Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВалентин Шаверин
1 Учебный проект Комплексный анализ поэтического текста
2 Шаг первый Ведущая тема Название художественного произведения всегда входит в содержание и заявляет тему (или её часть). Если стихотворение не названо автором, оно называется по первой строчке. Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей, И лёгкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней! Прости, Тригорское, где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!), Я к вашим возвращусь полям, Приду под липовые своды, На скат тригорского холма, Поклонник дружеской свободы, Веселья, граций и ума. 1817г.
3 Стихотворение « Простите, верные дубравы!» Посвящено прощанию с ушедшими беспечными годами юности.
4 Шаг второй История создания стихотворения Обратите внимание на время написания стихотворения. Какие события в жизни поэта в эти годы происходили? Вспомните биографию А.С.Пушкина. Если ваших знаний недостаточно, найдите доступный вам материал (книги, Интернет и др.) о нём и обязательно ответьте на этот вопрос. Вот путь поиска : 9 июня 1817 года состоялся выпуск первого набора лицеистов. Событие было значительным и одновременно грустным как для лицеистов, так и для педагогов. Уходя, лицеисты дали обет верности дружбе и лицейским годам. Пушкин остался верен этому обету на протяжении всей жизни. В эти последние дни и недели перед окончанием лицея Пушкин многим лицейским товарищам посвящает свои строки: то в форме дружеского послания, то в форме стихов в альбом. С наибольшей силой чувства поэта этого периода выражены в стихотворении «Простите, верные дубравы!..» Кажется, что читаешь строки, посвященные уходу из Царского Села, но на самом деле они об уходе из родных пенатов – Михайловского, Тригорского, из отчего дома. Так Пушкин объединяет и настроение лицейского выпуска, и состояние вдруг ставшего взрослым.
5 направо пойдёшь – в Михайловское придёшь, налево пойдёшь – в Тригорское попадёшь
6 В путь, в страну, «...где Сороть голубая...»
7 В стране, где Сороть голубая… Савкина горкачасовня ветряная мельница река Сороть горбатый мостикяблоневый сад «остров уединения» пруды «дуб уединённый» «скамья Онегина»
9 Шаг третий Прочитаем стихотворение: Какие чувства оно вызвало? Как стихотворение построено? Какая тема? Сколько строф в стихотворении? Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей, И лёгкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней! Прости, Тригорское, где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!), Я к вашим возвращусь полям, Приду под липовые своды, На скат тригорского холма, Поклонник дружеской свободы, Веселья, граций и ума.
10 Сколько стихов? 16 Какие рифмы использует поэт? перекрестные смежные опоясывающие Каким размером написано стихотворение?
11 Рассмотрим имена существительные стихотворения Тема: Человек Лексика: веселье, воспоминанье, грация, забава, мечтанье, радость, свобода, сердце, сладость, ум Тема: Место Лексика: Дубрава, (липовые) своды, мир полей, (тригорский) холм, Тригорское Тема: Время Лексика: День
12 Выводы: Число и соотношение имён существительных стихотворения свидетельствует о небольшом Наборе мотивов внутри одной главной темы – темы прощания; Тематические (мотивные) группы неравнозначны. Наибольшая (10 имён существительных) связана с образом лирического персонажа, и прежде всего с миром его чувств и настроений, впечатлений, лирического переживания. Их 9 из 10 (веселье, воспоминанье, грация, забава, мечтанье, радость, свобода, сердце, сладость) Вторая группа ( 6 понятий) связана с конкретными точными местами, в то же время определенно указывает, что эти дорогие сердцу места находятся в мире природы. Третья группа состоит лишь из одного существительного : день («Столь быстро улетевших дней») Главное не время. Похожим было чувство времени при расставании и у других лицеистов. Итак, тематический круг стихотворения очевиден и не сложен.
13 Шаг четвёртый Образно-выразительный мир стихотворения молодого Пушкина подчинён главной задаче: передать настроение лирического персонажа, через систему поэтических тропов и фигур раскрыть его переживание и настроение. Пушкин делает это сразу, решительно, за счёт введения в первую строку слова «простите». С таким обращением лирический персонаж устремлён к родным с детства дубравам, рощам, милому Тригорскому. Впереди – новая и большая жизнь. Отношение к ней самое серьёзное, полное смутных надежд. Но сладким мечтам окажется желание вернуться «под липовые своды», «на скат тригорского холма». Особое эмоциональное состояние персонажа передано через усиление мотива прощения в первых пяти строках («Простите….дубравы»; «Прости … мир полей… и легкокрылые забавы»; «Прости, Тригорское…). Взволнованность, приподнятость переданы через риторическое обращение, риторическое восклицание и усиливается яркими эпитетами, неожиданными обращениями. Стихотворение состоит из 16 строк, но в графически выделенные четырёхстишия они не оформлены, поэтому весь текст читается на едином дыхании.
14 Домашнее задание: По данному образцу самостоятельно охарактеризуйте стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро», помня, что каждое стихотворение имеет свои тайны, свой внутренний стержень, свой образно-тематический мир.
15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.