Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВадим Ферапонтов
1 Семинар для педагогов Китовской МСОШ Январь 2010
2 Мир полон чудес, надо только уметь их видеть. Главным инструментом в этом является наша способность исследовать окружающий нас мир. Знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов обычно самые прочные.
3 Воспитание познавательного интереса. Создание положительной мотивации учения. Формирование глубоких, прочных и действенных знаний. Формирование умений и навыков самообразования.
4 В организации учебной поисково- творческой деятельности. В изменении характера взаимоотношений «учитель» - « ученик» «коллектив учащихся» в сторону сотрудничества В актуализации внутрипредметных, межпредметных связей Во введении общих и частных методов научного исследования в процессе учебного познания
5 Исследовательская деятельность на учебном занятии Проведение учебного эксперимента Некоторые нетрадиционные формы занятий Применение исследовательского метода обучения Домашнее задание исследовательского характера
6 Исследовательская деятельность во внеурочное время Исследовательская практика В процессе работы над учебным проектом Написание выпускной работы Работа на факультативах и спецкурсах Образовательные экспедиции Олимпиады, конкурсы и т.д. Школьное ученическое научное общество
7 Уровни подготовки учащихся Информационно-рецептивный Репродуктивный «Проблемное изложение» Частично-поисковый Учебно-исследовательский Научно-исследовательский
8 Учебно-исследовательская и научно- исследовательская деятельность ( по Н.П. Харитонову) ВидЦельСредство Учебная деятельность Передача заданного объема ЗУН Технологизация учебного процесса Учебно- исследова- тельская деятельность Развитие и обучение учащихся Моделирование процесса получения новых знаний Научно- исследова- тельская деятельность Получение объективно нового знания Повышение научного потенциала исследователя
9 Отличия учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы Учебно- исследовательские работы Научно- исследовательские работы Выполняются учащимися при постоянном контроле руководителя, с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, или по разработанному учебному алгоритму. Цель выполнения такой работы- обучающая Исследования выполняются самостоятельно, результаты имеют научную ценность и не являются запрограммированным и руководителем. Руководитель лишь консультирует учащегося
10 Отличия учебно-исследовательской и научно- исследовательской работы Учебно- исследовательские работы Научно- исследовательские работы Цель - ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результаты. Учащийся владеет в полной мере всеми методами сбора и обработки данных, сам планирует и организует исследование, формулирует цель, задачи исследования.
11 Основные виды исследовательской деятельности старших школьников Проблемное исследование. Аналитико-систематизирующее исследование. Планово-диагностическое исследование. Изобретательское исследование. Экспериментальное исследование. Проектно-поисковое исследование. Информационно- реферативное исследование. Описательное исследование.
12 Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы (если необходимо). Изучение теории, посвященной данной проблеме. Овладение методикой исследования. Сбор собственного материала. Его анализ и обобщение. Собственные выводы.
13 Исследовательская работа содержит обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала.
14 Компоненты научного аппарата Каждый компонент научного аппарата имеет своё назначение. Тема исследования – это свёрнутое (сокращённое) описание изучаемого свойства объекта или явления. Например: «Зависимость заболеваемости органов дыхания от концентрации вредных веществ в воздухе». Объект – «органы дыхания» или, как возможный, но менее предпочтительный вариант, «заболеваемость органов дыхания». Изучаемое свойство объекта (предмет исследования) – «реакция органов дыхания на содержащиеся в воздухе вредные вещества».
15 Актуальность Актуальность - важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную и/или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем. Для обоснования значимости исследования используются ссылки на работы или высказывания известных в обществе людей – учёных, политических деятелей, педагогов и др.
16 Выбор темы и цели исследования Цель исследования должна быть: Конкретной Доступной Нужной Интересной Не глобальной (от частного - к общему)
17 Цель исследования Цель исследования – это свёрнутое (сокращённое, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения объекта (явления) и обобщённое описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации об объекте заинтересованной общественности). Например: «Выявить зависимость уровня заболеваемости дыхательных путей от количества вредных веществ, содержащихся в воздухе и предложить систему мер, направленных на снижение уровня заболеваемости».
18 Задачи исследования Задачи исследования – это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения намеченного в цели результата. Например: «1. Выявить вредные вещества, содержащие в выхлопных газах автомобилей. 2. Рассчитать концентрацию вредных веществ во вдыхаемом воздухе, опираясь на количество вредных веществ, выбрасываемых одним, «усреднённым» автомобилем, и среднюю интенсивность движения. 3. Установить влияние на органы дыхания человека вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. 4. Выявить связь заболеваемости органов дыхания от количества содержащихся в воздухе вредных веществ».
19 Гипотеза Гипотеза – предположение о причинно- следственной связи между изучаемым в исследовании свойств экологического объекта и определёнными факторами среды. В гипотезе раскрывает возможный характер связи (отношения) между объектом и фактором среды. Гипотеза определяет подход к изучению объекта и проверяется опытным путём в ходе исследования. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если [далее следует описание фактора и/или состояния объекта], то [далее следует описание характера связи между объектом и фактором]». Например: «Если концентрация вредных веществ, источником которых являются выхлопные газы, в атмосферном воздухе увеличится, то количество и степень тяжести заболеваний органов дыхания возрастёт».
20 Правила сбора материала: Нельзя сравнивать результаты данных собранных в разных пунктах и в разные сроки. Опыты, ставятся не менее чем в двух вариантах (опыт и контроль). Количество повторностей определяется сложностью опытных условий. Объем исследований должен быть достаточен для получения объективных данных. При проведении исследований учащимися должны соблюдаться все принципы биоэтики.
21 Обработка данных опытов и наблюдений Проведение статистической обработки Концентрация информации в максимально сжатом виде (графики, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) – помогает глубже вникнуть в данные, сделать выводы, представить материал
22 Оформление результатов исследований Задача этого этапа- описать полученные результаты и выводы в такой форме, чтобы они были доступны, понятны и убедительны По времени этот этап занимает около 1/3 от времени, затраченного на проведение и оформление исследований
23 Общий план работы Учебно-исследовательская работа должна включать: титульный лист с указанием названия работы, фамилии, имени автора (авторов); темы; фамилии, имени, отчества научного руководителя; его места работы, должности; наименование базового учреждения, года выполнения работы; текст работы, содержащий следующие смысловые части: введение (актуальность проблемы, ее значение, цель, задачи работы); основное содержание работы (объекты, методы, результаты, их анализ); выводы и практические рекомендации; список используемой литературы; оглавление.
24 Введение Актуальность, новизна, практическая значимость работы, обоснование необходимости проведение именно данного конкретного исследования Цель работы- должна быть сформулирована конкретно,а не в общих словах, исследовательской, а не учебной Задачи- конкретизируют цель
25 Обзор литературы Обзор литературы должен подводить читателя к нерешенным еще проблемам; Необходимо приводить лишь те сведения, которые имеют конкретное отношение к теме исследования Необходим анализ литературных источник, а не конкретное переписывание сведений
26 Материал и методика В данном разделе описывается кем и когда проводилось исследование (наблюдения, опыты), их количество, объем, методика, которая использовалась при проведении исследования, способы обработки данных. Раздел должен быть максимально подробным. Пример: Материал и методы Учет численности пресмыкающихся проводили маршрутным методом (метод трансект) (Гаранин, Панченко, 1987; Даревский, 1987; Щербак, 1989; Гаранин, Щербак, 1989; Окулова, 1990, Пестов и соавт., 2000) по линейной методике. Ширина учетной полосы была ограниченной и равнялась 3 м. Учет численности проводился в часы максимальной активности видов.
27 Результаты и их обсуждение Изложение результатов не должно быть переписыванием дневников наблюдений или опытов ! Это не должны быть только таблицы и диаграммы – каждая должна быть проанализирована! Полученные результаты необходимо сравнить с аналогичными ( с литературными, в динамике, сделать прогноз на будущее, попытаться вскрыть причины и т.д.). Основное содержание этого раздела – доказательства, а основной метод доказательства- сравнения. Главная задача автора при написании этой главы – убедить в справедливости своих выводов.
28 Таблицы и иллюстрации Таблицы и рисунки должны быть пронумерованы, иметь соответствующее название и должны упоминаться в тексте в соответствующей ссылке. Таблицы и рисунки можно размещать в соответствующем месте текста, а можно в конце работы, но в порядке нумерации и ссылок на них в тексте.
29 Выводы Выводы в сжатом виде описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, чёткими, лаконичными, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.
30 Список литературы Необходимо перечислить все упомянутые в работе статьи и книги В списке они располагаются в алфавитном порядке, с указанием издательства, года издания, колиства страниц и т.д.
31 Итогом любого исследования Может быть: доклад; рассказ; учебное пособие; справочник; Статья компьютерная программа и пр. Проиллюстрировать это: экспериментом;
32 Итог любого исследования графиками; таблицами; фотографиями; фильмом; компьютерной моделью и пр. Создав в ходе работы: модель; карту; игру; наглядное пособие и т. д.
33 Организационные формы исследовательской деятельности Практикумы Летние лагеря Проекты Экспедиции Элективные курсы Интегрированные факультативы Реализация программ комплексных дополнительного образования Научное общество
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.