Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентин Мишуточкин
1 Образовательная область «Чтение художественной литературы» к.п.н. доц. Градусова Л.В.
2 Значение художественной литературы Литература- совокупность художественных произведений(поэзия, проза, драма). Художественная литература важное средство умственного, нравственного, эстетического развития. Знакомство детей с художественной литературой в дошкольном учреждении это первая ступень в литературном образовании, цели и задачи его – подготовка ребенка к следующим ступеням, к долгому пути литературного образования (Л.М. Гурович).
3 Причины снижения уровня литературного развития дошкольников, интереса к чтению Общая социокультурная ситуация в стране: снижение интереса к книге, чтению; вытеснение книжной культуры аудиовизуальными средствами; Ошибки педагогической практики: - раннее обучение грамоте, отсутствие связи с формированием потребности в чтении; - отсутствие систематической, последовательной работы по литературному развитию; - увлечение прикладными задачами; - трудности педагогов в анализе текста, выборе методов и приемов ознакомления с художественным произведением.
4 Цель : формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг Задачи : Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; Развитие литературной речи; Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Цель и задачи (по ФГТ)
5 Основные понятия Искусство- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах Художественный – относящийся к искусству, к деятельности в области искусства Эстетический- художественный, относящийся к чувству прекрасного и красоте Вкус- чувство понимания изящного Восприятие произведения- это постижение глубинной сущности произведения и воздействие его на читателя.
6 Функции книги Книга - произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом Основные функции книги: - хранить накопленный опыт; -передавать накопленный опыт читателю т.е. просвещать. Дополнительные функции книги: - обогащение реальных и образных представлений; - запоминание текста и воссоздание по памяти; - включение в содержание осваемого опыта
7 Виды детских книг Книжки- картинки; ( обогащение реальных и образных представлений) Книжки – рассказки;( запоминание текста и воссоздание по памяти) Книжки- игрушки (книжка- вырубки, книжка- театр, книжка- самоделка, книжка- азбука, книжка- панорама, книжка- раскладушка. книжка игрушка, мягкая книжка)
8 Круг детского чтения Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора. Произведения русской и зарубежной классической литературы. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
9 Круг детского чтения По тематике - О Родине; - О ее героях; - О разных людях: детях и взрослых, храбрых и трусах, мастерах и бездельниках; - О животных, о растениях, о машинах и вещах; - О приключениях и волшебстве.
10 По жанрам: Поэзия - авторские поэмы, стихотворения; - фольклорные стихотворные тексты. Проза - авторские повести, рассказы; - фольклорные сказки Классификация Н.А.Коротковой - большие литературные формы - малые литературные формы В программе должны быть фольклорные произведения, отражающие этнический состав населения региона и классические произведения авторов, чья жизнь и творчество связаны с тем или иным краем
11 Задачи ознакомления с художественной литературой воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, о композиции, об образности языка; воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать произведение
12 «Социализация» освоение первоначальных представлений социального характера, норм взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу « Познание» достижение целей развития у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей «Коммуникация» развитие всех компонентов устной речи детей, практическое овладение нормами речи. «Художественное т тт творчество» формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие детского творчества Интеграция с другими образовательными областями
13 Формы работы (по ФГТ) Организованная образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями по реализации основной общеобразовательной программы
14 Организованная образовательная деятельность Первичное знакомство с литературным произведением – чтение (рассказывание) детям ранее неизвестных или малознакомых произведений (цель- полноценное восприятие текста) Последующая работа с литературным произведением - художественно- творческая деятельность на материале содержания литературных произведений. Ежедневное чтение Интегрированная деятельность
15 Методика ознакомления с произведением 1. Предварительная работа. - Подготовка педагога к чтению (рассказыванию) Обоснованный выбор произведения. Определение целей и задач ознакомления с произведением. Литературный анализ текста ( основной замысел(идея),характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Работа над выразительностью чтения: интонации, расстановка логических ударений, пауз, правильное произношение. - Подготовка детей Обогащение личного опыта, активизация представлений. Объяснение незнакомых слов.
16 Методика ознакомления с произведением 2. Выразительное чтение ( рассказывание ) произведения. - Цель – обеспечить правильное и яркое восприятие 3. Беседа о прочитанном произведении - Цель: уточнение содержания и литературно- художественной формы - Содержание беседы Вопросы; Рассматривание иллюстраций; Повторное обращение к тексту; Лексические упражнения Моделирование 4. Последующая работа с тестом. - Цель- углубление понимания произведения Повторное чтение, пересказ, драматизация и др.
17 Требования к анализу текста (Н.А. Стародубова) должен быть целенаправленным- каждый из вопросов должен преследовать определенную цель; проводиться только после целостного, непосредственного, эмоционального восприятия произведения; должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия детей; анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации автором; анализ должен быть избирательным - обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые наиболее ярко выражают идею; должен способствовать литературному развитию детей.
18 Приемы обеспечивающие более глубокое понимание художественных произведений Вопросы Словесное рисование Рисование по содержанию произведения Анализ иллюстраций художников Представление себя на месте персонажа Выделение опорных слов в произведении Анализ заглавия произведения Выявление особенностей произведений разных жанров Нахождение выразительных средств в тексте
19 Виды вопросов Направленные на выявление основного замысла произведения, его проблемы: «О чем этот рассказ?», « Почему автор так назвал свой рассказ?», Вопросы на воспроизведение содержания. «Кто первый прибежал к теремку?»; Вопросы, связанные с образом героя: Позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою (Кто понравился ? Почему ?); Обращающие внимание на мотивы поступков (Почему вес засмеялись, а Ваня заплакал?); Позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное состояние (Почему им было весело?); Вопросы на сравнение действующих лиц ( Чем похожи герои); Обращающие внимание на внешний облик героя (Каким ты себе его представляешь?); На сравнение поведения.характера героя о знакомыми явлениями жизни ( А вы встречали кого-нибудь похожего на Фому); Позволяющие ввести детей в ситуацию произведения. Сделать участником событий (Что бы вы сделали на месте…..?); Обращающие внимание на языковые средства выразительности ( Как автор описывает? С чем автор сравнивает?); Обращающие внимание на особенности жанра (Что я вам причитала, рассказ или сказку?. Почему вы так думаете
20 Творческая деятельность на основе литературного текста Пересказ литературных произведений; Изобразительная деятельность по содержанию литературных произведений; Чтение стихотворений; Театрализованные игры; Литературные игры; Словесное творчество; Рассматривание иллюстраций; Проекты
21 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Использование литературных и фольклорных произведений( потешки. загадки, считалки, пословицы, стихотворения и др. ) в бытовых процессах, на прогулке; Использование примеров из художественных произведений в ситуациях морального выбора; Игровая деятельность на материале литературных произведений.
22 Самостоятельная деятельность детей Создание условий для воспитания интереса к чтению, книги, активизации литературного опыта в самостоятельной деятельности в книжном уголке, театрализованной, игровой, продуктивной деятельности.
23 Взаимодействие с семьей Виды детского чтения ( Н.В. Микляева Опосредованное чтение. Ведущая роль принадлежит чтецу- взрослому ) Чтение- сотворчество. В чтении на равных участвуют родители и ребенок. Самостоятельное чтение.
24 Итоговые результаты освоения основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»- образовательная область «Чтение художественной литературы» Различает жанры литературных произведений Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения,2-3 считалки. Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
25 Требования к результатам освоения основной образовательной программы(И.С.Дементьева) Ребенок Проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает удовольствие при слушании литературных произведений, рассматривании иллюстраций. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в эмоциональный подтекст. Осознает мотивы поступков литературных героев, их мысли, чувства, сопереживает и сочувствует персонажам. Проявляет внимание к языку художественного произведения. Умеет бережно обращаться с книгой, соблюдает правила хранения книг. Имеет первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза – поэзия), их специфических особенностях, композиции, о простейших элементах образности в языке. Активно проявляет себя в разных видах художественно-речевой деятельности (чтение стихов, инсценировки, игры-драматизации, кукольный театр).
26 Литература Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению.М., Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения// Дошкольное воспитание ГуровичЛ., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного искусства// Дошкольное воспитание Дементьева И.С. Социализация детей в процессе приобщения к художественной литературе// Теоретико- методологические аспекты социализации дошкольников. Коллективная монография.- Магнитогорск Микляева Н.В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации семейного чтения: метод. пособиеМ.,2005. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятийМ.2002.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.