Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛев Недоспасов
1 Перспективы и механизмы модернизации педагогического образования и проблемы введения ФГОС Шиян О.А. РГГУ, Институт проблем образовательной политики «Эврика» Байкальский образовательный форум, 2013
2 Проблемы педагогического образования в мировом контексте 1. Низкий статус педагогической профессии 2. Нельзя пробовать, не умея; нельзя научиться, не попробовав 3. Педагогическое образование: риск двойного отставания
3 Векторы развития педагогического образования 1. Социальные программы поддержки профессии (Великобритания: «Преподавание изменяет мир к лучшему») 2. Индивидуальные траектории обучения в вузе: портфолио – резюме («Возьми в свои руки контроль над обучением»)
4 Векторы развития педагогического образования 3. Стажировки в лучших школах: новые практики 4. Квалификационные испытания и лицензии на право преподавания 5. Диверсификация карьеры педагога в современных профессиональных стандартах педагогов
5 Педагогические практики: Россия и Финляндия Школы, в которых студенты проходят практику Обычные школы Специализированные школы с особым статусом, прикрепленные к университетам - Teacher training schools. Реализуют все новшества и стандарты образования - своего рода образцовые школы Класс, в котором проходят практику Не имеет значения Возможность прикрепления к одному классу и прохождения всех этапов практики на базе одного знакомого класса Ментор/наставник в школе Обычный учитель, чей статус наставника никак формально не закреплен и материально не поощряется Учитель тренинг-школы является наставником для практиканта, за ним закреплены особый статус, прописанные функции и доплата
6 Педагогические практики: Россия и Финляндия Направленность педагогического образования Учителя не вовлечены в производство научного знания, являются практиками от педагогики Исследовательская направленность педагогического образования (учитель как практикующий ученый) Учебный план для педагогических специальностей Централизованный план обозначает учебные курсы и их длительность. Наполнение курсов определяет университет Университеты обладают автономией в формировании собственных учебных планов, единого детального учебного плана для педагогических факультетов всех ВУЗов не существует. Есть государственный куррикулум как ориентир Составители учебного плана Министерство образования и науки, руководство педагогических университетов Предметный факультет, департамент образования, тренинг-школа. С ориентацией на куррикулум Министерства образования и культуры
7 ФГОС и проблемы педагогического образования в России 1. Студенты без опыта учебной деятельности должны формировать учебную деятельность у детей 2. «Практика»: воспроизведение старых образцов. Достижения школьного образования не проникли в педагогическое 1. Несоответствие стандартов общего и профессионального образования
8 Несоответствие требований стандартов педагогического и общего образования Стандарт пед.образования Требования стандарта школы Компетенции в области педагогической деятельности готов применять современные методики и технологии для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников разрабатывать программу учебной дисциплины; Разрабатывать задания, направленные на формирование предметных грамотностей на трех уровнях (формальном, предметном и функциональном); метапредметных умений; Разрабатывать и конструировать задания, позволяющие оценить сформированность предметных грамотностей на трех уровнях (формальном, предметном и функциональном); метапредметных умений, индивидуального прогресса
9 Апробация новой модели педагогических практик и квалификационного испытания: 2012 г. 1. Практика на стажировочных площадках: инновационные школы как школы «стандарта» 2. Целевые ориентиры – компетентности педагога, соответствующие ФГОС НОО и ООО 3. Апробация уровневых КИМ для квалификационных испытаний. Оценка результатов как механизм преобразования содержания практик.
10 Изменение содержания профессионального образования: развитие рефлексии Противоречие: нормативная подготовка к рефлексивной деятельности Ведущая деятельность: коллективно- распределенное профессиональное мышление Формирование теоретического мышления и рефлексии в рамках теоретических курсов Формирование и оценка новых результатов Формирование рефлексии в ходе практики Поставленные задачи Действия детей Мои реакции Незапланированные ситуации, их причины Анализ эффективности: соотнесение цели и результата, поиск разрывов Проект следующего шага
11 Уровни формирования профессиональных компетентностей Репродуктивный уровень: студент понимает, как ориентация на метапредметную результативность (универсальные учебные действия или способности – в дошкольном возрасте) проявляется в конкретных разработках учебных программ дисциплин, заданиях и диагностических процедурах. Пользовательский уровень: студент может из предложенного набора формирующих заданий, оценочных процедур или инструментов, а также программ выбрать те, которые соответствуют поставленной диагностической или развивающей задаче. Конструктивный уровень: студент может сам предложить вариант (задания, программы, инструмента оценки), соответствующий поставленной (в КИМ) задаче. – разрабатывает оценочные процедуры исходя из того, что именно формируется у ребенка, – разрабатывает задания в зависимости от того, какие результаты демонстрирует ребенок на данный момент по итогам проведения конкретной оценочной процедуры (или проведения диагностики).
12 Структура контрольно- измерительных материалов Репродуктивнй уровнь Пользовательс кий уровень Конструктивны й уровень программыВыбрать программу, ориентированну ю на формирование УУД Выбрать адекватную рецензию на программу Сконструироват ь фрагмент программы ЗанятияВыбрать вариант задания, направленного на формирование УУД Выбрать вариант занятия, соответствующе го задаче Сконструироват ь вариант занятия, соответствующе го задаче Инструменты оценки Выбрать вариант инструмента оценки, направленного на оценку УУД Выбрать вариант инструмента оценки, соответствующе го задаче Сконструироват ь вариант инструмента оценки, соответствующе го задаче
13 Практика реализации проекта Учреждения СПО и ВПО 6 субъектов Российской Федерации Апробация практик: 11 учреждений СПО и ВПО (264 студента) Апробация КИМ: 15 учреждений СПО и ВПО (328 студентов) На языке цифр Модельные КИМ Предложения по использованию квалификационных испытаний в итоговой аттестации студентов – НПА Минобрнауки России
14 Актуальные вопросы: практики Нужна ли будущим педагогам практика по типу интернатуры? Как финансировать стажировки нового типа? Проблема диверсификации карьеры педагога: педагоги тьюторы, педагоги – коучи, педагоги-исследователи.
15 Актуальные вопросы: квалификационные испытания Нужны ли квалификационные испытания для получения лицензии на преподавательскую деятельность? Какими должны быть квалификационные испытания? Портфолио, индивидуальный проект: каковы критерии оценки?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.