Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемРоза Тептина
1 Сравнительный анализ уч. год и уч. год Самооценка деятельности вуза Заслушан на заседании Совета по качеству г. МарГУ 2011
2 В соответствии с приказом ректора 80-А от г. и планом мероприятий по развитию СМК МарГУ в университете проводилась ежегодная самооценка деятельности вуза, в которой приняли участие 29 структурных подразделений.
3 Фактическое время проведения самооценки с 21 февраля по 05 марта 2011 года. Как и в предыдущие годы, для проведения самооценки использовалась типовая модель совершенствования деятельности вуза в области менеджмента качества. Модель состоит из 9 критериев и 60 подкритериев, отражающих все основные процессы и виды деятельности вуза. Самооценка проводилась по 5 уровням совершенства, которым соответствует 10-ти балльная шкала оценки. Результаты статистической обработки информации, собранной в результате проведения самооценки, представлены в виде средних арифметических значений (соответственно в баллах от 1 до 10). Проведённый на основе статистических данных анализ показал следующее:
4 Результаты самооценки деятельности МарГУ 1 Лидирующая роль руководства 2 Политика и стратегия 3 Менеджмент персонала 4 Ресурсы и партнеры 5 Менеджмент процессов 6 Удовлетворенность потребителей 7 Удовлетворенность персонала 8 Влияние вуза на общество 9 Результаты деятельности вуза
5 На рисунке отражены результаты самооценки, полученные по университету в целом. Цифры от единицы до девяти соответствуют критериям модели. Отклонения между показателями девяти критериев незначительны. Достигнутый уровень всех показателей выше среднего значения – 5 из максимально возможных 10 баллов. Динамика показателей по всем 9 критериям положительная.
6 1 Лидирующая роль руководства (по 10-ти балльной шкале) 1.1 Личное участие руководства ОУ в формировании и развитии миссии, видения, основных ценностей, политики, основных целей и задач в области качества 1.2 Личное участие руководства в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования системы качества (СК) ОУ 1.3 Личное участие руководства ОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами, представителями общественности и др.) 1.4 Личное участие руководства ОУ в обеспечении обратной связи с персоналом для улучшения своей деятельности 1.5 Личное участие руководства ОУ в подготовке и организации проведения лицензирования, государственной и общественно- профессиональной аккредитации Как и в прошлом году, самый высокий средний балл получили: критерий 1 «Лидирующая роль руководства» - 6,9 балла критерий 2 «Политика и стратегия» - 6,9 балла Все составляющие критерия 1 имеют незначительные отклонения в оценке (от 6,6 до 7,2 баллов), что свидетельствует о значительной роли руководства как в формировании и развитии миссии, целей, задач в области качества, в обеспечении разработки, внедрения и постоянного совершенствования СМК, так и в работе с внешними заинтересованными сторонами и персоналом.
7 2 Политика и стратегия (по 10-ти балльной шкале) 2.1 Разработка и совершенствование политики и стратегии и степень участия в этих процессах заинтересованных сторон (студентов, персонала ОУ, потребителей, поставщиков, партнеров, представителей общественности и др.) 2.2 Механизмы сбора и анализа разносторонней информации о результативности и эффективности функционирования ОУ при формировании его политики и стратегии 2.3 Механизмы проекции внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы ОУ 2.4 Механизмы информирования персонала ОУ и студентов о проводимой политике и стратегии Составляющие критерия 2 имеют практически одинаковую оценку (от 6,8 до 7,1 балла). Достаточно высокий уровень оценки критерия связан с хорошей оценкой механизмов сбора и анализа информации о результативности деятельности вуза при формировании его политики и стратегии и внедрения политики и стратегии на все уровни управления, структурные подразделения и ключевые процессы.
8 5 Менеджмент процессов (по 10-ти балльной шкале) 5.1 Деятельность по разработке, внедрению и улучшению системы качества образовательного учреждения 5.2 Основные процессы системы качества образовательного учреждения (научно-образовательная деятельность) 5.3 Обеспечивающие процессы системы качества образовательного учреждения Критерий отражает уровень управления процессами в вузе. Ниже всего оценены обеспечивающие процессы (6,0 б.). Между оценками всех процессов, отраженных в критерии, наблюдается значительный разброс (от 4,6 до 7,6 б.). Нет качества там, где нет правильного управления процессами. Для принятия правильных управленческих решений необходимо деятельность регламентировать и проводить её регулярный и систематический анализ. Что неизмеримо – то неуправляемо! Наиболее высокую оценку у опрошенных получили следующие процессы:
9 5 Менеджмент процессов 5.1 Деятельность по разработке, внедрению и улучшению системы качества ОУ (по 10-ти балльной шкале) Внедрение процессного подхода Управление документацией Управление записями Планирование и построение организационной структуры СК, распределение ответственности и полномочий Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов ОУ Планирование процессов ОУ Внутренние аудиты (проверки) и самооценка ОУ и его структурных подразделений Процессы, связанные с постоянным улучшением, корректирующие и предупреждающие действия
10 5 Менеджмент процессов 5.2 Основные процессы системы качества образовательного учреждения (научно- образовательная деятельность) (по 10-ти балльной шкале) Маркетинг Проектирование и разработка образовательных программ (включая учебные планы, рабочие программы по дисциплинам и учебно-методические комплексы) Довузовская подготовка Прием студентов Реализация основных образовательных программ (обучение) Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми Проектирование программ дополнительного образования Реализация программ дополнительного образования Подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура) Научные исследования и разработки Инновационная деятельность Международная деятельность
11 5 Менеджмент процессов 5.3 Обеспечивающие процессы системы качества образовательного учреждения (по 10-ти балльной шкале) Управление персоналом Управление образовательной средой Редакционно-издательская деятельность Библиотечное и информационное обслуживание Управление информационной средой Управление закупками Управление инфраструктурой Управление производственной средой Обеспечение БЖД Социальная поддержка студентов и сотрудников ОУ
12 6 Удовлетворенность потребителей (по 10-ти балльной шкале) 6.1 Удовлетворенность студентов и выпускников (по 10-ти балльной шкале) 6.2 Удовлетворенность работодателей (по 10-ти балльной шкале) Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников Уровень удовлетворенности студентов и выпускников Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей Уровень удовлетворенности работодателей Основная задача в области качества – это деятельность по удовлетворению требований потребителей и заинтересованных сторон, выполняемая на различных уровнях: на уровне университета, факультета/института, кафедры, преподавателя/сотрудника. Наибольшую оценку по критерию 6 Удовлетворённость потребителей (5,9 балла) получили такие составляющие, как Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников (6,2 балла) и Уровень удовлетворенности работодателей (5,9 балла).
13 3 Менеджмент персонала (по 10-ти балльной шкале) 3.1 Кадровая политика и принципы управления развитием персонала 3.2 Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации 3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ 3.4 Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством ОУ 3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала Чёткое распределение ответственности и полномочий является основой для правильной и эффективной организации работы. Результаты оценки деятельности по критерию 3 Менеджмент персонала распределились следующим образом: на 6,5 балла оценена Кадровая политика и принципы управления развитием персонала, на 6,4 - Механизмы определения квалификационных требований к персоналу, его подготовке и повышению квалификации и Обеспечение обратной связи и диалога между персоналом, студентами и руководством ОУ. Гораздо более низкая оценка (4,5 балла) у подкритерия 3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала. Данный показатель коррелирует с показателем подкритерия 3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ (оценён на 5 баллов). Очевидно, несмотря на введённое Положение о новой системе оплаты труда, анкетируемые остановились на входе 3-го уровня (из 5 возможных), так как не видят в данном Положении системы мотивации и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования вуза.
14 7 Удовлетворенность персонала (по 10-ти балльной шкале) 7.1 Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала 7.2 Уровень удовлетворенности персонала Практически одинаково оценены критерий 7 Удовлетворенность персонала (5,4 балла), критерий 9 Результаты деятельности вуза (5,4 балла) и критерий 8 Влияние вуза на общество (5,3 балла). Среди составляющих указанных критериев выше других оценён подкритерий 9.1 Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности вуза- 6,1 балла. Самый низкий показатель у подкритерия 9.2 Финансовые результаты деятельности ОУ - 4,9 балла.
15 8 Влияние образовательного учреждения на общество (по 10-ти балльной шкале) 8.1 Механизмы сбора информации о влиянии ОУ на общество 8.2 Уровень восприятия ОУ обществом
16 9 Результаты деятельности ОУ (по 10-ти балльной шкале) 9.1 Механизмы сбора и анализа информации о результатах деятельности ОУ 9.3 Другие нефинансовые результаты деятельности ОУ 9.2 Финансовые результаты деятельности ОУ
17 4 Ресурсы и партнеры (по 10-ти балльной шкале) 4.1 Управление финансовыми ресурсами 4.2 Управление материальными ресурсами 4.3 Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний 4.4 Управление информационными ресурсами 4.5 Взаимодействие с внешними партнерами (работодателями, школами и лицеями, средними специальными учебными заведениями, другими вузами) Ни один процесс не может выполняться без обеспечения его необходимыми ресурсами. Кроме того, эффективное управление ресурсами (финансовыми, человеческими, информационными, материально-техническими и др.) является одним из условий обеспечения конкурентоспособности вуза в условиях рыночной экономики. Возможно поэтому, основной областью для улучшений, согласно мнению опрошенных, является Критерий 4 Ресурсы и партнеры (5,1 балла), отражающий управление и использование ресурсов в вузе. Самый низкий балл получен по подкритерию 4.1 Управление финансовыми ресурсами (4,1 балла). Для перехода на следующий уровень необходима система управления финансовыми ресурсами, дающая определённую самостоятельность подразделениям. Самая низкая общая оценка критерия 4, а также исключительно низкая оценка по подкритерию 4.1 отражают необходимость решения задач по обеспечению и управлению ресурсами в вузе, как приоритетных.
18 Подкритерии, получившие самые низкие оценки из 10 возможных: 4.1 Управление финансовыми ресурсами (4,1 б.) 3.5 Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала (4,5 б.) Международная деятельность (4,6 б.) 9.2 Финансовые результаты деятельности ОУ (4,9 б.) 4.4 Управление информационными ресурсами (5,0 б.) 8.1 Механизмы сбора информации о влиянии ОУ на общество (5,0 б.) 3.3 Механизмы мотивации, вовлечения и поощрения персонала за деятельность по улучшению качества функционирования ОУ(5,0 б.) Инновационная деятельность (5,2 б.) 9.3 Другие нефинансовые результаты деятельности ОУ (5,2 б.) Самые высокие оценки получили подкритерии: Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми (7,6 б.); Внутренние аудиты (проверки) и самооценка ОУ и его структурных подразделений (7,5 б.).
19 Характер диаграммы показывает на то, что работы, направленные на развитие СМК и проведённые в / гг., дали положительные результаты: по всем 9 критериям наблюдается в той или иной степени положительная динамика показателей. По критериям 1,2,3,4 и 5 (критерии группы «Возможности») оценки выросли существенней и позволили 4 и 5 критериям переместиться на следующие уровни совершенства. Университет стал лучше использовать свои возможности. Лучшее использование возможностей по-разному отразилось на результатах деятельности: наибольшая положительная динамика обобщённого показателя у критерия 6 Удовлетворенность потребителей, наименьшая - у критерия 9 Результаты деятельности вуза
20 Анализ результатов самооценки позволяет сделать следующие выводы: 1 Показатели по критерию 1 и 2 говорят о том, что руководство университета стремится к лидирующему положению, а также стремится принимать активное участие в деятельности по повышению качества подготовки выпускников и поддержанию корпоративной культуры качества личным примером. 2 Руководство университета осознаёт важность и необходимость систематического выяснения и повышения уровня удовлетворённости всех групп потребителей. 3 Руководству необходимо обратить особое внимание на эффективность использования ресурсов, стремиться к выполнению установленных требований потребителей в полном объёме. 4 Кадровая политика, осуществляемая руководством университета и представляющая собой комплекс мероприятий, должна быть нацелена на решение кадровых проблем и формирование коллектива, который способен адекватно реагировать на меняющиеся требования рынка и обеспечить эффективное функционирование вуза. 5 Критерии с наиболее низкими показателями преимущественно относятся к группе критериев «Результаты», т.е. напрямую зависят от фактических возможностей вуза, их оптимизации и реализации. Критерий 5 Менеджмент процессов относится к группе критериев «Возможности» и обеспечивает результативность вышеназванных показателей, что подтверждает актуальность совершенствования управления процессами в МарГУ. 6 Используя итоги самооценки как инструмента для постоянного совершенствования деятельности вуза, руководству необходимо более пристальное внимание уделять комплексному планированию и реализации мероприятий, направленных на улучшение. 7 В целом, положительная динамика показателей всех 9 критериев самооценки по сравнению с предыдущими годами позволяет сделать вывод о некоторых положительных результатах внедрения СМК в вузе, о необходимости её дальнейшего развития и совершенствования.
21 Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.