Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемТимур Лашманов
1 Сухомлинский Василий Александрович 1918 – 1970 г. г. С 1948 года директор Павлышской средней школы. Кандидат педагогических наук (1955). Заслуженный учитель школы Украинской ССР(1958). Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968). Герой Социалистического Труда (1968). Кавалер Ордена Красной Звезды. Автор около 30 книг и более 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи.
2 Составные части воспитательно - образовательного процесса ПЕДАГОГ « Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни ; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать ». КОЛЛЕКТИВ « Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди ». ВОСПИТАННИК Это активный самодеятельный индивид, который живёт полнокровной и интересной жизнью.
3 Взгляды на воспитание Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. « Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее : процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний ». Конечная цель коммунистического воспитания - личность, активная деятельность которой находится в полном соответствии с коммунистическими взглядами и убеждениями.
4 Умственное воспитание Важнейшим средством умственного воспитания Сухомлинский считал обучение. Успех умственного воспитания в процессе обучения, как отмечает Сухомлинский, определяется такими факторами, как : богатство всей духовной жизни школы ; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура ; содержание учебных программ, характер методов обучения ; организация умственного труда учащихся на уроке и дома. Каждый учитель должен быть умелым, вдумчивым воспитателем ума учащихся. Умственное воспитание в процессе обучения осуществляется лишь тогда, когда накопление знаний, расширение объема знаний учитель рассматривает не как конечную цель процесса обучения, а только как одно из средств развития познавательных и творческих сил и гибкой, пытливой мысли.
5 Трудолюбие - элемент духовной, интеллектуальной жизни. Трудовое воспитание - это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать. Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка.
6 Эстетическое воспитание Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств самое трудное в работе педагога. Слово и книга главные средства эстетического воспитания в школе. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Воспитание прекрасным должно основываться на положительных эмоциях. Уже в детстве и особенно в отрочестве человек должен научиться самостоятельно осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь.
7 Что может детский коллектив ? Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки. Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей.
8 Наказание В Павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего коллектива. Хотя и в этом тонком подходе была определенная эволюция взглядов Сухомлинского. Вначале он признавал целесообразность наказаний, считал, что в определенных случаях они могут быть эффективным методом воздействия. Но в последние годы своей деятельности Сухомлинский решительно отстаивал тезис : воспитание учащихся несовместимо с наказанием. Он имел в виду грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой - либо работы, записывание жалоб в дневник.
9 Педагогика – наука для всех «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний. Для этого у нас существует родительская школа, куда родители записываются за два года до поступления их ребенка в школу, посещая затем занятия до окончания им средней школы. Курс психологии и педагогики в родительской школе рассчитан на 250 часов. Программа охватывает все разделы институтского курса, но особенное внимание мы уделяем возрастной психологии, психологии личности, теории физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Мы стремимся к тому, чтобы теоретические знания, получаемые в родительской школе, каждый отец, каждая мать соотносили с духовной жизнью своего ребенка. Это требует от нас, учителей, большого такта и чуткости».
10 Результат воспитания - самовоспитание «Я не один год думал: в чем же выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.