
7 «По благороднейшем даровании, которым человек прочих животных превосходит, то тесть правитель наших действий разум, первейшее есть слово, данное ему для сообщения с другими своих мыслей. » Основные функции языка коммуникативная (средство общения) и когнитивная (познавательная)
8 Ломоносов пишет о языке: « Польза его толь велика, коль далече ныне простираются происшедшия от него в обществе человеческом знания; которыя весьма бы тесно ограничены были, есть ли бы каждый человек воображения себе способом чувств понятия только в собственном своем уме содержал сокровенны».
9 В посвящении «Российской грамматики» наследнику Павлу Петровичу Ломоносов заявил о неисчислимых богатствах и возможностях русского языка. Ломоносов писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Фраза «говорить пристойно», конечно, относится более к речи, чем к языку, поскольку касается конкретности употребления языка, а это и есть речь.
10 Далее Ломоносов говорит об использовании языка в речи. Меня долговременное в российском слове упражнение о том совершенно уверяет. Сильное красноречие Цицероново, великолепия Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. «Упражнения в слове» -это работа над созданием текста, упражнения в речи, работа над языком.
11 Понятие слова имеет в ломоносовском труде как значение единицы языка, так и способности выражать мысли в устной форме, а также вся совокупность словесных произведений, которая получается в результате творческой деятельности человека.
12 М.В.Ломоносов пишет: «Но как велика творческая премудрость: одарил нас словом, одарил слухом!». А в главе 4 «Наставления первого» он писал: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. И так понимает он на свете и сообщает другому идеи вещей и их деяний».
13 «Российская грамматика» это не холодный труд кабинетного ученого. В ней бьется пульс Человека-творца, человеческого разума как отражения разума Божественного. Божественный разум, разум человеческий, красота творения и «красота», «чистота» и великолепие русского языка как части этого творения вот опорные точки труда, именуемого «Российской грамматикой».
14 «Творец! Покрытому мне тьмою // Простри премудрости лучи // И что угодно пред Тобою // Всегда творити научи » («Утреннее размышление о Божием величестве»; 1743 г.).
15 М.Ломоносов говорил: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже».
16 Познать красоту русского языка, уметь использовать его безграничные возможности, разумом проникая в его устроение, задача россиянина.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.