Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемАнтонина Аушева
1 9 класс Тема: Свойства щелочных металлов Цель: Формирование правильного представления учащихся об отношении щелочных металлов к растворам различных солей. Выявить роль воды, находящейся в растворах. Методы: Создание проблемной ситуации путем использования опытов. Проблемный эксперимент при изучении свойств щелочных металлов. Оборудование: CuSO 4 ; CaCl 2 ; MgCl 2 ; AlCl 3 ; FeCl 3 ; Li. Набор демонстрационных пробирок, спички. (проблемный эксперимент)
2 Содержание урока Основываясь на электрохимическом ряду напряжений, учащиеся знают: каждый предыдущий Me вытесняет последующий из растворов солей. Fe + CuCl 2 = FeCl 2 + Cu Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu 1. Повторение. Как взаимодействуют Me с растворами солей? голубой раствор (CuCl 2 ) Fe Cu зеленый раствор (FeCl 2 )
3 Содержание урока 2. Проблемная ситуация. Каким образом будет происходить реакция между Li и CuSO 4 ? 2Li + CuSO 4 = Cu + Li 2 SO 4 Ученик у доски: Li H2H2 голубой раствор (CuSO 4 ) голубой осадок (Cu(OH) 2 ) черный осадок (CuO) Выполнение опыта: Li + CuSO4 Собираем и поджигаем газ, а по характеру хлопка учащиеся убеждаются в том, что один из продуктов данной реакции – H 2. В верхней части пробирки образуется интенсивный черный осадок.
4 Запись на доске: Содержание урока черного Li + CuSO 4 H 2 + цвета осадок Возникло противоречие с известным сложившимся представлением. Учащиеся объясняют опыт: Какое именно вещество выпало в осадок? (Извесно только одно соединение меди с черной окраской) Запись на доске: Li + CuSO 4 H 2 + CuO Дополнительные опыты: Li с растворами CaCl 2 ; MgCl 2 ;AlCl 3 ;FeCl 3. Во всех случаях образование H 2 и выпадает осадок MeOH. Значит, не происходит вытеснение менее активного Me, как думали раньше, а образуются нерастворимые гидроксиды. Li H2H2 прозрачн. раствор (AlCl 3 ) белый осадок
5 Содержание урока Активно взаимодействуют в водой, образуя щелочь и водород, выделяя теплоту (Q). А мы имеем дело с растворами солей! Li + MgCl 2 ? 1.2Li + 2H 2 O = 2LiOH +H 2 +Q А затем щелочь взаимодействует с раствором соли: 2.2LiOH + MgCl 2 Mg(OH) 2 + 2LiCl 2Li + 2H 2 O + MgCl 2 = Mg(OH) 2 + H 2 + 2LiCl Теперь, когда установили, что при взаимодействии щелочных Me образуется нерастворимое основание, вернемся к первому опыту: 3. Проблемная беседа с целью разрешения проблемной ситуации. Ученики: Cu(OH) 2 – н/о, разлагается за счет Q, выделяющейся при взаимодействии Li + H 2 O Почему Me щелочные? Почему образуется не голубой осадок Cu(OH) 2, а CuO – черный?
6 Учитель: t 0, при которой разлагается Cu(OH) 2 – 50 0 C, измеряем t 0 в верхней части пробирки (Повторяем опыт) t 0 =70 0 С. Этого достаточно для разложения Cu(OH) 2. Содержание урока 4. Вывод-закрепление. Теперь мы можем дать полное объяснение необычного опыта и составить уравнение всех реакций: 1. 2Li + 2H 2 O = 2LiOH + H 2 + Q 2. 2LiOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Li 2 SO 4 3. Cu(OH) 2 CuO + H 2 O 2Li + CuSO 4 = Li 2 SO 4 + H 2 + CuO Щелочные Me не вытесняют менее активные Me из растворов солей. Важная роль принадлежит реакции взаимодействия щелочного металла с водой. Вывод: Li + CaCl 2 Li + AlCl 3 Li + FeCl 3 Написать реакции:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.