Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемОксана Чернавская
1 Поощрение и наказание в семейном воспитании Педагог - психолог ЦПМСС « Вера » Захаренкова М. В.
2 Какого ребенка мечтает вырастить каждый родитель ? Творчески мыслящего Самостоятельного Целеустремленного Смелого Здорового ?
3 Каковы основные методы и приемы воспитания ? Убеждение Требование Личный пример Поощрение Наказание
4 Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание – метод разрешения конфликтов, могущих возникнуть на основе противоречий между требованиями педагогов и коллектива, с одной стороны, и поведением отдельных детей – с другой. Наказание – мера воздействия против совершившего преступления, проступка. Наказание – метод педагогического воздействия, используемый в условиях конфликтной ситуации и направленный на торможение нежелательных явлений в поведении детей, а также стимулирующий их общественно полезную деятельность путем наложения дополнительных обязанностей, лишения определенных прав или морального порицания. Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленные требования и нарушил нормы поведения.
5 Наказания в срезе истории Первобытное общество : « Кстати, наиболее мягко обстояло с этим делом на заре цивилизации - в первобытном обществе, где обдуманные " хладнокровные " наказания вообще не применялись. В сильном раздражении взрослый мог прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всего он ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, не прикасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению и как бы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством же поощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка
6 Древний Египет : В Египте телесное наказание использовалось в школах настолько часто, что понятия " учить " и " подвергать телесному наказанию " обозначались одним и тем же иероглифом со значком бьющей руки. Именно в Египте впервые появилось сакраментальное выражение : " Ухо мальчика на спине его, он слышит, когда его бьют ". Впрочем, поркой дело не ограничивалось, непокорных учеников, бывало, даже заковывали в колодки.
7 Восточная педагогика : Педагогическая жестокость опиралась на Востоке на традиции семейного воспитания. В " Притчах Соломона " ( начало I тыс. до н. э.) рекомендовалось широко применять телесные наказания : " Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает ". В Талмуде также подчеркивалось, что жестокое воспитание на ранних стадиях развития ребенка - залог его хорошей судьбы, а отец, бьющий дитя, его спасает. Более того, существовала традиция самых суровых наказаний, вплоть до лишения жизни провинившегося ученика или воспитанника.
8 Отметим, что традиции телесных наказаний сохраняются и в современной Англии ( особенно удар линейкой ), официально они разрешены и в некоторых штатах США. В " доброй старой Англии " телесные наказания в пансионах были столь же обыденны, как туман за окном. Могли выпороть даже взрослую девушку накануне ее выхода из учебного заведения. Впрочем, в качестве наказаний применялось и много других унизительных мер. Провинившихся девушек одевали в платья из сиротского дома и в таком виде заставляли брать уроки танцев у мужчин - преподавателей. Или выставляли на специальном стуле в классе в полный рост, да еще с заклеенным пластырем ртом.
9 Негативные методы наказания Физическое наказание оскорблять, унижать человеческое достоинство ; лишать необходимого для жизни. наказывать работой ;
10 Целесообразные методы наказания временное усиление контроля за действиями сына или дочери замечание выговор осуждение, упрек внушение лишение какого - нибудь развлечения
11 Принципы использования наказания : Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке - за каждый. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития : от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Основа для применения наказания – конфликтная ситуация. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
12 Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда индивидуализировано. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одним наказанием делу не поможешь. Поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.
13 Поощрение – это признание, положительная оценка поведения или качества ученика со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или в личной форме. И.Ф. Харламов Поощрение – положительная оценка действий воспитанников. И.П. Подласый Поощрение – метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.Педагогическая энциклопедия
14 Памятка. Как поощрять ребенка в семье. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку : и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками. Поощряйте своего ребенка жестами : ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
15 Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение : « ты прав : » мы согласны с твоим мнением » что сформирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки
16 Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка : день рождения. Новый год, конец учебного года. 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т. д. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
17 Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи. Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребенка грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д.
18 Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно. Если ребенок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. Позволяйте своему ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребенком и вами.
19 Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.
20 За что не следует хвалить ? За то, что получено от природы. Из жалости. Второй раз за одно и то же достижение. За то, что достигнуто не своим трудом. Из-за желания понравиться.
21 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок живёт в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
22 Главный принцип воспитания : «Хвалить при всех, наказывать наедине».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.