Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимур Пестерев
2 Восемнадцатое ноября. Классная работа. Роль глаголов в речи Люблю я всё, что плещется, струится, Рождается, меняется, растёт, И старится, и смерти не боится… Не выношу безжизненных красот! В. Тушнова Цель урока - познакомиться с особенностями и приёмами использования глаголов в речи, ввести в речевую практику глаголы разных лексических групп.
3 Подбираем глаголы с различными лексическими значениями Связанные с трудовой деятельностью: делать, …, _______________________________________________________ Связанные с умственной и речевой деятельностью: говорить,... _______________________________________________________ Называющие различные состояния человека: грустить, … ___________________________________________________ Называющие состояние природы: вечереет, … __________________________________________________
4 Составляем синонимические ряды с глаголами и знакомимся с приёмами использования синонимов Приём противопоставления синонимов: «…Ведь они не ходят, а шествуют по сцене, не сидят, а восседают, не лежат, а возлежат, не стоят, а позируют». (К.Станиславский.) ________________________ Приём «нанизывания» синонимов: «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». (По Л. Кассилю.) Прием нагнетания синонимов, или градация
5 Заменяем фразеологизмы глаголами Бросаться в глаза – ________________ Свалиться с ног – _________________ Набраться сил – __________________ Брать за душу – __________________ Заменяем глаголы фразеологизмами Удивляться –_____________________ Показаться – _____________________ Говорить красиво – ________________ Проявляться в полную силу -________
6 Небольшая переменка Образуйте глаголы из букв, входящих в глагол ______________________________ сосредоточиться.
7 Проводим наблюдение над глаголами в поэтической речи Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Изрыдалась осен..яя ночь ледян..ыми слезами. (А.Фет.) На родину тян..тся туча чтоб только поплакать над ней. (А.Фет.) Индеве..т берег солью и сланцем и алеют улы..ки. (М.Волошин.) Я открыл глаза: утро зачиналось… Всё зашев..лилось пр..снулось запело зашумело заг..ворило. (И.Тургенев.) ______________________________________
8 Выбираем самое точное слово Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко (шепчут, лепечут, шушукаются, гудят) над вами; длинные, висячие ветки берёз едва (колышутся, шевелятся, двигаются); могучий дуб (стоит, возвышается, растёт), как боец, подле красивой липы. Сравниваем! Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И. Тургенев.)
9 Собираем материал к сочинению-миниатюре Запишите глаголы, которые сочетаются с данными существительными. Составьте предложения, используя приёмы, с которыми познакомились на уроке. Тучи ______________________ небо _______________________ дождь _____________________ ветер ______________________ листья _____________________ солнце ______________________ туман ______________________
10 Вернисаж
11 Записываем домашнее задание Написать сочинение – миниатюру «Дни поздней осени бранят обыкновенно…», используя записанные вами глаголы. (Задание 298) Устное сообщение на тему «Роль глаголов в речи» (Теория § 72)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.