Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемФилипп Лесин
1 Марина Цветаева. Марина Цветаева. Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте (на примере стихотворения М.Цветаевой «Психея»). Работу выполнила ученица 10 класса МБОУ «Школа 8» Гизутдинова Диляра
2 Понятие художественного текста является широким, в данной исследовательской работе предметом анализа является поэтический текст. Лингвистический анализ поэтического текста абсолютно необходим,потому что язык любого произведения является многоплановым и разнослойным, в силу чего содержит в своем составе такие речевые инкрустации, без знания которых либо непонятно, о чем говорится, либо складывается искаженная картина образного характера слов и выражений, художественной ценности и новизны используемых языковых фактов, их отношений к современной литературной норме и т.д.
3 Рассматривая фонетический уровень, отметим, что он не является главным в художественном тексте, однако нередко именно он помогает выражению содержания. Его роль может быть более или менее значительной в зависимости от многих особенностей текста. В стихотворном тексте данный уровень гораздо важнее, чем в прозаическом. Поэты некоторых художественных направлений - например, символисты - придавали особенное значение звуковому облику своих произведений, иногда даже в ущерб содержанию. Любой истинно художественный текст обычно организован фонетически в соответствии с законами языка: он не содержит неблагозвучных сочетаний, ритмически и интонационно соответствует содержанию.
4 М.И.Цветаева «Психея». Перед нами рассказ, который содержит в себе повествовательный элемент, сюжет. В нем можно выделить два плана повествования: Поэт – Психея. Они создают разные семантические полюса, вокруг которых группируются разные единицы стиховой структуры. Композиция стиха подчинена авторскому заданию – выделить смысловые центры, противопоставить их друг другу, контрастнее и рельефнее обозначить оппозиционную пару.
5 В «Психее» явно драматическая ситуация создается поэтическими средствами. Дело в том, что помимо оппозиционной пары, здесь есть еще одно лицо – автор, который ведет рассказ. Его отношение к происходящему прямо нигде не высказывается, тем не менее, можно ясно почувствовать, что позиция Цветаевой не имеет ничего общего с позицией бесстрастного наблюдателя. Чтобы яснее понять позицию автора, надо знать, что Пушкин значил для Цветаевой.
7 В красной комнате был тайный шкаф. Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери - "Дуэль". Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням - а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый - Пушкин, отходящий - Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистых деревец, убил. Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили. Потом я узнала, что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и - вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, - об этом _животе_ поэта, который так часто не-сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась _сестра_. Больше скажу - в слове _живот_ для меня что-то священное,- даже простое "болит живот" меня заливает волной содрогающегося сочувствия, исключающего всякий юмор. Нас этим выстрелом всех в живот ранили. О Гончаровой не упоминалось вовсе, и я о ней узнала только взрослой. Жизнь спустя горячо приветствую такое умолчание матери. Мещанская трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было. Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт и чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила - поэта. А Гончарова, как и Николай I-ый - всегда найдется.
8 Психе́я или Психе (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») в древнегреческой мифологии [1] олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. В мифах то её преследовал Эрот (Амур), то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь [2]др.-греч. [1]Эрот [2]
9 «Психея» - драма с двумя действующими лицами. Автор постоянно подчеркивает разницу между поэтом и Психеей, подчиняя принципу такого противопоставления все уровни стиха, а фонетический особенно.
10 Пунш и полночь. Пунш - и Пушкин, Пунш - и пенковая трубка Пышущая. Пунш - и лепет Бальных башмачков по хриплым Половицам.
11 Каждый пальчик Ручек, павших вам на плечи, Каждый перл на шейке плавной По сто раз перецелован. И на цыпочках - как пери! - Пируэтом - привиденьем - Выпорхнула.
12 Для того чтобы яснее нарисовать образ Психее, Цветаева применяет изощренную инструментовку стиха, которая порой переходит в звуковую экзальтацию. Бесконечные повторы, переливы и столкновение гласных А-Э создают эффект фонологического экстаза – восторга, изумления, восхищения. Этот прием сознательно оправданный, так как он становится фонетическим эквивалентом лишь одного образа чарующей, но вместе с тем недоступной Психеи.
13 « Что за память! Позабыла опахало! Опоздаю…К первой паре Полонеза..."
14 Взор потуплен. (Может быть, прощенья просит За грядущие проказы этой ночи?) Каждый пальчик Ручек, павших вам на плечи, Каждый перл на шейке плавной По сто раз перецелован. И на цыпочках - как пери! - Пируэтом - привиденьем - Выпорхнула.
15 Ниспаденье на персидский Палевый халат - и платья Бального пустая пена В пыльном зеркале...
16 Фонемы в «Психеи» создают не только драматическое. Но и драматизированное (сценическое) зримое действие.
17 Сергей Эфрон и Марина Цветаева незадолго до свадьбы год.
18 Фотоальбом Марины Цветаевой.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.