Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемГлеб Ларькин
2 Лобачевский Николай Иванович [20.11(1.12).1792, Нижний Новгород, – 12(24) , Казань ], русский математик, создатель неевклидовой геометрии, мыслитель - материалист, деятель университетского образования и народного просвещения. Родился в семье мелкого чиновника. Почти всю жизнь Лобачевский провел в Казани. Там он учился в Казанском университете (1807–11). Рано обнаружил выдающиеся способности, по окончании университета получил степень магистра (1811) и был оставлен при университете ; в 1814 стал адъюнктом, в 1816 – взгляды.
3 В эти годы Лобачевский отыскивал пути строгого построения начал геометрии. Сохранились: студенческие записи его лекций (от 1817), где им делалась попытка доказать постулат параллельности Евклида, но в рукописи учебника «Геометрия» (1823) он уже отказался от этой попытки. В «Обозрениях преподавания чистой математики» в 1822–23 и 1824–25 Лобачевский указал на «до сих пор непобедимую» трудность проблемы параллелизма и на необходимость принимать в геометрии в качестве исходных понятия, непосредственно приобретаемые из природы. Наконец, преодолев тысячелетние традиции, он приходит к созданию новой геометрии – так называемой «геометрии Лобачевского».
4 7 февраля 1826 он представил для напечатания в Записках физико-математического отделения сочинение «Сжатое изложение начал геометрии со строгим доказательством теоремы о параллельных» (на французском языке). Но издание не осуществилось. Рукопись и отзывы не сохранились, однако само сочинение было включено Лобачевским в его труд «О началах геометрии» в журнале «Казанский вестник» (1829–30), явившийся первой в мировой литературе публикацией по неевклидовой геометрии.
5 . Исходя из поисков безусловной строгости и ясности в началах геометрии, Лобачевский рассматривает аксиому параллельности Евклида как произвольное ограничение, как требование слишком жесткое, ограничивающее возможности теории, описывающей свойства пространства. Он заменяет эту аксиому требованием более широким и общим, а именно: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную (по существу не менее чем одна, если учесть предельный случай).
6 Разработанная Лобачевским новая геометрия существенно отличается от евклидовой геометрии, но при больших значениях входящей в формулы некоторой постоянной R ( радиус кривизны пространства ) отклонение становится незначительным.
7 В соответствии со своим материалистическим подходом к изучению природы, Лобачевский полагал, что только научный опыт может выявить, какая из геометрий осуществляется в физическом пространстве. Используя новейшие астрономические данные того времени, он пришел к выводу, что число R очень велико и отклонения от евклидовой геометрии если и существуют, то заключены в пределах ошибок измерений, то есть была обоснована практическая пригодность евклидовой геометрии
8 Кроме того, Лобачевский показал, как его геометрию можно применять в других разделах математики, а именно в математическом анализе при вычислении определенных интегралов.
9 Доклад Лобачевского совпал по времени с увольнением Магницкого. Лобачевского избрали ректором (1827) и за 19 лет руководства университетом он добился его подлинного расцвета. Программа деятельности Лобачевского отражена в его замечательной речи «О важнейших предметах воспитания» (1828, опубликована 1832), в которой обрисован идеал гармонического развития личности, подчеркнуто общественное значение воспитания и образования, освещена роль наук и долг ученого перед страной и народом.
10 В бытность Лобачевского ректором было осуществлено в 1832–40 строительство целого комплекса вспомогательных зданий: библиотека, астрономическая обсерватория, физический кабинет и химическая лаборатория, анатомический театр, клиника и др. Он положил начало «Ученым запискам Казанского университета» (1834) и развил издательскую деятельность. Уровень научно-учебной работы повысился, контингент студентов возрос, университет стал важным центром востоковедения.
11 Немало сил Лобачевский вкладывал и в улучшение постановки преподавания в гимназиях и училищах округа. В моменты стихийных бедствий (эпидемия холеры в 1830, пожар Казани в 1842) особенно ярко проявилась его забота об университете. Но ректорство не отрывало Лобачевского от преподавания: в разные годы он читал лекции по аналитической механике, гидромеханике, интегральному исчислению, дифференциальным уравнениям, математической физике, вариационному исчислению, а в 1838–40 – научно-популярные лекции по физике для населения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.