Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМарина Юренева
1 Компетентностный подход и его ключевые характеристики. Базовые технологии, поддерживающие компетентностно - ориентированное обучение. Семинар МОУ МУК Дзержинского района
2 Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы. Компетентность – совокупность личностных качеств ученика ( ценностно - смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей ), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере.
3 Иерархия компетенций ключевые компетенции – относятся к общему ( метапредметному ) содержанию образования ; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей ; предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
4 Ключевые компетенции ценностно - смысловая компетенция ( мировоззрение, ценностные ориентиры учащегося, механизмы самоопределения в различных ситуациях ); учебно - познавательная компетенция ( элементы логической, методологической, общеучебной деятельности ; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка ; приемы решения учебно - познавательных проблем ; функциональная грамотность );
5 Ключевые компетенции социокультурная компетенция ( познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры ; духовно - нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов ; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций ; роль науки и религии в жизни человека ; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере ); коммуникативная компетенция ( знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями ; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями );
6 Ключевые компетенции информационная компетенция ( поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача ; владение современными информационными технологиями ); здоровьесберегающая компетенция ( способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития ; эмоциональная саморегуляция и самоподдержка ; личная гигиена, забота о собственном здоровье, половая грамотность ; внутренняя экологическая культура ; способы безопасной жизнедеятельности ).
7 Виды компетентностных Виды компетентностных методов обучения « Кейс » – метод Метод проектов Методы интерактивного обучения Метод дебатов Метод развития критического мышления Проблемно - диалогический метод Метод оценивания Модульный метод Активный ( контекстный ) метод
8 « Кейс » « Кейс »- пакет документов для работы, который содержит определенную тему, проблему, вопросы и задания к ним, описание практических ситуаций, сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы, учебно - методическое обеспечение : наглядный, раздаточный, иллюстративный материал, рекомендации по работе с данным « кейсом », основную и дополнительную литературу, критерии оценки выполненной работы.
9 Сущность « кейс »- метода Учебный материал подается ученикам в виде проблем ( кейсов ), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы : самостоятельного целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов
10 Цели и области применения « Кейс » - метода : закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях ( после теоретического курса ); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций ( в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки ); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений ( в рамках тренинговых процедур ); экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса ( в конце программы обучения ).
11 Этапы работы с « кейс » - методом Получение кейса. Изучение литературы. Самостоятельная подготовка. Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания ( нахождение решения ). Представление и отстаивание своего варианта решения задания. Выслушивание точек зрения других учащихся. Окончание выполнения практической части задания.
12 Метод проектов Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся : самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников ; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач ; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах ; развивают исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения ); развивают системное мышление.
13 Метод проектов Используется когда в учебном процессе возникает какая - либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Формирует регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные, УУД
14 Интерактивные методы – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Результатом применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом.
15 Цели интерактивного метода развитие интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности мышления, критичности ума ; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений ; развитие творческого потенциала – способности к « видению » проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности ; эффективности применения профессиональных знаний, умений и навыков в реальной производственной практике.
16 Методы интерактивного обучения дискуссия – для закрепления изученного или для обсуждения спорных вопросов ; элементы проектной деятельности – при выполнении самостоятельной работы или работе в микрогруппах, носящей творческий характер ; составление кроссвордов – с целью изучения понятийного аппарата ; интервью – для опроса учащихся при изучении тем практической направленности ; игры – ролевые, деловые ; мозговой штурм ; элементы конкурса.
17 Дебаты интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.
18 Метод дебатов содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества : толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены Дебаты формируют : умение формировать и отстаивать свою позицию ; ораторское мастерство и умение вести диалог ; командный дух и лидерские качества.
19 Метод дебатов развивает способности и необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии : критическое мышление ( рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей ); развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления ; исследовательские навыки ( приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации ); организационные навыки ( подразумеваются не только организация самого себя, но и излагаемых материалов ); навыки слушания и ведения записей.
20 Этапы дебатов подготовка к игре, игра, анализ игры. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.
21 Формирование общих и специальных умений и навыков : формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек ; построение стратегии отрицающей стороны ; умение правильно формулировать вопросы ; овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике ; овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
22 Метод развития критического мышления Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
23 Цель метода развития критического мышления : Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучаемых в образовательный процесс.
24 Сущность Критическое мышление способствует : взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми ; облегчает понимание различных « взглядов на мир »; позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности ; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
25 Стадии метода Стадии метода критического мышления 1) Вызов – актуализация знаний обучаемых перед изучением новой темы ; 2) Осмысление – поиск информации для решения поставленной задачи на стадии вызова ; 3) Рефлексия – размышление о том, что учащиеся узнали в процессе поиска изучения нового материала.
26 Критерии оценки результата : Оценка ( Где ошибка ?); Диагноз ( В чем причина ?); Самоконтроль ( Каковы недостатки ?); Критика ( Согласны ли Вы ? Опровергните. Приведите контраргументы ); Прогноз ( постройте прогноз ).
27 Проблемно - диалогический метод Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.
28 Этапы метода Определение проблемы урока, Решение проблемы, Открытие новых знаний, Сравнивание выводов
29 Метод оценивания Цель - развитие контрольно - оценочной самостоятельности учеников : умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивация на успех.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.